Секрет его бараката

Джангиши Гадисов.  Общение с Магомедрашидом Магомедхабибовым оказалось делом небезынтересным. Мягкий, интеллигентный и разговорчивый, он мгновенно вызывает к себе симпатию. Несмотря на преклонный возраст, настолько подвижен, активен и деятелен, что и молодой позавидует. Увы, но людей ментальности славной советской эпохи среди нас все меньше и меньше. Внимания бы к ним больше, не формального, а реального, искреннего.

О ком это я? О фермере из Дылыма. Магомедрашид Магомедхабибов – человек заслуженный.­ Он глава действующего уже более двадцати пяти лет крестьянско-фермерского хозяйства «Баракат» из селения Дылым Казбековского района, член Совета старейшин АФКОДа. Хозяйство это известно не только в районе, но и в стране. «Баракат» является постоянным участником республиканских и всероссийских сельскохозяйственных выставок-ярмарок «Золотая осень» и «Агрорусь», ежегодно проводимых в Москве и Санкт-Петербурге. «Баракат» богат и на награды.

К слову, на ярмарке «Российский фермер» в Ленэкспо Северной столицы предприятие получило в качестве приза пресс-подборщик к трактору МТЗ-82, заняв 3-е место на конкурсе по реализации горожанам экологически чистой продукции. И это лишь один пример. Ему в этом году исполнится 85, но и сегодня под его началом работают четыре человека, имеющие официальную регистрацию и платящие налоги в ФНС и отчисления в Пенсионный фонд. Согласитесь, это немало, если учесть миграцию из небольших горных сел Дагестана и запущенность там аграрного сектора. По всему видно: человек он многоопытный. Сельскому хозяйству посвятил всю свою трудовую биографию. Начинал, как и многие, рабочим полеводческой бригады, а в итоге стал председателем колхоза. Дело в том, что во времена хрущевской оттепели колхоз им. Кирова селения Дылым был одним из отстающих в Казбековском районе.

Проблемы хозяйства не решались очень долго, и многие считали подъем артели вообще делом безнадежным. В 1964 году Казбековский райком КПСС решил укрепить колхоз кадрами. А агроном Магомедрашид Магомедхабибов стал именно тем, на кого сделали ставку в этом вопросе. Не прогадали. После назначения его председателем коллектив хозяйства воспрянул, и ему вместе со специалистами удалось вывести колхоз из состояния экономической отсталости в число передовых, экономически развитых хозяйств района. Вот что он сам говорит об этом времени: – В 1962 году, окончив сельхозинститут, я был направлен в распоряжение района. Здесь предложили пойти работать агрономом в Ленинаул, в опытно-показательное хозяйство, где нормальные условия и хорошая зарплата.

Там же, оказалось, работают почти все специалисты района. Я не дал на это согласие и решил пойти работать в колхоз им. Кирова своего родного села. Затем назначили руководителем отдела кадров Казбековского межрайонного территориального управления сельского хозяйства. Тогда были объединены 3 района: Казбековский, Гумбетовский и Новолакский. А уже 29 марта 1964 года направлен председателем экономически отстающего колхоза им. Кирова. – Да, нелегко было, – рассказывает он, – хозяйство тогда не было готово к весенне-полевым работам. Земля не вспахана, нет семян для посева. Животноводство находилось в бедственном положении. Отсутствовали грубые корма, сено, солома, концентрированные корма. Техника была, но не было денег для горючего. Счета колхоза обременены долгами и кредитами. Пришлось думать, что делать, с чего начать? Помогло решение Совмина Дагестана выделить колхозу из скотопрогонной трассы 200 гектаров земли и закрепить ее на вечное пользование.

Речь о землях по пути в сторону Хасавюрта на участке «Аркабаш», где имелись пастбища, густо покрытые колючим кустарником, их невозможно было использовать для пастьбы скота. Дылымцы тогда всем селом очистили их от кустарников и подготовили для посева озимых. А ускорить оформление участка тогда помогли председатель райисполкома Мухудин Абдулмуслимов и секретарь райкома партии Расул Идрисов. На 55 гектарах посеяли кукурузу и впервые закрепили ее за гектарницами. Стимулировали их, и люди работали старательно, получили хороший урожай и, соответственно, оплату. Возможно, уже тогда Магомедрашид понял, что для успеха на земле человеку нужно чувствовать и быть на ней хозяином. А именно таким он и был председателем колхоза. Люди за это его и уважают.

В разные годы он руководил совхозами «Дылымский» и «Буртунайский», руководил госзаготинспекцией при управлении сельского хозяйства муниципалитета и всегда был в числе рачительных хозяйственников. Потому и наград у него много. Он победитель социалистического соревнования 1973, 1976, 1977 годов, награжден медалями: «За трудовое отличие», «За доблестный труд», «Ветеран труда», обладатель нагрудного знака «Ударник IX пятилетки». Был представлен Магомедрашид и к ордену Трудового Красного Знамени, но, как выяснилось, уступил эту награду доярке Хайириз Юсуповой, которую часто командировал на выставки ВДНХ. Рачительным хозяином Магомедрашид показал себя и в годы перестройки. Свидетельством тому, что КФХ «Баракат» было в числе первых в Дагестане. Поднять новое хозяйство, конечно, – дело далеко не простое, но сказалась характерная для него предприимчивость.

Помогло то, что в постперестроечные годы он стал участником проекта «Фермеры Америки -фермерам России», сумел в лизинг приобрести единственную в районе агрегатно-вальцовую мельницу производительностью 18 тонн в сутки. Построив здание под мельницу, склад, гостевую и канцелярию, он провел линию электропередачи, запустил комбикормовый цех, построил животноводческую ферму на 25 голов КРС, оборудовав рядом противопожарный водоем и посадив фруктовый сад. Красота, да такая, что и в Москве ее заметили. На съезде фермеров Дагестана в 2015 году депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета ГД по аграрным вопросам Светлана Максимова за доблестный труд вручила ему Почетную грамоту. Также он был удостоен звания «Заслуженный фермер России».

От редакции: Полон планов и свершений Магомедрашид и сегодня. В бизнесе, как в футболе, – не идешь вперед, значит проигрываешь. Дети, внуки подросли, и, конечно, не хочется, чтобы дело сошло в итоге на нет. Мельнице нужна реконструкция. Необходимо увеличить ее мощность как минимум в два раза, иначе не намолоть в сутки зерна «Камаз с прицепом». Без этого объема нет сегодня клиентуры для мельницы. Долгие годы «Баракат» не может получить в долгосрочную аренду и землю под пашню. Тогда бы они сами обеспечили перерабатывающие мощности сырьем, так же, как землю под сенокос и пастбища. Мы об этом уже писали в статье «Гранты. Открыто и прозрачно» (26.09.2015 г., №№404-405). Похоже, земли в районе свободной нет? Заброшенной наверняка немало, а вот бесхозной нет. Не доходит очередь до КФХ «Баракат» и в конкурсе грантов по линии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД, по нашему подсчету, уже 6-й год кряду. Что же выходит? Американские империалисты помогли, а родное министерство помочь фермеру не может? Или не желает? Фото автора

Источник: http://www.dagpravda.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *