Парк из почти 2,4 тыс. грузовых вагонов, которая частная компания «Интерлизинвест» приобрела при президенте Викторе Януковиче за деньги ЕБРР, в данный момент по решению украинского суда находится в оперативном управлении компании, связанной с российским бизнесменом Зиявудином Магомедовым, а не «Укрзализныци».
Редакция решила разобраться в тонкостях процесса.
Экспедиторскую компанию «Интерлизинвест» основали еще в 2005 году. Регистрировали ее на нидерландскую фирму Interleaseinvest Ukraine B.V. компании по управлению активами «Парангон», которую контролирует бывший министр обороны Павел Лебедев и его супруга Людмила. По данным СМИ, партнерами по бизнесу являлись родственники днепровского бизнесмена Леонида Юрушева.
Экс-министр обороны Лебедев
В начале 2010-х годов холдинг Inter Car Group, которую возглавлял Лебедев, начала переговоры с ЕБРР о выдаче кредита на приобретение грузовых вагонов. Глава банка Томас Миров считал, что необходимо переориентировать инвестиции в железнодорожную отрасль с государственного на частный сектор. Европейцы тогда заявляли, что хотят кредитовать «Интерлизинвест» в рамках частичного финансирования приобретения около трех тысяч грузовых вагонов. На тот период фирма уже владела более 1,2 тыс. вагонов. Общая сумма заявленного проекта составляла 300 млн долларов (таким образом, в проект заложена оценка стоимости вагона в среднем в 100 тыс. долларов, что превышало текущую цену на полувагон на уровне 75 тыс. долларов).
В сентябре 2011 года компания заключила с ЕБРР договор на кредитную линию в 150 млн долларов, получив 90 млн долларов под залог подвижного состава и компании на покупку железнодорожных вагонов у криворожского ПАО «Дизельный завод», принадлежащего опять-таки Леониду Юрушеву. Позже, под залог банка отошли новые вагоны «Интерлизинвеста», закупаемые за деньги иностранцев. Суммарно сделку обеспечили 2 387 грузовых вагона (2008-2012 годов постройки — Ред.).