На фоне общей неблагоустроенности Махачкалы, разбитых тротуаров, исчезающей зелени и утопающих в пыли городских окраин махачкалинские парки воспринимаются как оазисы, напоминающие о том, что нормальная жизнь в городе еще где-то существует.
Что будет с городскими парками?
Но с каждым годом парки Махачкалы все отдаленней и отдаленней напоминают островки природы. И все больше – отдельные городские микрорайоны с вырастающими где-то очень близко многоэтажными домами, ресторанами, кафе, банкетными залами. И мусором. В городе много молодежи. Не малая ее часть – безработная. Так что жизнь в городских парках замирает лишь на зимние месяцы. Часто, проходя мимо парка, в рабочее время можно увидеть молодых людей вполне работоспособного возраста, грызущих семечки, вальяжно развалившись на скамейках. Грызут, конечно, на пол. Вечером картина еще хуже. Парков мало, а желающих посидеть вечером после дневной духоты на свежем воздухе – много. Оттого наши парки и напоминают дворовые посиделки на выезде.На фоне общей неблагоустроенности Махачкалы, разбитых тротуаров, исчезающей зелени и утопающих в пыли городских окраин махачкалинские парки воспринимаются как оазисы, напоминающие о том, что нормальная жизнь в городе еще где-то существует.
ПАРК – ЭТО НЕ ЛЕС
В предыдущих номерах «МИ» мы уже писали о том, что в условиях дефицита городского бюджета в этом году средства на городское ЖКХ в сравнении с предыдущим годом сократили более чем в 3 раза. А денежные средства на содержание парков урезали в 2 раза.
На сегодняшний день статус парка культуры и отдыха в Махачкале имеют три парка – парк им. Ленинского комсомола, считающийся центральным парком, площадью 26,5 га, парк им. 50-летия Октября, площадь которого составляет 9 га, и парк им. Воинов-интернационалистов – 4,5 га, больше известный как Парк «афганцев».
Проблем у городских парков сегодня очень много, отмечает директор МУП «Дирекция парков города Махачкалы» Асадула Исламов . Дирекция парков занимается содержанием и уборкой благоустроенных территорий парков. Это подметание площади асфальтного покрытия и содержание зеленых насаждений. Уборка благоустроенных территорий – это круглогодичная процедура. За каждой уборщицей закреплена площадь 3 100 кв. м. Это норматив, который каждая уборщица должна выполнять каждый день. В этом году из-за того, что бюджет на содержание парков был урезан, дирекция была вынуждена набрать меньше работников, которых и так очень сложно найти. Зарплата уборщицы парка где-то на уровне 7500 рублей. – В наше время кто придет работать на семь с половиной тысяч рублей? – задается риторическим вопросом директор парков. Но еще большая проблема, по его словам, – найти рабочих для ухода за зелеными насаждениями: – Набираем на работу в апреле. По окончании сезона в конце октября приходится их сокращать. Рабочие от нас уходят на 5 месяцев, и не факт, что они будут ждать пять месяцев следующего сезона и сидеть без работы. Если им подворачивается другая работа, – они уходят. А сегодня в городе очень трудно найти людей с навыками сельскохозяйственного труда и агротехническими знаниями. В большей части приходят пенсионеры. Молодежь не идет. Мы не можем выходить за рамки тех средств, которые нам выделены. В прошлом году парк им. Ленинского комсомола обслуживало 16 рабочих. И это тоже мало для такого большого парка. В этом году всего 10. Силами десяти человек содержать 26 с половиной гектаров – сложно.
Другая проблема – количество деревьев в парках Махачкалы перенасыщено, отмечает Асадула Исламов. Если соотношение деревьев в парках на 1 гектар должно быть до 150-200 деревьев, то в наших парках – около 600-700 деревьев на одном гектаре.
– У нас в парках очень густые посадки. Деревья были посажены без учета научных требований. Ведь парк – это же не лес. Парк – это все-таки декоративный, рукотворный объект. Наши парки физически и морально устарели. Я всегда поднимал этот вопрос. Основной бич, к примеру, парка им. Ленинского комсомола – избыточное и поверхностное содержание грунтовых вод. Подпочвенные воды находятся на уровне метра от поверхности. Парк изрезан дренажными каналами, но их все равно не хватает. После обильных дождей происходит заболачивание. Вообще для того, чтобы мы получили в городе нормального, европейского уровня парки, нужно в первую очередь составить генеральный план парков. Его должны разрабатывать специальные институты или фирмы. Деревья, посаженные со дня основания парка, уже устарели. Процесс их изнашивания усиливается подпочвенными водами. Огромные тополя высотой 25-30 метров имеют поверхностную корневую систему из-за преизбытка грунтовых вод. И когда дуют сильные ветра, деревья падают одно за другим. Поэтому их все надо выкорчевать и посадить новые деревья, подойдя к этому вопросу с научной точки зрения. Но это капиталоемкая работа. Для этого нужны большие деньги. Я даже сомневаюсь, что наш городской бюджет может потянуть такие расходы, но в любом случае, поэтапная реконструкция парков необходима.
Впритык к паркам появляются банкетные залы и многоэтажные дома. На территории парков – даже рестораны и другие торговые точки. Горожане активно обсуждают проблему застройки парков в соцсетях, выкладывают фотографии с комментариями о злоупотреблениях отдельных городских чиновников. Можно привести в пример парк им. 50-летия Октября. Сбоку от него со стороны улицы Гагарина пристроился многоэтажный жилой дом, банкетный зал «Юнтас» с рестораном. Со стороны проспекта Шамиля картина не особенно отличается. На стыке парка с корпусом ДГТУ возник каркас, по всей видимости, будущего торгового объекта. Объект строится вроде бы не на территории парка, но как-то уж очень близко. Дирекция парков выдавать разрешения на строительство не полномочна, но почему хотя бы не пытается этому препятствовать? Закидывать мэрию письмами?
– Я не могу влиять на решения руководства города, – отвечает директор парков, – для этого есть юридическая служба при администрации города, Архнадзор, управление архитектуры, прокуратура. Я тут даже не собственник. Собственник – Комитет по управлению имуществом администрации города. Конечно, выдавать разрешения на строительство в черте парков и тем более отдавать в собственность эту землю – это противозаконно. Это нарушение земельного законодательства. Конечно, в парках должны быть торговые павильоны, объекты для развлекательных функций, но не объекты, которые не связаны с деятельностью парков – капитальное строительство многоэтажных домов и других частных объектов. Этого делать нельзя. Я здесь полностью согласен с махачкалинцами. Например, летний кинотеатр в центре парка им. Ленинского комсомола, оказывается, в свое время был отдан частному лицу. Появился застройщик и начал строить детский развлекательный центр. Вмешалась прокуратура. Она опротестовала решение предыдущего главы города Саида Амирова о передаче этой земли в собственность. Сейчас дело находится в суде.
КАК ГРЫЗЛИ СЕМЕЧКИ, ТАК И ГРЫЗУТ
Помимо того, что парки активно застраиваются, не менее активно в них сорят. И это – бич махачкалинских парков, жалуется Асадула Исламов. И не то, чтобы есть позитивные изменения и махачкалинцы начали меньше сорить. Напротив. Сорить стали еще больше: – Это больная тема. Махачкалинцы, к сожалению, как сорили, так и сорят. Я работаю директором парков 10 лет и абсолютно никаких улучшений не наблюдаю. К глубокому сожалению, ситуация только ухудшилась. Я приглашаю вас прийти в парк часам к 9-10 вечера и посмотреть, во что махачкалинцы превращают парки. Должен заметить, представительницы слабого пола в этом деле тоже преуспевают. Садятся на скамейки, достают пакеты с семечками – и начинается «грызня». Я специально заказал ролик. Он прокручивается в парке с интервалом в час, полчаса – как не нужно себя вести на территории парка. Я специально прохожу. Диктор передает: не грызите, а они – как грызли, так и грызут. По закону, конечно, запретить грызть и продавать семечки мы не можем, но, раз уж так невтерпеж, разве нельзя грызть в пакет?! Я подхожу иногда и говорю: вы у себя дома грызете на ковер? Но почему, приходя в парк и видя, что только что люди убрали, сорите?
Рядом с центральным парком находится ДГУ, ДГИНХ, Правовая академия. Студенты днем идут потоками. У нас в парки не идут целенаправленно отдыхать, отмечает Исламов. Наши парки больше напоминают проходные территории. По дороге кто-то что-то выпил, бросил на пол, пошел дальше. А если бы парки были закрытой территорией, было бы проще: – Со мной не все соглашаются, но все-таки парк – это организация. Как парк Горького в Москве, например. Утром в 10 открывается. Вечером в 10 ворота закрываются: парк закончил свою работу – идите домой. А у нас круглосуточно все в парках. Мы не можем вечный огонь включать, потому что день и ночь стоят, грызут в него семечки, бросают жвачки, жгут пластиковые бутылки. На сегодняшний день вечный огонь в городе не горит нигде.
СОБАЧИЙ ПАРК
У многих махачкалинцев вызывает недоумение Памятник борцам за власть советов, находящийся в парке им. 50-летия Октября, прозванном в народе Собачьим парком. При всем уважении к памяти борцов за власть советов, стела у многих вызывает недоумение, эстетическое неприятие и даже непристойные шутки. Этот памятник – единственная монументальная композиция парка, огромная стела, облицованная старой плиткой, не только портит эстетический облик парка, но и представляет собой угрозу отдыхающим. Особенно детям, которые бегают под этой конструкцией. Конечно, в свое время нужно было учесть это и не делать такую огромную стелу высотой метров 25-30, считает директор парков, – постамент был весь разбитый. Я много раз обращался с письмами к руководителям города, чтобы его включили в реконструкцию. Включали, определяли объемы затрат, но никак не могли приступить к реконструкции – не было денег. По поручению и.о. главы города Магомеда Сулейманова новый начальник УЖКХ Магомедсаид Гасанов привел туда в апреле бригаду плиточников и буквально за 2-3 недели они отделали и отшлифовали весь постамент, чего не могли сделать в течение 6-7 лет. Но остается под вопросом реконструкция самой стелы. Как оказалось, технически это будет очень сложно сделать. Чтобы отреставрировать такую огромную конструкцию, нужно подогнать тяжелую технику. А тяжелая техника разобьет плитку в парке. Но тем не менее решение отремонтировать стелу принято. Этот вопрос стоит на повестке дня у и.о. главы города и УЖКХ, подчеркивает Асадула Исламов. Такая же история и с фонтаном в этом парке. При Саиде Амирове распоряжением главы города был определен подрядчик – Горзеленхоз для реконструкции фонтана. Первоначальные работы начались. Но за отсутствием средств работы не продолжились. Сейчас территория ограждена. Этот вопрос тоже находится на контроле у и.о. главы города. И тоже вопрос упирается в деньги: откуда их взять.
По словам помощника и.о. главы г. Махачкалы Мизенфера Бабасиева , реконструкция фонтана обойдется почти в 3 млн руб. 2,5 – стела. В общем, 5, 5-6 млн. При и.о. главы города Муртазали Рабаданове было принято решение об их реконструкции. Но так как в бюджете города не было средств, администрация города направила обращение в Правительство РД с просьбой выделить эти деньги. Ответа не последовало.
Установка новых аттракционов в парке им. Ленинского комсомола, демонтированных 5-6 лет назад из-за изношенности, также упирается в отсутствие средств. По словам начальника Дирекции парков, центральный парк Махачкалы – хоть и муниципальная собственность, но это объект республиканского значения, потому что другого такого парка в республике нет. – Демонтированные аттракционы отслужили больше 40 лет. СМИ писали, что это место будет отдано под строительство многоэтажных домов. Нет. И я, как директор парков и махачкалинец, считаю, что в этом парке должны быть аттракционы. Приобретение новых аттракционов обойдется почти в 100 млн руб. Но это неподъемная сумма для города. Хотелось бы, чтобы республиканский бюджет помог городу. И состоятельные махачкалинцы, желающие сделать доброе дело, тоже могли бы помочь.
ВАЖЕН БЭКГРАУНД
В культурологическом и эстетическом плане махачкалинские парки не несут в себе практически ничего. Центральную часть их занимает военная тема и дальше она только развивается. Получается, что наши парки существуют как дань военному прошлому и истории Великой Отечественной войны. Советские названия. Советская стилистика… А парк им. Ленинского комсомола вообще многим кажется пропитанным каким-то кладбищенским духом. Но если начать работать над новой концепцией парков, их эстетикой, созданием новой, другой атмосферы, другого посыла… что можно сделать? Что было бы сейчас для города актуальным?
Директор Музея истории г. Махачкалы Зарема Дадаева говорит следующее:
– Мне кажется, что, если говорить об общей городской концепции, актуальное бывает актуальным какое-то короткое время, а если мы говорим о том, что город, и парки в том числе, в которых люди по определению должны отдыхать, эмоционально и духовно, должны получать удовольствие и радость, что они живут в этом городе, находятся сейчас в этом парке и получают визуальное и эстетическое наслаждение, то те парковые скульптуры и архитектурные ансамбли должны быть по эстетике красивыми. Это в первую очередь. Они не должны давить. Это не должны быть какие-то политические высказывания. Как мне кажется, в парках, где люди отдыхают, целесообразнее располагать такое искусство, которое вечное. Про любовь, про детей. Материнская тема. Семья. Либо какие-то культурные, национальные герои. Дагестанские, российские или общемировые. Да пусть даже в махачкалинском парке стоит памятник Гансу Христиану Андерсену , который написал замечательные сказки, которые во все времена любили и любят все дети и взрослые мира. Я не говорю сейчас про какие-то глобальные, большие монументальные фигуры. Нет. Парковые скульптуры не должны давить на человека. Они должны очень органично вписываться в контекст. Нужно правильно рассчитать, насколько уместно в этом месте расположить эту скульптуру, архитектурный ансамбль или композиционную группу. Это работа архитекторов, градостроителей, скульпторов, художников. В советские времена за этим хорошо следили. А сейчас совершенно неожиданно, в совершенно неподходящем месте может появиться какая-то непонятная, чудовищная по размерам и по исполнению скульптура, и ты не можешь для себя понять, почему именно в этом месте, где дети вокруг, и вообще..? Раньше на Родопском бульваре была совершенно замечательная парковая скульптура из гипса «Русалка», «Олениха с олененком». Какие-то замечательные, сюжетные, милые, прекрасные дети, играющие в мячик. Что-то такое очень доброе, теплое, вечное. Или, может быть, это какой-то городской миф, или символ отображен. Выезжая за границу или в Интернете мы видим в парках скульптуру какого-то известного человека, сидящего на скамейке в парке. Или просто незнакомец, читающий книгу. Люди могут подсаживаться к ним, фотографироваться. Это должно быть живое, человеческое. Это должно быть искусство с человеческим лицом. Для людей. А не так, чтобы это были какие-то монументы, при виде которых люди должны содрогаться. Чтобы была доброжелательная среда в городе. Уютная, приятная. Это часть городской энергии, за которую город можно любить или не любить. У меня вызывает умиление парковая скульптурная композиция в парке за зданием мэрии – мальчик и девочка стоят, взявшись за руки. Небольшая скульптура, и то, по-моему, частным образом там установлена. Скульптор Шамиль Канайгаджиев. К этой скульптуре тоже могут быть какие-то претензии, но она живая, она исполнена очень хорошо. Она добрая, хорошая, человечная. Когда ты сидишь там рядом, ты отдыхаешь. А когда ты заходишь в парк и видишь кладбище… Например, при входе на Родопский бульвар – памятник чернобыльцам. При всем уважении, но не там его место! Не там! Отодвиньте его в сторону куда-то! Или памятник неизвестному солдату. Солдат, обнимающий свою маму. Замечательный памятник. Один из лучших в России. Это не мои слова. И за ним – этот иконостас. Но можно было это гармонично как-то вписать. В один большой гранитный, условно говоря, слиток. Зачем все эти изображения лиц?! Я там не могу проходить. Меня город лишил возможности гулять в этом парке. Мне страшно там находиться. Это же город для живых. Зачем парк, где люди должны отдыхать, превращать в кладбище? Это неправильно. Этому не место в парке. Этому место в музее, на какой-то большой отдельной площадке, на кладбище, но не в парке. Мы уже этого как-то не замечаем, но это все работает против города, против его бэкграунда. Это модное слово, которое сегодня многие употребляют. Но бэкграунд состоит в том числе из вот этих вещей.
Источник: Махачкалинские известия
Источник: http://mahachkala.bezformata.ru/listnews/chto-budet-s-gorodskimi-parkami/21016406/