Общественный транспорт не для всех

Для половины жителей поселка Ленинкент в пригороде Махачкалы поездка на маршрутке – изощренная пытка
 

usahlkaro Людмила Магомедова

Каждое утро среднестатистического жителя третьего и четвертого микрорайонов поселка Ленинкент (пригород Махачкалы) начинается с получасового ожидания общественного транспорта. В маршрутке, как правило, тесно, потому что она переполнена до самой двери салона. Но выхода нет: новый пассажир, сложившись в три четверти, занимает клочок места в газели и едет под возмущенные возгласы попутчиков.
Несоблюдение дорожных норм не раз приводило к авариям, калечащим и убивающим посельчан, часто – детей. И дело скорее не в нехватке транспортных единиц в Ленинкенте. Водители, как оказалось, рулят не только «Газелями», но и всей транспортной обстановкой в поселке.

Ленинкент имеет статус поселка городского типа 52 года. Это один из крупных населенных пунктов г. Махачкалы. Подчинен Кировской администрации столицы. Здесь проживают около 25 тысяч человек.

Поселок расположен в восьми километрах от Махачкалы. Визуально на карте населенный пункт напоминает букву «Г».

В мэрии корреспонденту КАВПОЛИТа уверенно заявили, что сейчас в Ленинкенте с маршрутками «нет никаких проблем»

Если говорить о нехватке общественного транспорта, то недостает его только 3-му и 4-му микрорайонам (Новые планы), так как остановочные пункты всех трех линий (125,125а и 146) территориально находятся в административном центре Ленинкента. Когда маршрутки из 1-го и 2-го микрорайонов прибывают в 3-й и 4-й, свободных сидений в них уже не остается. В этой ситуации страдает около половины населения поселка, то есть более 10 тысяч человек.

Между тем в мэрии корреспонденту КАВПОЛИТа уверенно заявили, что сейчас в Ленинкенте с маршрутками «нет никаких проблем», так как в этом году маршруты обновлены за счет частных перевозчиков.

«Сейчас нет никаких жалоб от жителей Ленинкента. Зачем продлевать маршрут 18 линии, если перевозчики справляются?» – заявил заместитель главы управления транспорта, промышленности, связи и дорожного хозяйства мэрии Андрей Гусейнов.

В тесноте да в обиде

Жительница 4-го микрорайона Ленинкента Сакинат Абдурахманова работает в районе троллейбусного кольца Махачкалы. Женщине приходится каждый день вставать ни свет ни заря, чтобы не опоздать.

Или надо в три погибели скрутиться и сидеть в маршрутке, или ты стоишь, машешь и провожаешь их

«Из-за этой проблемы мы купили машину, потому что невозможно ездить. Мы находимся в середине между Ленинкентом и городом – мы как изгои, которые никому не нужны. Или надо в три погибели скрутиться и сидеть там, или ты стоишь, машешь и провожаешь их. Детей пришлось перевезти сюда, в поселок, из-за этих проблем.

Из города в поселок – такая же история. Чтобы добраться с комфортом до дома, нам нужно сесть в маршрутку в центре города, доехать до ЦУМа, где находится конечная остановка, и тронуться оттуда, иначе в городе ты поймаешь ленинкентскую маршрутку уже однозначно полной», – сетует жительница поселка. 

По словам ленинкентцев, раньше неместные проезжие «Газели» довозили людей хотя бы до поста ГАИ – но это пресекли местные маршруточники. Они стали обгонять «добродетелей», останавливать их и устраивать скандалы вплоть до рукоприкладства – чтобы у них не отбирали клиентов.

В своем стремлении заработать они добились даже отмены продленного маршрута 100-й линии. Среди жителей Ленинкента ходят слухи, что маршруточники сообща собрали 300 тысяч рублей и «занесли» в местную администрацию.

В повседневной жизни мы близко не подходим к мужчине, а в маршрутке, бывает, впритык друг к другу стоим

«На работу ходить желания нет, видя такую ситуацию. Если была бы собственная машина – таких проблем не возникло бы. Я даже просила маршруточников повысить цену за проезд до 25 рублей, но только чтобы они ездили чаще. Бесполезно.

К тому же в повседневной жизни мы близко не подходим к мужчине, а в маршрутке, бывает, впритык друг к другу стоим», – жалуется местная жительница Кистаман Муртузалиева.

Молодая мать Мадина Мурадисова, находящаяся в декретном отпуске, с ужасом вспоминает, как добиралась до дома в рабочие дни. Проблему удалось решить с покупкой автомобиля, но сейчас он на ремонте. Теперь трудности возникли у детей Мадины, которые учатся в махачкалинской школе.

Детям приходится проезжать по две-три лишних остановки на маршрутках – водители останавливаются только по просьбе взрослых пассажиров

«У меня мальчик учится на Казбекова, в 18-й школе. Мне приходится своих детей накануне вечером отвозить к родителям, которые живут в районе новой автостанции, чтобы они их утром вовремя отвезли в школу. Потому что шанс уехать отсюда с утра – нулевой. А каждый раз вызывать такси – накладно», – жалуется Мурадисова.

Дети в Ленинкенте – особо бесправная категория населения. Водители не реагируют на их просьбы остановиться, и ребятам приходится проезжать две-три лишних остановки – пока кто-то из взрослых пассажиров не соберется выходить. Свое поведение маршруточники объясняют тем, что дети якобы при выходе ломают дверь микроавтобуса.

По сути препятствия ленинкентцам создают сами водители общественного транспорта

Как правило, школьников высаживают, едва доехав до поворота в сторону Новых планов, а это как минимум несколько километров пешей прогулки по неасфальтированным улицам неосвещенного вечернего (если речь идет о детях, учащихся во вторую смену) Ленинкента. Потому неудивительны частые случаи пропажи местных детей.

К тому же по причине недостаточного освещения улиц за два года на трассе Махачкала – Буйнакск, охватывающей треть Ленинкента, зафиксировано 17 наездов на пешеходов со смертельным исходом.

 Местной детворе зачастую приходится наматывать километры пешком

 

«Вспоминается случай, когда маршрутка была переполнена, ребенок стоял у двери, автоматическая дверь случайно по дороге открылась, и мальчик вылетел из машины. Также на моей памяти остался эпизод, когда автоматическая дверь защемила ребенку руку. Это присходит, потому что водители не разрешают им садиться. Они о детях говорят как о каком-то скоте», – возмущается местная жительница Кистаман  Муртузалиева.

Пассажиры «лают», маршрутки едут

В то же время нельзя сказать, что в ленинкентской транспортной ситуации ничего не меняется. В декабре прошлого года в поселке «засветились» два автобуса ПАЗ по маршруту 146, на трассе появились дорожные разметки, были подготовлены площадки остановочных пунктов.

Но опять-таки для жителей, живущих ближе к посту ГАИ, ситуация осталась прежней. Новые микроавтобусы простаивают пустыми среди маршрутных такси, ожидая своей очереди, после чего трогаются с места так же заполненными.

100-й маршрут продлевать до Школы глухонемых однозначно нельзя до тех пор, пока в этом месте не установят кольцевую дорогу

По сути препятствия пассажирам создают сами водители общественного транспорта. По словам главы поселка Ленинкент Зайнутдина Мугудова, новые ПАЗы 146-й линии взяты в лизинг частной транспортной компанией «Астория», выигравшей тендер на перевозку пассажиров.

В Ленинкенте насчитывается 107 единиц общественного транспорта, из них 70% принадлежат частным перевозчикам, остальные – ГУП «Горавтотранс». Как пояснили нам в мэрии Махачкалы, у муниципалитета нет возможности приобрести транспортные средства за свой счет, поэтому они «дают возможность наладить данный вопрос частникам».

По словам Мугудова, в январе-феврале ожидается запуск еще двух ПАЗов на 125-й линии.

 

В сентябре Кировская администрация Махачкалы обещала продлить городские маршруты. Ничего не изменилось. Каждая ответственная структура объясняет это совершенно разными причинами – от твердого самоубеждения, что нет в этом необходимости, до боязни всполошить махачкалинцев, которых каким-то образом может возмутить продление городского маршрута.

К тому же, поясняют в мэрии, на линии не вышли еще около 30% водителей, не получивших разрешения на регистрацию ГБО.

Но, пожалуй, самую важную причину назвали в Минтрансэнергосвязи Дагестана. Как оказалось, продлевать маршрут 44-й и 100-й линий – небезопасно.

Единственный способ помочь ленинкентцам – продлить городские маршруты за пределы центра поселка

«Сотый маршрут продлевать до Школы глухонемых однозначно нельзя до тех пор, пока в этом месте не установят кольцевую дорогу. Поскольку эта дорога является федеральной трассой со спуском. И никто из водителей не хочет брать на себя такой риск. Это чревато несчастными случаями. Представьте, автобусы вместимостью 100 человек должны пересечь федеральную трассу. А там идут везде сплошные линии, негде развернуться.

Мною в прошлом году было внесено предложение администрации города разработать схему строительства на этом участке кольцевой дороги, чтобы автобус, который туда заехал, мог ехать по кольцевой дороге обратно», – сообщил КАВПОЛИТу заместитель министра Якуб Худжаев.

К слову сказать, проект разработан и аккуратно переложен в долгий ящик. Ответственные структуры решили обойтись на этом месте светофором.

http://kavpolit.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *