День родного языка (21 февраля), который является международным праздником, – это не только возможность побывать на фестивале в Аварском театре, концерте в Лакском театре, вечере кумыкского языка в Театре поэзии и множестве других мероприятий.
Это повод вспомнить и о проблемах сохранения дагестанских языков. Массовое переселение жителей горных аулов в столицу и другие города Дагестана, отказ сотен школ республики от обучения на родном языке – все это не способствует тому, чтобы дети знали и изучали язык своих предков.
Центр изучения родных языков
В декабре 2016 года по инициативе Министерства по национальной политике РД был создан Центр изучения родных языков. Как рассказала руководитель центра, доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики ДГУ Марина Гасанова, задачи центра – содействие сохранению и развитию языков народов республики, популяризация изучения родных языков, дагестанской словесности и духовной культуры, разработка инновационных технологий обучения родным языкам, издание учебно-методической литературы и др.
Особое внимание уделяется созданию банка данных письменных и бесписьменных языков Дагестана и их диалектов на бумажных, аудио- и видеоносителях. В первую очередь ставится вопрос сохранения бесписьменных языков Дагестана, создания алфавита, азбук и первых учебников.
Еще одна задача центра – пропаганда родных языков в студенческой и молодежной среде. Студенты-филологи на базе Центра будут проходить практику в экспедициях, где будут изучать языки и диалекты местного населения.
Центр принял участие в организации конкурса сказок, преданий и легенд на каратинском языке среди школьников ряда сел Ахвахского района, начал работу над проектами «Аудиокниги на родных языках» и «Русские сказки на родных языках», основными исполнителями которых являются студенты и магистранты. Будет выпущена серия разговорников на национальных языках. Планируется открытие Школы юного лингвиста. В этом году выйдут словари пословиц и поговорок на агульском, цахурском, арчинском языках с переводом на русский язык. Секция тюркских языков выпустит словарь кумыкских пословиц и поговорок.
Круглый стол по бесписьменным языкам Дагестана
18 февраля состоялся круглый стол, посвященный проблемам сохранения, изучения и развития бесписьменных языков Дагестана, организованный Центром изучения родных языков. В мероприятии приняли участие ученые ДГУ, ДГПУ, ДНЦ РАН, представители Миннаца РД и администрации Ахвахского района, а также магистранты русско-дагестанского отделения филологического факультета ДГУ.
Главным вопросом повестки дня стала выработка стратегии сохранения и изучения бесписьменных языков.
Совместно с вольным обществом «Карата» был проведен конкурс сказок, легенд и преданий среди школьников. Ведется работа по обработке фольклорного материала и его переводу. Но серьезной проблемой для публикации является отсутствие единообразия в написании текстов. Поэтому особенное внимание участники круглого стола уделили каратинскому языку. Профессор ДГПУ Рашидат Халидова рассказала об основных теоретических работах, посвященных каратинскому языку. «Для сохранения языка необходимо, прежде всего, накапливать материал: букварь, небольшие сборники сказок. Конечно, следует популяризировать родной язык среди детей, ведь именно они являются его будущими носителями», – подчеркнула она.
Опытом работы с бесписьменным языком поделилась профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики ДГУ Патимат Магомедова. Она занималась исследованием андийского языка в рамках европейского гранта «Возрождение культуры андийского этноса через возрождение языка». Одним из реализованных ею проектов является выпуск издания «Сказки народов мира на андийском языке», дополненного диском с аудиозаписями. Дети смогут не только читать, но и слушать родную речь, улучшая свои языковые навыки.
К закону «О языках народов Дагестана»
Максуд Гаджиев, автор-составитель «Антологии ахвахской поэзии», заявил, что проблема бесписьменных языков не будет решена, пока не будет принят Закон РД «О языках народов Дагестана», о котором глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов говорил еще в начале 2014 года. «Проект закона давно прошел два чтения в Народном собрании, и я не понимаю, что мешает признанию андо-цезской группы языков, которые прописаны в этом проекте», – отметил Максуд Гаджиев.
Ученый секретарь ИПГ ДНЦ РАН, писатель Саид Ниналалов заявил о категорическом несогласии с принятием сырого закона «О языках народов Дагестана», из которого выпало упоминание о кубачинском и кайтагском языках. Кубачинский язык всегда считался самостоятельным. А в 1938 году, во времена «большого ученого, в языкознании знавшего толк», Иосифа Сталина кубачинский и кайтагский языки были причислены к родственному им даргинскому языку. И всю историю советской власти, упоминая даргинский язык, ученые делали приписку: «в том числе кубачинский и кайтагский».
«Необходима дорожная карта – мы должны знать, каким образом шаг за шагом добиться признания кубачинского языка отдельным. У нас есть алфавит, букварь, художественные издания, книги о фольклоре на кубачинском языке. Что мешает признать наш язык отдельным? Необходимо обратить внимание и на закон «О малочисленных коренных народах Дагестана», который не работает, так как малочисленными признаны все 14 титульных народов республики – от русского и азербайджанского до цахурского и чеченского», – заявил Саид Ниналалов.
На круглом столе также выступили зав. кафедрой дагестанских языков ДГУ Муса Багомедов, зав. кафедрой английской филологии ДГУ Хайбат Кадачиева, председатель вольного общества «Карата» Хайбула Хайбулаев, начальник отдела по национальной политике Миннаца РД Александр Гаджиев, представитель администрации Ахвахского района Раисат Абдулбасирова, доцент кафедры дагестанских языков и специалист по арчинскому языку Раисат Магдилова и др.
Участники круглого стола пришли к общему мнению, что проблемы сохранения, изучения и развития родных языков должны быть предметом заботы и властных структур разных уровней, и научных и образовательных учреждений, и средств массовой информации. Дагестан – это уникальное в языковом отношении место, и наша обязанность – сохранить его этнокультурное многообразие.