Чеченские аргументы для дагестанского порта

Первый замминистра Минкавказа Одес Байсултанов поддержал планы по расширению Махачкалинского морского торгового порта Шамиль Алиев журналист

В борьбе за судьбу Махачкалинского морского торгового порта (ММТП) появился новый сильный игрок – первый заместитель министра по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов, благословивший планы по расширению мощностей порта.

Однако в необходимости этого есть обоснованные сомнения, поскольку нынешняя инфраструктура ММТП используется далеко не в полном объеме, что и стало поводом для недавней попытки смены руководства порта.

Новое слово на букву «х»

Последнее обострение ситуации вокруг ММТП в конце первой недели июня разрешилось хрупким компромиссом. Назначенный Росморречфлотом новый директор порта Андрей Гормах (считается человеком группы «Сумма» Зиявудина Магомедова) в должность так и не вступил, но и действующему директору Ахмеду Гаджиеву (брату депутата Госдумы Магомеда Гаджиева) пришлось сложить полномочия.

Андрей Гормах. Фото: ndelo.ru

До окончательного разрешения конфликта временно исполняющим обязанности руководителя ММТП был назначен первый заместитель Гаджиева Мурад Хидиров. В первом же публичном выступлении в этом статусе он заявил, что решение спорных вопросов, связанных с портом, произойдет после 12 июня в ходе встречи главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, полпреда президента РФ в СКФО Сергея Меликова и министра транспорта РФ Максима Соколова.

Однако с 12 июня прошло уже две недели, а эта встреча так и не произошла. Вместо этого в конце прошлой недели в министерстве по делам Северного Кавказа состоялось обсуждение проекта создания на базе ММТП многопрофильного транспортно-логистического хаба (узла).

Председательствовал на совещании первый заместитель министра Одес Байсултанов, который оценил это начинание как перспективное и заявил о необходимости определить его состав, обозначить круг участников, подготовить проект «дорожной карты» и финансово-экономическое обоснование.

Одес Байсултанов. Фото: minkavkaz.gov.ru

Мощности ММТП загружены максимум на 30%, и планировать их расширение можно лишь с расчетом на госфинансирование

Как следует из официального сообщения Минкавказа, суть предлагаемой инициативы заключается в дальнейшем развитии инфраструктуры порта на тот случай, если имеющихся мощностей не будет хватать для обслуживания грузов. На сегодняшний день пропускная способность ММТП составляет 10,9 млн тонн, включая 7 млн тонн наливных грузов и 3,4 млн тонн сухих.

В сообщении Минкавказа о прошедшем совещании также говорится о том, что «в последние годы в Махачкалинском порту отмечается рост объемов международного товарооборота».

Однако по данным КАВПОЛИТа, данна информация, мягко говоря, не соответствует действительности – в прошлом году грузооборот ММТП снизился на 22.6% (до 3,83 млн тонн), а за пять месяцев этого года, по данным агентства Infranews, грузооборот порта сократился еще на 18,9% (до 1,4 млн тонн).

На совещании в Минкавказа говорилось о том, что специалисты министерства ищут для проекта хаба потенциальных инвесторов. Однако в ситуации, когда существующие мощности ММТП загружены в лучшем случае на 30%, строить планы по их расширению можно лишь в одном случае – если рассчитывать, что заплатит за это расширение государство.

В прошлом десятилетии такая комбинация удалась бывшему генеральному директору ММТП Абусупьяну Хархарову. При нем в развитие инфраструктуры порта были закачаны немалые средства, в значительной степени – из федерального бюджета (1,3 из 2 млрд рублей).

Абусупьян Хархаров. Фото: riadagestan.ru

Аналогичные планы строила и команда Ахмеда Гаджиева, установившая контроль над ММТП в 2011 году, после скандального увольнения Хархарова.

Вскоре после этого на первом Дагестанском экономическом форуме был представлен инвестпроект нового расширения мощностей порта стоимостью 7,2 млрд рублей, который предполагал довести потенциальный объем перевалки до 15 млн тонн в год.

Откуда на этот прожект возьмутся средства, не сообщалось – по умолчанию было понятно, что менеджмент порта будет прилагать все усилия, чтобы их предоставило государство.

Абдулатипов признал, что эффективность и пропускная способность ММТП находятся на низком уровне

Однако последующие несколько лет наглядно показали, что новое руководство ММТП не может обеспечить загрузку даже той инфраструктуры, которая ему досталась. В результате рекордный объем перевалки грузов, достигнутый еще при Хархарове, в 2008 году (6,5 млн тонн), так и не был превзойден.

Тем не менее планы очередного расширения мощностей ММТП на протяжении последних лет продолжали озвучиваться с упорством, достойным лучшего применения.

Например, в январе 2014 года глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в своем послании Народному собранию республики заявил о «налаживании сотрудничества» по модернизации портового хозяйства между компанией «Нафта Москва» Сулеймана Керимова (считается, что именно его команда сейчас управляет ММТП) и группой «Сумма» Зиявудина Магомедова. При этом Абдулатипов признал, что эффективность и пропускная способность ММТП находятся на низком уровне.

Однако каких-либо зримых последствий это «налаживание сотрудничества» не получило. Единственным примером совместной работы двух миллиардеров на дагестанской земле пока остается махачкалинский аэропорт, управление которым досталось структурам Керимова, а реконструкцию его взлетно-посадочной полосы выполняла компания «Мостоотряд-99», аффилированная с «Суммой».

К 2019 году в аэропорту Махачкалы построят два новых терминалаhttps://t.co/0BmXyb2nw4 #новости #аэропорт #Махачкалаpic.twitter.com/Vk7b5KfPiX

— ФГУП АГАА (@FGUPAGAA) <a href=”https://twitter.com/FGUPAGAA/status/667268284455239681”>19 ноября 2015 г.

Но организовать взаимовыгодное сотрудничество олигархов в махачкалинском порту оказалось куда сложнее.

Персидские мотивы

Очередной эпизод борьбы за Махачкалинский порт, безусловно, связан с перспективами роста торговли с Ираном после отмены международных санкций в отношении этой страны. Еще в конце февраля в ходе российско-иранских переговоров в Тегеране были достигнуты предварительные договоренности о создании в российских портах на Каспии двусторонних «зеленых коридоров» – льготных условий для увеличения оборота сельхозпродукции.

В середине апреля ММТП посетила статусная делегация из Москвы, в составе которой были  заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Левин и сенатор Сергей Лисовский, первый заместитель главы комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной  политике и природопользованию.

Они выразили полную поддержку планам превратить Махачкалинский порт в один из главных перевалочных пунктов в торговле России с Ираном, а также с Индией. «Создавайте надлежащие условия для экспортеров и транспортных компаний, а мы поможем вам на правительственном уровне», – заявил тогда Сергей Левин.

Дагестан расширяет экономическое сотрудничество с Индией//t.co/YIDoCxMQyp #Дагестан #Делегация #Отношение #Книга #Фильм

— Postsovet.RU (@postsovet) 2 апреля 2015 г.

Со своей стороны, руководство ММТП в конце апреля заявило, что за счет организации «зеленых коридоров» между Россией и Ираном планирует увеличить ежедневную перевалку грузов в порту в два раза. На тот момент она составляла до 15 тысяч тонн, включая 12 тысяч тонн наливных грузов и 3 тысячи тонн сухих.

Астрахань от Ирана на 900 км дальше Махачкалы. Поэтому опорным пунктом должен быть Махачкалинский морской торговый порт

У иранской стороны эти планы также нашли поддержку. Еще в прошлом году, до отмены санкций, иранцы предлагали организовать в Дагестане свободную экономическую зону, а в середине апреля в Дагестан приехала делегация иранской инвестиционной компании «Хамрахиан», которой в числе различных предприятий показали и Махачкалинский порт.

Именно во время этой экскурсии, как сообщил затем министр промышленности и торговли Дагестана Юсуп Умавов, возникла идея создания ирано-дагестанской ассоциации внешнеэкономической деятельности.

Махачкалинский морской торговый порт готов к приему продукции из Ирана – ММТПhttps://t.co/cuN5PIy6ot pic.twitter.com/wHQZLqvlot

— МИД РФ Махачкала (@MIDMakhachkala) <a href=”https://twitter.com/MIDMakhachkala/status/709290327769743360”>14 марта 2016 г.

«Астрахань от Ирана на 900 километров дальше, чем Махачкала. Поэтому опорным пунктом должен быть Махачкалинский морской торговый порт. Кроме того, от самого Астраханского порта до города еще 200 километров, а наш порт находится в городе. К тому же наш порт – единственный незамерзающий порт в России», – заявил представителям «Хамрахиан» Рамазан Абдулатипов.

Соседский интерес

На фоне этой предыстории решение Росморречфлота сменить руководства ММТП выглядело полной неожиданностью. Первоначально ведомство предпочло не комментировать ситуацию в порту, ограничившись короткой официальной информацией о назначении Андрея Гормаха, однако после того, как ему не удалось вступить в должность, все же прояснило свою позицию.

Суд запретил Росморречфлоту назначать Гормаха гендиректором ММТПhttps://t.co/541OGIqr6P pic.twitter.com/RE7BsefOB4

— Юг России (@southnewsru) <a href=”https://twitter.com/southnewsru/status/740940441621811200”>9 июня 2016 г.

«В последнее время в сообщениях СМИ стали появляться заявления относительно необъективности решения, принятого конкурсной комиссией по вопросу выбора нового кандидата на должность руководителя ФГУП «ММТП» со ссылкой на успешную работу бывшего генерального директора предприятия, который якобы обеспечил погашение всех долгов порта и его динамичное развитие. Данные утверждения не соответствуют действительности. Долги предприятия не погашены, объемы перевалки грузов ежегодно снижаются», – сказано в одном из последних сообщений Росморречфлота.

Прокомментировали в агентстве и любопытную новость о том, что результаты конкурса на должность гендиректора ММТП опротестовал суд чеченского города Гудермеса, куда обратился некий гражданин Кантаев, якобы не допущенный к конкурсу. В Росморречфлоте утверждают, что документов на участие в конкурсе от этого претендента не поступало, равно как и необходимых для выяснения обстоятельств документов от гудермесского суда.

Интересы Чечни в махачкалинском порту понятны: своего экспортного «окна» у нее так и не появилось

В этом контексте появление в истории с ММТП такого «тяжеловеса», как Одес Байсултанов выглядит вовсе не случайным. В прошлом году Байсултанов уже выступал в роли антикризисного менеджера в Дагестане, когда его фактически назначили комендантом Дербента за несколько дней до юбилея города в ситуации полнейшего аврала, а теперь он примерил на себя роль куратора еще более масштабного проекта.

Еще одно примечательное совпадение: 27 июня Рамазан Абдулатипов назначил своим советником знаменитого борца Бувайсара Сайтиева, самого узнаваемого представителя дагестанских чеченцев. Практически одновременно Сайтиев вошел и в дагестанский список кандидатов «Единой России» в депутаты Госдумы на вполне проходном шестом месте. 

Интересы Чечни в махачкалинском порту совершенно понятны. Несмотря на огромный объем преференций, которые республика получила от федерального центра, своего действующего в полную силу экспортного «окна» у нее так и не появилось.

Еще в 2009 году в аэропорту Грозного открылся таможенный пост, но структурно он входит в состав Минераловодской таможни, а полноценного подразделения Северо-Кавказского таможенного управления в Чечне нет.

Но остается альтернативный вариант борьбы за контроль над внешнеторговыми потоками – войти в долю с кем-то из соседей, и Махачкалинский порт для решения этой задачи выглядит самым привлекательным активом. 

http://russianpulse.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *