Слухи о том, что в скором времени Дагестан возглавит начальник Главного штаба Росгвардии Сергей Ченчик, могут распространяться из окружения самого генерала. Чтобы укрепить политическую составляющую имиджа Росгвардии.
Под дагестанским лидером Рамазаном Абдулатиповым, который последние месяцы является самым непопулярным губернатором России, снова шатается кресло. Одним из возможных претендентов на его пост называют Сергея Ченчика, бывшего начальника полиции Северного Кавказа, а ныне – начальника Главного штаба Росгвардии.
54-летний генерал-лейтенант полиции Сергей Ченчик с апреля 2010 года возглавлял ГУ МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу, но в июле прошлого года был назначен начальником Главного штаба Росгвардии (также в статусе первого заместителя главы ведомства). Ченчика многое связывает с Дагестаном, правда, республику он видел чаще через перекрестье прицела: в 1998-1999 годах он командовал 20-м отрядом спецназа МВД «Вега», который участвовал в антитеррористической операции в горных районах Дагестана (с нее, напомним, началась Вторая чеченская кампания).
Ченчик за годы службы на Северном Кавказе заслужил реноме человека решительного и жесткого, который способен навести порядок в регионе, раздираемом криминальными кланами. Именно таким регионом сегодня является Дагестан, который на фоне слабости федеральной власти оказался разделен на множество зон влияния местечковых силовиков, чиновников – клановых лидеров, использующих в личных целях террористов.
В то же время именно Ченчика считают одним из главных «архитекторов» системы антитеррористической безопасности на Северном Кавказе. Его много критиковали за излишне жесткие методы наведения «конституционного порядка» в кавказских регионах: в частности, именно благодаря Ченчику появилась практика «профилактического учета» верующих мусульман, которая шире всего практикуется в Дагестане.
Назначение Ченчика главой Дагестана может продолжить избранную Москвой тенденцию по укреплению регионов Северного Кавказа силовиками. Причем все большую роль в этом процессе играет самая «молодая» силовая структура страны – Росгвардия, куда уже рекрутировали многих правоохранителей из кавказского региона.
Оба первых заместителя командующего войсками Росгвардии – именно с Кавказа. Помимо Ченчика это Сергей Меликов, бывший полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе.
Меликов отдал Внутренним войскам МВД России почти три десятилетия жизни, пройдя путь от курсанта до главы Северо-Кавказского регионального командования и первого замглавы Главного штаба Внутренних войск (звание генерал-лейтенант ему было присвоено в июне 2009 года). И вот теперь, фактически, он вернулся в родные пенаты, ведь Росгвардия появилась именно на базе Внутренних войск.
Работавший в полпредстве заместителем Меликова, генерал-майор полиции Сергей Милейковозглавил Департамент реализации госпрограмм и организации закупок Росгвардии. До начала политической карьеры Милейко был начальником тыла Центрального регионального командования Внутренних войск МВД России.
Как нам удалось выяснить, может быть рекрутирован в Росгвардию еще один генерал – Казимир Боташев, который до недавних пор возглавлял МВД по Карачаево-Черкесии. До этого он был подчиненным Сергея Ченчика, руководил Центром противодействия экстремизму ГУ МВД по СКФО. Теперь же, покинув Карачаево-Черкесию, Боташев может возглавить Северо-Кавказское региональное командование войсками Росгвардии, находящееся в Ростове-на-Дону, вместо Евгения Зубарева (ранее командовал Объединенной группировкой войск и сил в СКФО, а с 2002 года возглавлял командование Внутренних войск МВД России по Приволжскому округу).
И все же, зачем в командовании Росгвардии так много кавказских генералов? Сам собой напрашивающийся вывод таков: именно на Кавказе расположено основное количество соединений и войсковых частей Росгвардии. Они расквартированы не только в небольших населенных пунктах (вроде поселка Звездный Кабардино-Балкарии или Зеленокумска), но и в региональных столицах – Махачкале, Владикавказе, Грозном, Пятигорске.
Одно из самых боеспособных соединений, 17-й отряд специального назначения «Эдельвейс» (в/ч 6762), расквартирован в поселке Новотерский (Минераловодский городской округ). Отряд был создан незадолго до начала второй Чеченской войны в результате объединения групп спецназа из разных городов Юга России – Благодарного, Владикавказа, Зеленокумска, Нефтекумска и Нальчика. Все они выполняли специальные задания на территории Чечни и Дагестана во время антитеррористических операций.
Впрочем, с созданием Росгвардии на Северном Кавказе решалась не только задача обеспечения региональной безопасности, и политическая – чтобы подразделения Внутренних войск МВД России были выведены из-под личного контроля Рамзана Кадырова. Речь идет о расквартированной с 2000 года в Грозном 46-й отдельной бригаде оперативного назначения (в/ч 3025), в состав которой входят два специальных моторизованных батальона. Они известны в республике (да и за ее пределами) под условными наименованиями «Север» и «Юг».
Заместителем командующего бригадой является Алибек Делимханов, двоюродный брат Рамзана Кадырова. Другим заместителем был Заур Дадаев, арестованный в Ингушетии как предполагаемый исполнитель заказного убийства Бориса Немцова. Сейчас Дадаев находится под стражей в Москве. На волне скандала штаб Росгвардии был вынужден заменить командующего частью: место генерал-майора Дмитрия Гаврилова в декабре 2016 года занял полковник Виталий Мерцалов. Ранее он командовал 604-м центром специального назначения в Балашихе и считается человеком, близким к Виктору Золотову. Как видно, Золотов укрепляет на Кавказе политические связи через генералов, подконтрольных лично ему, а не действующим губернаторам.
Юрий Сокоев