В минувшем году по всей республике было выявлено две с лишним тысячи детей, которые не посещали школы.
Было проведено более 300 обсуждений по данной проблеме на заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях городов и районов и 460 встреч с представителями духовенства. В результате 1912 подростков удалось вернуть в учебные заведения, и по окончании учебного года уже 295 несовершеннолетних остались не охваченными учебным процессом.
Сомнительное лидерство
Губденцы не отличаются особым стремлением получить высокое образование. Жители села не пускают детей в школу по религиозным соображениям.
Родители объясняют это тем, что обучение ведется не раздельное, классы смешанные. Девочек если и пускают в школу, то после пятого класса уже забирают, потому что дальнейшее обучение, как решили за них родители, им ни к чему – «они уже взрослые и должны помогать родителям». А потом их просто выдадут замуж. Многие выпускники средних школ губденских сел поступают в вузы преимущественно не на основе своих знаний.
Работники администрации, минобрнауки и школы, отделы организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних давно проводят беседы с такими родителями, им грозили штрафами и даже лишением родительских прав. Благодаря работе названных организаций данная проблема в селе почти решена. На сегодняшний день одними из самых проблемных районов являются Акушинский, Левашинский и Цунтинский районы.
Взглянем на светское образование с религиозной точки зрения. Выучившись в общеобразовательных школах в свое время, старшее поколение получило светское образование, а теперь лишает своих детей возможности получить образование и занять достойное место в обществе, забывая о том, что Семейный кодекс РФ закрепил обязанность родителей обеспечить получение детьми основного общего образования и создавать условия для получения ими среднего (полного) образования. Как следствие, молодежь изза незнания общих азов образования берет за основу догмы религии и трактует посвоему
Зеленая картина
На территории республики на сегодняшний день функционирует 18 исламских вузов с филиалами, 54 медресе (в т. ч. 17 не имеют предусмотренного законодательством РФ пакета документов на осуществление образовательной деятельности) и 93 примечетские школы (мактабы). В них обучается более 4 тыс. несовершеннолетних, из них 106 с отрывом от учебного процесса в общеобразовательных школах, из которых 74 – жители других городов и районов республики. Такая проблема имеет место в Гергебильском районе, где из 28 подростков, учащихся в медресе имени Саида Афанди, 22 являются жителями других районов республики и обучаются с отрывом от школы. Данное медресе не имеет гослицензии на осуществление образовательной деятельности.
В медресе при мечети Каспийска также обучаются 11 подростков, жителей других городов и районов, и тоже с отрывом от школы. По данному факту также проинформированы органы прокуратуры, КДН и ЗП, образования, ФСБ. Отделами МВД России по городам и районам принимаются меры административного воздействия в отношении родителей по месту жительства детей. Имеют место случаи, когда направленные ОВД материалы остаются без рассмотрения, например в том же проблемном Акушинском районе.
Вот статистика, которую нам предоставили в Правовом отделе МВД по РД. По состоянию на 1 октября 2013 года 384 остались не охваченными учебным процессом, в том числе в районах города Махачкалы: Ленинском22, Кировском39 (20 – в пос. Шамхал), Советском7. В других городах: Каспийск16, Хасавюрт3, Буйнакск10, Ю. Сухокумск8, Кизляр1, Избербаш10, Дербент2, Дагестанские Огни2. В районах: Хасавюртовском9, Кумторкалинском5, Буйнакском8, Унцукульском12, Новолакском4, Казбековском12, Ногайском1, Тарумовском23, Карабудахкентском10, Кайтагском2, Кизлярском40 (из них 33 обучаются в медресе, приезжие), Сергокалинском9, Чародинском5, Гунибском11, Акушинском5, Лакском1, Ботлихском12, Цумадинском5, Цунтинском27 (из них 9 – учащиеся мактаба), Гергебильском19 (учащиеся Гергебильского медресе – все жители других городов и районов республики), С. Стальском3, Каякентском1 и Дербентском14.
Возрастание роли религии в переломные годы – это своеобразная закономерность не только в нашем государстве. Скорее всего, возникла необходимость сочетания качественного светского и религиозного образования, ведь мусульманин должен быть всесторонне образованным человеком. По словам преподавателей, отвечая на вопрос об основных обязанностях верующего мусульманина, студенты в первую очередь перечисляют обязанности ритуального характера. Переход же к вопросу о месте светских знаний в жизни верующего обнаруживает, что у студентов нет даже понимания необходимости сочетания религиозных и светских знаний.
Проблема возрождения качественного образования требует согласованных действий на уровне семьи, образовательных и религиозных учреждений, СМИ.
И, самое главное, закон об образовании никто не отменял и нарушать его не дозволено ни родителям, ни детям.