Марена была своя Народные промыслы Ковры делали еще до нашей эры

Когда родился первый ковер, не знает никто. Известно только имя родоначальницы этого древнейшего ремесла. Женщина по имени Хава получила от бога этот талант — ткать ковры, чему научила всех своих домочадцев.

Никто не может назвать точную дату возникновения ковроделия в Дагестане, но есть ссылки на III-II тысячелетия до нашей эры. Это предположение подтверждено археологическими экспедициями в Южный Дагестан. Упоминание о коврах, ковровых изделиях в быту народов Кавказа найдены и в трудах античных авторов Геродота, Плиния — старшего.

В ХI-XII веках, как свидетельствуют арабские письменные источники, на пространстве Кавказской Албании взращивали шафран как природный краситель нити, используемой для ковроделия. И совершенно точно установлено, что в окрестностях Дербента для нужд местного населения и вывоза в соседние государства выращивали марену.

Более активное развитие искусство ковроткачества получило с проникновения ислама в Дагестан. В ковровые рисунки стали все чаще вводить растительный и геометрический орнамент, а также появился новый вид ковров — намазлык (для совершения намаза), где в основе композиции изображен михраб – ниша в мечети, направленная в сторону Мекки, на фоне райских садов, лампады – символа божественного света.

Отчего же искусство ковроделия так активно развивалось в наших краях? Этому способствовало обилие местного сырья – шерсти и растительных красителей. А еще была необходимость в коврах как утеплителях жилища холодными ночами, к тому же в период приостановления сельхозработ глубокой осенью и зимой женщины имели достаточно свободного времени. И хотя в Дагестане были развиты вышивка шелком, золотое шитье, узорное вязание, валяние бурок, но ковроделие было приоритетным ремеслом. Коврами покрывали стены, земляной пол, на них сидели перед низким столом, а порой и сам ковер служил столом. Ковровые изделия ввиду их прочности использовали и для хурджинов, чувалов, сумок для ношения кувшинов и, конечно же, коврики для молитв.

Ковры сопровождали дагестанца всю жизнь. Ими накрывали детские люльки-кровати, их давали в приданое, да и в последний путь мусульмане уходили накрытые ковром, что, кстати, сохранилось и по сей день. В неброское жилище горцев ковры вносили нарядность, красоту природы. Согретые теплом женских рук шерстяные ковры придавали жилищу уют, сохраняли здоровье своих хозяев. Эти рукотворные изделия стали неотъемлемой частью быта. Чем больше ковров, тем богаче дом, славен трудолюбивыми женщинами, да и мужской труд в них присутствовал тоже, ибо шерсть давала отара овец, которую пасли мужчины.
 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=16289

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *