http://youtu.be/
Недавно в Махачкале Дагестанское историко-географическое общество (ДагИГО) презентовало короткометражный документальный фильм «Заброшенные села Дагестана».Возглавил проект руководитель ДагИГО, кандидат исторических наук Зураб Гаджиев, который и представил фильм, созданный по материалам экспедиции в горные районы республики.
В интервью корреспонденту ФЛНКА Зураб рассказал о целях и сути проекта, а также поделился впечатлениями от увиденного.
Расскажи о самом проекте «Заброшенные села Дагестана», как родилась идея его реализовать?
Дагестанское историко-географическое общество, как явствует из названия, с самого начала уделяет большое внимание исторической географии родного края, т.е. разысканию и фиксации на местности старинных укреплений, сел, городищ, городов, мостов, дорог, культовых и любых других сооружений или памятных мест, не отмечаемых на простой физической карте Дагестана.
Многие из них неизучены и не насены ни на на одну из существующих карт, некоторые были зафиксированы с ошибкой, некоторые села поменяли свое место расположения, некоторые памятники разрушились и утрачены. Некоторые были отсняты очень давно и их фото в хорошем качестве на сегодняшний день недоступны.
Проводя походы и поездки, снимая фильмы о заброшенных селах, башнях и крепостях в горах, мы способствуем их сохранению, уточняя их фактическое состояние, мы также открываем многие из них для туризма, прокладываем своего рода маршруты для туристов, в глазах которых Дагестан за исключением пары мест (Гуниб, Дербент, Сарыкум, Чиркей-Гэс) все еще остается terra incognita.
Таким образом мы помогаем целому ряду профильных ведомств, которые, к сожалению пока медленнее, чем хотелось бы, идут на контакт.

Зураб, на твой взгляд, какова научная уникальность проекта?
Я бы говорил не о научной уникальности, а о научной новизне, а точнее научном возобновлении. Потому что подобное практикуется, пожалуй, во всех регионах мира, кроме горячих точек.
Во-вторых, и у нас в Дагестане в 50-70-е активно проходили всевозможные экспедиции такого рода, собравшие и запечатлевшие множество уникального материала.
К сожалению, качество фотосъемки в те времена оставляло желать лучшего, хотя многие памятники и строения еще были в гораздо более сохранном виде.
Сегодня мы с горечью в сердце фиксируем по сути то, что от них осталось за 50 лет. Разница удручающая…
Можно открыто констатировать в этой сфере культурно-историческую трагедию. В Европе развалины римских времен в лучшем состоянии, чем у нас некоторые сооружения, функционировавшие еще 50 лет назад.
Например, крупнейшая и древнейшая из лезгинских мечетей в селе Кочхюр, покрытая куфическими надписями 10 века, высотой в 12 метров, за последние годы потеряла крышу и распадается на глазах. То же и с мостами. Родина Етим Эмина, село Цилинг — в руинах…
Та же картина с мостами и другими сооружениями, уникальными для Дагестана даже в инженерном отношении.
Что включает в себя данный проект, помимо фильма, который вы недавно представили?
В прошлом году мы в соответствии с планом обследовали лезгинские и рутульские села, были в Нижнем Табасаране и отчасти в Агульском районе. В этом году нами планируется исследование лакских сел, оставшейся части агуло-табасаранских и переход к даргинским селениям. Конечно, не забывая возвращаться и к наиболее интересным памятникам, что удалось обнаружить в прежних наших экспедициях.
Каков был маршрут вашей экспедиции? Почему выбрали именно его? Были ли Вами обнаружены какие-то интересные находки?
Маршрут, представленный в короткометражном фильме, невелик, но довольно непрост по прохождению, ибо предусматривает форсирование холодной Курахской реки в брод и через развалины села Кумук прямое восхождение на гору Палкан-киль 1701 м. с последующим спуском в Кочхюр и долину Кочхюрской реки, спуск по ее руслу до развалин Цилинга и далее до выхода из долины выше села Икра.
В ходе прохождения удалось осмотреть и отснять развалины 3 сел, имевших в свое время стратегическое значение. С вершин виднелись другие села и памятники самых разных эпох, глядя на которые перед глазами проносится вся наша история от скифов до ВОВ.
Зураб, насколько, на твой взгляд, изученным является Юждаг? Существуют ли какие-то проблемы для осуществления научной и исследовательской деятельности? Чего, в таком случае, не хватает?
Южный Дагестан изучен примерно так же, как и весь остальной, может по отдельным критериям даже лучше. Но известен хуже, представлен на мой взгляд недостаточно, хотя именно он на мой взгляд имеет все шансы стать лицом туристически привлекательного Дагестана.
Конечно, главным камнем преткновения является отсталость дорожной инфраструктуры. Во многих интересных местах жуткие дороги или их вообще нет. Это сказывается и на социально-экономической ситуации в ряде районов, становящихся непроезжими, тупиковыми. Население вымывается с гор на равнину. В результате в горах множатся обезлюдевшие села.