Первая партия приобретенных по инициативе Главы республики Рамазана Абдулатипова пассажирских автобусов прибыла в Махачкалу еще 24 декабря. Они должны были быть переданы на баланс ОАО «Махачкалинская автоколонна — 1736» и уже в январе выйти на маршруты до аэропорта и Каспийска. Закупки производились в рамках реализации приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Точки роста» — инвестиции и эффективное территориальное развитие»
На первом этапе восстановления системы общественного транспорта республики планировалось разгрузить основные магистрали Махачкалы: проспекты им. Р. Гамзатова, Петра I, Имама Шамиля, Акушинского, а также улицы Каспийска. Всего в рамках этой программы прибыло 60 автобусов «НефАЗ», каждый из которых способен перевозить до 110 пассажиров. Предполагалось, что специализированный транспорт на городских маршрутах позволит частично решить и проблему перевозки льготных категорий граждан: пенсионеров, инвалидов, студентов и школьников.
Прошло почти три месяца, и у махачкалинцев уже накопился ряд вопросов по дальнейшему развитию городского транспорта. К примеру, так и не решился вопрос с организацией автобусных остановок, которые, несмотря на прилагаемые усилия, по-прежнему блокируются припаркованным транспортом. Нарекания вызывают и профессиональные качества водителей. Не работают в автобусах и автоинформаторы: не объявляются остановки, не работают и информационные табло. Зато уже играет привычная в маршрутках музыка. Но главное – так и не решился вопрос с билетами и организацией бесплатного проезда льготников.
Получить ответы на интересующие население вопросы в Махачкалинской автоколонне — 1736 нам не удалось. Оказалось, что предприятие находится в стадии банкротства и предоставляет в аренду под автобусы лишь свою стоянку. Сами машины переданы на баланс МПАТП №2, руководит которым Шамиль Дибирчуев.
— Прежде чем выйти в рейс, водители проходят 40-часовое обучение работе на газомоторной технике и получают соответствующее свидетельство. Обучением, аттестацией и выдачей свидетельств будут заниматься преподаватели МАДИ, которые прошли курсы в Татарстане, — отвечает Дибирчуев на вопрос о водителях. – Все водители штатные, в общей сложности нами принято на работу 130 водителей. Работают они через день, получая в среднем 18 тысяч рублей.
Автобусы переданы нам были 20 апреля согласно распоряжению Павительства республики. Всего нами получено 60 автобусов Нефтекамского автомобильного завода, работающих на газомоторном топливе, и 8 автобусов Минского автомобильного завода. В каждом предусмотрены место для детской коляски и возможность закрепить инвалидную коляску.
Задействованы пока не все автобусы. Так, по маршруту №44 пока курсируют 20 автобусов, еще 24 работают по маршруту №100 (Махачкала – Каспийск). Также два автобуса «МАЗ» работают на маршруте Махачкала – аэропорт. В связи с переходом аэропорта на круглосуточный режим работы планируем дополнительно пустить по этому маршруту еще два автобуса, четыре также ходят по маршруту Махачкала – Кривая балка. На этот маршрут с наступлением летнего дачного сезона выпустим еще четыре машины.
Автоинформаторы в автобусах сейчас не работают по причине того, что мы планируем в ближайшее время удлинить маршруты. Так, маршрут № 44 продлится по проспекту Петра I до путепровода, более протяженным станет и маршрут №100. После этого на электронном табло пассажир вновь сможет видеть сообщение об остановках. Этот же текст в обязательном порядке будет повторяться через громкоговоритель.
Билеты для распространения в автобусах нами уже приобретены. В Волгодонске были заказаны 2 миллиона бумажных билетов, которые уже розданы диспетчерам и распространяются через водителей, — отвечает Дибирчуев на последний вопрос. – Внедрить электронные билеты пока нет возможности. Для оснащения всех автобусов электронными валидаторами (турникет с устройством считывания информации с электронного билета) требуется около 25 миллионов рублей, а таких средств у нас просто нет. Помощь в их приобретении обещало оказать республиканское правительство. Остается лишь ждать. Тогда сможем и полноценно работать с льготниками, и обеспечить реализацию проездных билетов. А пока проинформировали водителей, что ветераны и школьники имеют право ездить бесплатно.
Ссылка на отсутствие средств понятна и звучит в наше время традиционно, однако, по словам самого Дибирчуева, пассажиропоток в городском транспорте очень большой. Каждый автобус ежемесячно обслуживает в среднем 20 тысяч горожан. При цене на метан всего в 11 рублей и с учетом экономичности «мерседесовских» двигателей этих автобусов прибыль предприятия должна быть довольно значительной. Без учета расходов предприятие должно зарабатывать порядка 10 миллионов рублей в месяц, а эта сумма уже позволяет задумываться хотя бы о постепенном внедрении электронных билетов.
Напомним, что первые турникеты с валидаторами в наземном общественном транспорте Москвы появились еще в 2001 году, а с сентября 2007 года они были установлены и на всем наземном городском общественном транспорте муниципального подчинения. В Красноярске с помощью пластиковой электронной карты льготные группы населения смогли расплатиться за проезд в городском общественном транспорте с начала 2008 года. В Кемерово оплатить проезд подобным образом можно с января 2010 года.
Да собственно какая может быть проблема в деньгах, если основной в России поставщик турникетов — московская компания «Солярус», которая ранее оснастила барьерами весь наземный пассажирский транспорт и метро Москвы, может установить систему за свой счет. В среднем стоимость одного комплекта оценивается в 300 тысяч рублей, и эти деньги будут восполнены за счет работы самих валидаторов.
Возможно, вопрос в том, что Махачкала – это все-таки не Москва. К примеру, принцип, когда деньги за поставленное оборудование зарабатывает само оборудование, два года назад уже пыталась применить в Дагестане крупнейшая в своей отрасли российская компания «Майкор». Тогда в экспериментальном порядке на улицах Махачкалы были установлены современнейшие комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД. Буквально за пару дней работы камер результаты превзошли все возможные ожидания – всего несколько комплексов зарегистрировали около ста тысяч различных нарушений, то есть с лихвой оправдали свою стоимость. Однако по неизвестным причинам эти комплексы так и не заработали. Согласно неофициальной информации, дело уперлось в то, что после предварительного подсчета возможных дивидендов у московской компании сразу появилось несколько местных конкурентов, которые никак не могут поделить прибыльную нишу.
Говоря об установке валидаторов в общественном транспорте, к сожалению, необходимо понимать и наши негласные законы рынка. Ведь провоз неучтенного числа пассажиров всегда выгоднее, чем под строгим контролем электроники. Однако будет печально, если автобусы превратятся в унылую копию уже набивших оскомину маршрутных такси, к чему пока и идет дело. В этом мне удалось убедиться после беседы с Дибирчуевым, воспользовавшись общественным транспортом.
Водитель автобуса, двигавшегося по маршруту №44, на вопрос о предоставлении билета ответил, что их нет.
— Нам их диспетчеры выдавали месяц назад. У меня лично было несколько рулонов. Но никто не берет их – кому они нужны на выходе, да и зачем? Мусор лишь от них. Мы их обратно сдали, — ответил водитель.
Зачем нужны билеты в автобусах, удалось убедиться уже на следующем перекрестке. Не успев среагировать, водитель, несмотря на экстренное торможение, зацепил внезапно остановившееся маршрутное такси. Повреждений, за исключением нескольких царапин пластиковой обшивки, автобус не получил, но многие пассажиры едва не упали. Ребенок, сидевший на руках у матери, ударился головой о поручень и сильно заплакал. Обошлось в этот раз без травм, однако кто бы ответил за их причинение, если бы они произошли? Билетов ведь нет и доказать свой проезд в автобусе юридически проблематично.
Неясным остается и вопрос о том, кто вообще имеет право на льготный проезд в городском транспорте. Получить ответ на этот вопрос в республиканском Министерстве труда и социального развития нам не удалось. Не прояснили в министерстве и то, каким образом должно это право подтверждаться: какие документы нужно предъявлять и где их получить. Надеемся, что в министерстве среагируют на эту публикацию и все-таки уделят внимание этому немаловажному вопросу. А пока публикуем список льготников, который смогли найти, изучив нормы законодательства.
Справка «ДП»
Согласно нормативным правовым актам Российской Федерации и Республики Дагестан меры социальной поддержки, предусмотренные отдельным категориям граждан на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и ранее предоставлявшиеся в натуральном виде, предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты следующим категориям граждан.
Республиканские категории граждан:
реабилитированные лица;
лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
труженики тыла;
ветераны труда.
Федеральные категории граждан:
инвалиды Великой Отечественной войны (ВОВ);
участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания;
участники ВОВ;
лица, приравненные к участникам ВОВ;
лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
ветераны боевых действий;
члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто – инвалиды;
бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто;
лица, работавшие в годы Великой Отечественной войны на военных объектах;
инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности;
инвалиды, имеющие II степень ограничения способности к трудовой деятельности;
инвалиды, имеющие I степень ограничения способности к трудовой деятельности;
дети-инвалиды;
инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющие право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов ВОВ;
инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
граждане, принимавшие в 1986-1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
граждане, принимавшие в 1988-1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
граждане, ставшие инвалидами вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк»;
граждане, принимавшие в 1957-1958 гг. участие в работах по ликвидации последствий аварии на ПО «Маяк»;
граждане, принимавшие в 1959-1961 гг. участие в работах по ликвидации последствий аварии на ПО «Маяк»;
граждане, эвакуированные из населенных пунктов, подвергшихся радиационному загрязнению;
дети первого и второго поколения граждан, указанных в статье 1 Федерального закона от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ, страдающие заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей;
граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр);
дети в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр).
Кроме того, в порядке информации сообщаем, что согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от 7 сентября 2005 года №146 многодетным семьям установлено право на бесплатный проезд на внутригородском транспорте (троллейбус и автобус городских линий (кроме такси)), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ.
Источник: http://priord.ru/index.php/smi/item/73-makhachkala-privykaet-k-avtobusam