Грандиозные планы могут обернуться потерей миллиардов
Дмитрий Виноградов
Летом Министерство по делам Северного Кавказа обнародовало планы по созданию «Каспийского транспортно-логистического комплекса» (КТЛК) в Республике Дагестан на базе Махачкалинского порта. Инвестиционный проект, позволяющий реализовать экономическое преимущество коридоров Север-Юг и Запад-Восток за счет сокращения времени доставки грузов, сразу же привлек внимание прессы и еще до конкретных шагов по его реализации получил множество авансов, вплоть до титула «главной стройки СКФО».
Озвученные министерством планы по созданию «Каспийского хаба» действительно поражают своей грандиозностью. Махачкалинский морской торговый порт (ММТП), как единственный незамерзающий порт России на Каспийском море, должен стать логистическим центром, который позволит выйти на новые рынки прикаспийской экономической зоны. Он будет связан единой системой с речными портами РФ, имеющими выход к Каспию — Астраханью и Олей.
Вокруг порта будет развиваться транспортная инфраструктура, которая свяжет его в единый логистический комплекс с международным аэропортом Махачкалы, а в самом ММТП должен быть построен стивидорный комплекс для перевалки контейнеров, а также новые складские помещения и объекты инфраструктуры.
Все это, как говорят в ведомстве, позволит нарастить объемы экспорта до показателей крупнейших прикаспийских портов Ирана, Казахстана и Азербайджана. Первый замминистра РФ по делам Северного Кавказа, экс-председатель правительства Чеченской Республики Одес Байсултанов заявил, что «Каспийский хаб» станет «бесценной опорой внешнеэкономических связей России со странами азиатско-арабского региона», а советник министра Ризван Газимагомедов в одном из интервьюотметил, что «речь идет о миллионах тонн грузов и миллиардах налоговых отчислений в бюджеты всех уровней». По словам чиновников, «Каспийский хаб» не просто реализует потенциал Махачкалинского порта и откроет путь на новые рынки, но и позволит решить многие экономические проблемы Дагестана и всего Северного Кавказа, в частности, уменьшить безработицу.
В теории все это звучит хорошо. Кажется, даже слишком хорошо, чтобы быть правдой. На практике же весьма вероятно, что проект столкнется с такими трудностями, которые помешают реализовать даже малую часть запланированного. Собственно, ни о какой реализации речи пока и не идет. Впервые идея была озвучена 22 июня на совещании Одеса Байсултанова с представителями заинтересованных сторон и ведомств.
Оперативно, всего через месяц, состоялось второе совещание и создание межведомственной рабочей группы, в которую вошли представители профильных министерств и органов, а в самом начале августа была представлена дорожная карта проекта. Впрочем, пока что это, скорее, наброски карты — не известны ни сметы, ни конкретные цифры. Специалистам только предстоит проанализировать конкурентную среду, оценить транзитный и экспортный потенциал, а затем приступить к созданию самой концепции «Каспийского хаба».
С тех пор особых новостей о проекте не было. Возможно, специалисты работают над поставленной задачей, но на сколько времени растянется «создание концепции» хаба и какой она будет в итоге — неизвестно. Далеко не все эксперты верят, что проект сможет даже в отдаленной перспективе окупить требуемые немалые инвестиции — а его стоимость ориентировочно оценивают в 110−120 млрд. рублей. Если бы «Каспийский хаб» создавался в идеальных условиях — в некоем вакууме, рассуждения о том, что налоговые поступления позволят хабу выйти на окупаемость уже через 10−15 лет, выглядели бы правдоподобно. Но с учетом имеющихся реалий они вызывают большие сомнения.http://svpressa.ru