В субботу на официальном сайте Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМ РД) появилось срочное сообщение, что этот муфтият выходит из состава Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), одного из крупных исламских объединений страны.
Поводом для ссоры стало распространение печатного органа ДУМ РД в других северокавказских республиках. Некоторые наблюдатели высказали предположение, что существует и подспудная причина конфликта: разногласия по поводу «Грозненской фетвы», принятой в Чечне полгода назад. Оппоненты обвиняли авторов фетвы в том, что те пытаются утвердить во всей российской общине доминирование дагестанского и чеченского понимания ислама, основанного на суфийской традиции, не столь сильной за пределами двух указанных республик. Чеченский муфтият покинул КЦМСК еще в 2012 году.
Надо также указать на ослабление влияния КЦМСК, базирующемся в Карачаево-Черкесии, на общемусульманскую ситуацию. Лидер объединения Исмаил Бердиев в последнее время отметился только одобрением женского обрезания и предложением «взорвать к чертовой матери» Ельцин-центр.
По сути, реальным влиянием обладает даже не религиозный лидер, а политический глава Чечни Рамзан Кадыров. В воскресенье он резко осудил позицию ЕС по проблеме хиджабов, заявив, что Европа хочет превратить весь мир в Содом и Гоморру.
На общероссийском уровне поводом для раскола стал вопрос о перезахоронении Ленина. На минувшей неделе продолжали обсуждать предложение Зарубежной церкви вынести тело Ленина из мавзолея и сдержанную реакцию на это предложение РПЦ. Поскольку стало понятно, что противостояние «красных» и «белых» преодолеть в ближайшее время не удастся, попытку национального примирения попытались разглядеть во встрече президента Владимира Путина с главой крупнейшей Церкви русских старообрядцев митрополитом Корнилием (Титовым), прошедшей в четверг. Другое дело, что Раскол XVII века не оказывает политического влияния на сегодняшнюю повестку дня, так как даже самые значительные общины староверов малочисленны и вполне мирно вписываются в пеструю картину религиозных «миноритариев» духовного пространства России. Согласно сообщениям информагентств, президент подчеркнул в деятельности старообрядцев прежде всего культурно-исторический компонент.
Актуальная культурная политика сегодня находится в распоряжении РПЦ, что показало заседание Общества русской словесности, состоявшееся в пятницу. Патриарх Кирилл выступил с предложением создать единую концепцию государственной языковой политики. «Нормативно-правовая база сегодня разрознена, каждый документ регламентирует преподавание русского языка в какой-то отдельной области», – сказал глава РПЦ. Интересно, что в самой РПЦ отказываются перевести на русский язык с церковнославянского хотя бы часть богослужения.
Патриарх крепил «русский мир» не только на лингвистической, но и на дипломатической стезе, на встрече с президентом Молдавии Игорем Додоном обещав содействовать стратегическому партнерству этой страны и России. Андрей Мельников