Каждое утро среднестатистического жителя третьего и четвертого микрорайонов поселка Ленинкент (пригород Махачкалы) начинается с получасового ожидания общественного транспорта. В маршрутке, как правило, тесно, потому что она переполнена до самой двери салона. Но выхода нет: новый пассажир, сложившись в три четверти, занимает клочок места в газели и едет под возмущенные возгласы попутчиков.
Несоблюдение дорожных норм не раз приводило к авариям, калечащим и убивающим посельчан, часто – детей. И дело скорее не в нехватке транспортных единиц в Ленинкенте. Водители, как оказалось, рулят не только «Газелями», но и всей транспортной обстановкой в поселке.
Ленинкент имеет статус поселка городского типа 52 года. Это один из крупных населенных пунктов г. Махачкалы. Подчинен Кировской администрации столицы. Здесь проживают около 25 тысяч человек.
Поселок расположен в восьми километрах от Махачкалы. Визуально на карте населенный пункт напоминает букву «Г».
Если говорить о нехватке общественного транспорта, то недостает его только 3-му и 4-му микрорайонам (Новые планы), так как остановочные пункты всех трех линий (125,125а и 146) территориально находятся в административном центре Ленинкента. Когда маршрутки из 1-го и 2-го микрорайонов прибывают в 3-й и 4-й, свободных сидений в них уже не остается. В этой ситуации страдает около половины населения поселка, то есть более 10 тысяч человек.
Между тем в мэрии корреспонденту КАВПОЛИТа уверенно заявили, что сейчас в Ленинкенте с маршрутками «нет никаких проблем», так как в этом году маршруты обновлены за счет частных перевозчиков.
«Сейчас нет никаких жалоб от жителей Ленинкента. Зачем продлевать маршрут 18 линии, если перевозчики справляются?» – заявил заместитель главы управления транспорта, промышленности, связи и дорожного хозяйства мэрии Андрей Гусейнов.
В тесноте да в обиде
Жительница 4-го микрорайона Ленинкента Сакинат Абдурахманова работает в районе троллейбусного кольца Махачкалы. Женщине приходится каждый день вставать ни свет ни заря, чтобы не опоздать.
«Из-за этой проблемы мы купили машину, потому что невозможно ездить. Мы находимся в середине между Ленинкентом и городом – мы как изгои, которые никому не нужны. Или надо в три погибели скрутиться и сидеть там, или ты стоишь, машешь и провожаешь их. Детей пришлось перевезти сюда, в поселок, из-за этих проблем.
Из города в поселок – такая же история. Чтобы добраться с комфортом до дома, нам нужно сесть в маршрутку в центре города, доехать до ЦУМа, где находится конечная остановка, и тронуться оттуда, иначе в городе ты поймаешь ленинкентскую маршрутку уже однозначно полной», – сетует жительница поселка.
По словам ленинкентцев, раньше неместные проезжие «Газели» довозили людей хотя бы до поста ГАИ – но это пресекли местные маршруточники. Они стали обгонять «добродетелей», останавливать их и устраивать скандалы вплоть до рукоприкладства – чтобы у них не отбирали клиентов.
В своем стремлении заработать они добились даже отмены продленного маршрута 100-й линии. Среди жителей Ленинкента ходят слухи, что маршруточники сообща собрали 300 тысяч рублей и «занесли» в местную администрацию.
«На работу ходить желания нет, видя такую ситуацию. Если была бы собственная машина – таких проблем не возникло бы. Я даже просила маршруточников повысить цену за проезд до 25 рублей, но только чтобы они ездили чаще. Бесполезно.
К тому же в повседневной жизни мы близко не подходим к мужчине, а в маршрутке, бывает, впритык друг к другу стоим», – жалуется местная жительница Кистаман Муртузалиева.
Молодая мать Мадина Мурадисова, находящаяся в декретном отпуске, с ужасом вспоминает, как добиралась до дома в рабочие дни. Проблему удалось решить с покупкой автомобиля, но сейчас он на ремонте. Теперь трудности возникли у детей Мадины, которые учатся в махачкалинской школе.
«У меня мальчик учится на Казбекова, в 18-й школе. Мне приходится своих детей накануне вечером отвозить к родителям, которые живут в районе новой автостанции, чтобы они их утром вовремя отвезли в школу. Потому что шанс уехать отсюда с утра – нулевой. А каждый раз вызывать такси – накладно», – жалуется Мурадисова.
Дети в Ленинкенте – особо бесправная категория населения. Водители не реагируют на их просьбы остановиться, и ребятам приходится проезжать две-три лишних остановки – пока кто-то из взрослых пассажиров не соберется выходить. Свое поведение маршруточники объясняют тем, что дети якобы при выходе ломают дверь микроавтобуса.
Как правило, школьников высаживают, едва доехав до поворота в сторону Новых планов, а это как минимум несколько километров пешей прогулки по неасфальтированным улицам неосвещенного вечернего (если речь идет о детях, учащихся во вторую смену) Ленинкента. Потому неудивительны частые случаи пропажи местных детей.
К тому же по причине недостаточного освещения улиц за два года на трассе Махачкала – Буйнакск, охватывающей треть Ленинкента, зафиксировано 17 наездов на пешеходов со смертельным исходом.
Местной детворе зачастую приходится наматывать километры пешком
«Вспоминается случай, когда маршрутка была переполнена, ребенок стоял у двери, автоматическая дверь случайно по дороге открылась, и мальчик вылетел из машины. Также на моей памяти остался эпизод, когда автоматическая дверь защемила ребенку руку. Это присходит, потому что водители не разрешают им садиться. Они о детях говорят как о каком-то скоте», – возмущается местная жительница Кистаман Муртузалиева.
Пассажиры «лают», маршрутки едут
В то же время нельзя сказать, что в ленинкентской транспортной ситуации ничего не меняется. В декабре прошлого года в поселке «засветились» два автобуса ПАЗ по маршруту 146, на трассе появились дорожные разметки, были подготовлены площадки остановочных пунктов.
Но опять-таки для жителей, живущих ближе к посту ГАИ, ситуация осталась прежней. Новые микроавтобусы простаивают пустыми среди маршрутных такси, ожидая своей очереди, после чего трогаются с места так же заполненными.
По сути препятствия пассажирам создают сами водители общественного транспорта. По словам главы поселка Ленинкент Зайнутдина Мугудова, новые ПАЗы 146-й линии взяты в лизинг частной транспортной компанией «Астория», выигравшей тендер на перевозку пассажиров.
В Ленинкенте насчитывается 107 единиц общественного транспорта, из них 70% принадлежат частным перевозчикам, остальные – ГУП «Горавтотранс». Как пояснили нам в мэрии Махачкалы, у муниципалитета нет возможности приобрести транспортные средства за свой счет, поэтому они «дают возможность наладить данный вопрос частникам».
По словам Мугудова, в январе-феврале ожидается запуск еще двух ПАЗов на 125-й линии.
В сентябре Кировская администрация Махачкалы обещала продлить городские маршруты. Ничего не изменилось. Каждая ответственная структура объясняет это совершенно разными причинами – от твердого самоубеждения, что нет в этом необходимости, до боязни всполошить махачкалинцев, которых каким-то образом может возмутить продление городского маршрута.
К тому же, поясняют в мэрии, на линии не вышли еще около 30% водителей, не получивших разрешения на регистрацию ГБО.
Но, пожалуй, самую важную причину назвали в Минтрансэнергосвязи Дагестана. Как оказалось, продлевать маршрут 44-й и 100-й линий – небезопасно.
«Сотый маршрут продлевать до Школы глухонемых однозначно нельзя до тех пор, пока в этом месте не установят кольцевую дорогу. Поскольку эта дорога является федеральной трассой со спуском. И никто из водителей не хочет брать на себя такой риск. Это чревато несчастными случаями. Представьте, автобусы вместимостью 100 человек должны пересечь федеральную трассу. А там идут везде сплошные линии, негде развернуться.
Мною в прошлом году было внесено предложение администрации города разработать схему строительства на этом участке кольцевой дороги, чтобы автобус, который туда заехал, мог ехать по кольцевой дороге обратно», – сообщил КАВПОЛИТу заместитель министра Якуб Худжаев.
К слову сказать, проект разработан и аккуратно переложен в долгий ящик. Ответственные структуры решили обойтись на этом месте светофором.