МОЙ ГАДЖИ

Научная общественность Дагестана и многонациональной России отмечает поистине замеча­тельное 85-летие со дня рождения выдающегося литературоведа и культуролога, истинного патрио­та своей родины и общественного деятеля Гаджи Гамзатовича Гамзатова.

В этот славный день мы все выражаем свою глубокую признательность настоящему Человеку и Учёному.

Уже в самом начале своей научной деятельности Гад­жи Гамзатов понял, что не бывает культуры местной, обла­стной, периферийной, если культура, какой бы народ она не представляла (большой или немногочисленный), уст­ремлена к общезначимому, общечеловеческому уровню своего развития. И уже после первой же книги о Гамзате Цадасе научные труды Гаджи Гамзатова перешагнули гра­ницы родного Дагестана и заняли своё почётное место в дагестанской и северокавказской культурологии. Все науч­ные работы замечательного учёного всегда верны по то­нальности многовековому опыту своего народа. А потому полёт мыслей Гаджи Гамзатовича воссоздаёт удивитель­ную гармонию целостного восприятия национально-худо­жественной действительности. Смелость взгляда, незави­симость суждений, внутренняя убеждённость – характер­ные черты научного почерка Гаджи Гамзатовича Гамзато­ва. Как крупнейший учёный и целеустремлённый человек, он убедительно продемонстрировал, каких успехов можно достичь самоотверженным трудом и искренним желанием принести на своём уровне пользу народам Дагестана и России.

Дагестан для Гаджи Гамзатовича – точка опоры, позво­ляющая ему постичь суть развития непреходящих народ­но-духовных ценностей. И эти духовные ценности, развёрну­тые Гаджи Гамзатовым в их диалектическом движении, как духовный ориентир особенно необходимы нам в наше, мягко говоря, противоречивое время. Незабвенный Расул Гамзатов утверждал: «Дом – это символ родного оча­га; того кровного, что единит нас с землёй наших предков. Потеряв его, человек превращается в перекати-поле, лишается своих корней». Именно родной очаг, Родина, Дом, родной язык – преемственно родовые живитель­ные истоки творчества Гамзата Цадасы, Расула Гамзатова, Гаджи Гамзатова… и они же продолжение их поис­ка праведного пути в большой и противоречивый мир. Высокие нравственные ориентиры и научная глубина тру­дов Гаджи Гамзатовича заметно повлияли на осмысление и формирование единого дагестанского и северокав­казского духовного пространства.

Если говорить обобщённо, то Гаджи Гамзатович во всех своих работах анализирует пути становления, форми­рования и развития дагестанских национальных литератур (культур) в контексте масштабных теоретических и ис­торико-культурных проблем. Именно такой подход обеспечивает его статьям и монографиям неординарность и высокую значимость в разработке сложнейших вопросов современной науки. В своих работах Гаджи Гамзатов выявляет специфические и типологические закономерности эволюции художественного сознания в дагестан­ских литературах, корректируя при этом устоявшиеся и только складывающиеся точки зрения на движущие силы и направление историко-культурного процесса. Широта взглядов учёного позволяет ему рассматривать дагестан­ские (северокавказские) литературы не только в общероссийском, но и мировом (Восток-Запад) масштабе, при­чём в многообразных генетических, контактных и системно-структурных связях. Гаджи Гамзатовичу удалось най­ти и воплотить органичный синтез теоретического и историко-культурного постижения противоречивого соотно­шения фольклорно-эпического и социально-актуального пластов национальной картины мира, преломлённой каждым из рассматриваемых им художников слова в своей неповторимо-индивидуальной интерпретации.

А сейчас, особо и конкретно, несколько слов о самой важной для меня книге Гаджи Гамзатовича – «Дагес­танский феномен возрождения». Именно она явилась для меня ключом к новому осмыслению – переосмысле­нию «Камбота и Ляцы» Али Шогенцукова. Это исследование Гаджи Гамзатовича представляет собой пусть и ост­рополемическую, но, на мой взгляд, плодотворно-оригинальную концепцию, раскрывающую новые грани пости­жения национального самосознания и самопознания дагестанских и северокавказских культур.

Преодолев проблемно-тематическую замкнутость подобного рода работ и, вместе с тем, отталкиваясь от уточнённых ориентиров, Гаджи Гамзатов обозначил в монографии ряд крайне актуальных теоретических и исто­рико-культурных вопросов постижения сути художественного функционирования дагестанской и северокавказ­ской ментальности того времени как основы зарождения элементов ренессансного характера. Здесь, прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что соотношение национального, регионального, общечеловеческого анализиру­ется автором в контексте социокультурного дискурса. Автор свободно владеет культурологическим и литературо­ведческим арсеналом для постижения художественного опыта и национальных литератур, входящих в изучае­мую типологическую общность.

Такой методологический принцип позволил учёному предложить своё видение трансформации художествен­ного сознания от её фольклорно-эпических основ до непреходящих особенностей их духовно-культурного звуча­ния в XVIII–XIX веках, которое затем наследовалось и развивалось последующими поколениями. Особенно отчёт­ливо это выражается в изучении генезиса, формирования, а значит, и современного состояния литератур наро­дов Дагестана.

Гаджи Гамзатович уже давно мог бы гордиться своими необозримыми результатами в национальной науке, но и сегодня он остаётся в первых рядах действительно действующих российских академиков. И в своей неутоми­мости Гаджи Гамзатович остаётся образцом для подражания следующих за ним поколений учёных.
 

Источник: http://www.litrossia.ru/2011/17/06150.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *