Основной инвестор

В республике идет процесс бурного обсуждения Приоритетных проектов главы Дагестана. «Эффективный агропромышленный комплекс» – одна из важных тем проектов. О том, как улучшить ситуацию данной отрасли, корреспонденту «НВ» рассказал председатель СПК им. Ю. Гаджакаева сел. Коркмаскала, Кумторкалинского района Расул СУЛЕЙМАНОВ.

Расул Гаджиевич, как, по вашему мнению, влияют последние геополитические изменения, а именно присоединение Крыма к России на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в нашей республике?
– Присоединение Крыма к России существенно изменило всю конструкцию международных отношений в мире. Произошел значительный эмоциональный всплеск во всей России, за которым произойдут экономические преобразования.

Данный факт заметно повлияет и на жизнь дагестанцев. Россия расширила свое присутствие на Черном море, приобрела несколько стратегически важных портов. Крым через короткое время может превратиться в сад, виноградник, винный погреб России. В Крыму более сотни курортов и санаториев.

То есть имеется все, о чем так много говорило руководство Дагестана на протяжении нескольких десятков лет. Если в какой-то период руководители Дагестана приковывали внимание федерального центра потенциалом своего прибрежного курортного кластера, возможностью производства высококачественной плодоовощной продукции, то все это в Крыму есть. Учитывая национальный состав Крыма и его геополитический аспект, внимание Центра к полуострову будет особым. Дагестан же может оказаться в роли гадкого утенка. А учитывая застой в экономике России, уже приостановлено финансирование многочисленных республиканских программ.

С чем связан низкий уровень сельскохозяйственного производства в Дагестане?

– Это отрасль, которая может дать быстрый экономический эффект. И сегодняшние показатели роста 10-12% – это не результат. Можно сказать, это колебания, зависимые от погодных условий. А учитывая, что развитие отрасли на очень низком уровне, то это фактически топтание на месте. Считаю, что сельское хозяйство республики находится в полной стагнации. Я работаю в этой отрасли более 25 лет, от бригадира молочно-товарной фермы до замглавы района по сельскому хозяйству, стал волею судьбы участником десятилетних судебных и корпоративных тяжб. Хорошо знаком с системой местного самоуправления, неплохо – с работой правоохранительной и судебной систем.

Галилео Галилей сказал: Невежество – мать злобы, зависти, алчности и всех низких и грубых пороков, а также грехов. Образование является одним из факторов развития как всего общества, так и его составляющих частей, в том числе и экономики. И сельское хозяйство в этом не исключение. Часто у руля оказываются случайные люди, не имеющие соответствующего образования и компетенции. И на уровне республики, и в районах.

К сожалению, мы пережили очень трудный период перехода плановой экономики в рыночную. При этом подверглись изменениям земельное, гражданское законодательства. Перестали существовать все совхозы и колхозы, которые являлись основой всего сельского хозяйства республики. При принятии на федеральном уровне в 90-е годы фундаментальных системных решений по реорганизации указанных предприятий руководство республики запаздывало с их выполнением и часто пускало на самотек. Таким образом развалились и подверглись разграблению многочисленные совхозы и колхозы.

Какие шаги необходимо предпринять сегодня для развития отрасли?

– В настоящее время Министерство сельского хозяйства Дагестана только распределяет субсидии. В то же время каждое сельскохозяйственное предприятие, те же совхозы и колхозы фактически являются вотчиной главы района. Каждый глава ими управляет в меру своих способностей, он своего рода министр сельского хозяйства у себя в районе. Он определяет политику в сельском хозяйстве каждого района. Зная, как глава добивается своей должности, можно догадаться, что с этими хозяйствами происходит. Один глава района создал на базе совхозов и колхозов сельскохозяйственные кооперативы (СПК), другой МУПы, у третьего ГУПы, у четвертого все растащены на мелкие КФХ и приусадебные хозяйства и т. д.

В целях проведения в республике управляемой единой политики в области сельского хозяйства, а также доведения выделяемых бюджетных и кредитных средств до производителя, минуя посредника в лице местных администраций, а также контроля их использования необходимо переподчинить районные управления сельского хозяйства Минсельхозу республики. Произвести соответствующие изменения в бюджете республики. Это значительно сократит и бюрократический аппарат. В районах и так есть отделы экономики. Укрепить юридическую службу Минсельхоза с целью активного участия министерства в контроле над деятельностью сельхозпредприятий. Нам надо фактически создавать эти сельскохозяйственные предприятия. Не наберется и десятка предприятий, к учредительным документам которых не возникнет многочисленных вопросов. Республика втянута в многочисленные и многолетние корпоративные споры, которые тормозят развитие сельского хозяйства. А чиновникам никакого дела до этого нет.

Сегодня говорят: надо развивать малый и средний бизнес. У нас же средний бизнес – это бывшие совхозы и колхозы, он искусственно почти развален. Необходимо его быстро воссоздать. И это реально.

Необходимо произвести полную ревизию учредительных документов всех сельскохозяйственных предприятий республики. В дальнейшем держать на контроле и оказывать методическую помощь этим предприятиям. Уверен, что необходимо придерживаться принципа: устойчивое развитие каждого сельскохозяйственного предприятия – основа развития сельского хозяйства всей республики.

Минсельхоз должен через своих представителей в районах активно вмешиваться в имеющиеся в республике корпоративные споры в целях устойчивого и поступательного развития каждого предприятия.

Что делать с действующими ГУПами и МУПами? В республике только ГУПов около пятидесяти, и они образованы на базе крупных хозяйств.

– Да, они в большинстве своем в тяжелом финансовом положении. Их необходимо ликвидировать, т. к. они созданы незаконно. Каждому, кому положен был имущественный и земельный пай, не дали собственноручного согласия на отчуждение его государству. После признания этих предприятий незаконными надо их преобразовать в соответствии с Гражданским кодексом РФ в другую организационно-правовую форму. Целесообразно преобразовать финансово стабильные предприятия в акционерные общества, средние – в СПК в форме колхозов, «убитые» – в СПК в форме коопхозов. Пока не будет прочного юридического фундамента сельскохозяйственных предприятий, ни о каком развитии отрасли не может быть и речи, не говоря о привлечении каких-то инвесторов.

В республике много говорят о том, что надо поддержать личные подсобные хозяйства, крестьянско-фермерские хозяйства? Много КФХ, которые платят небольшой земельный налог, но не занимаются производством. Как с ними быть?

– В трудные постперестроечные времена, когда развалились крупные предприятия, личные подсобные хозяйства в какой-то мере стали палочкой-выручалочкой. Развитие их ограничено. В условиях, когда экономика России стала частью мировой экономики, происходящими интеграционными процессами, в условиях ВТО они никогда не смогут конкурировать с крупными, специализированными, высокотехнологическими производителями. Они ведь являются натуральными хозяйствами, это не товарные предприятия. Хотим мы или нет, весь мир идет путем глобализации.

Более устойчивы КФХ. Они и являются сегодня основными производителями в Дагестане. Но их потенциал исчерпывается имеющимися у них, максимум, пятью гектарами. Для развития же крупного производства считаю, что необходимо объединяться в кооперативные хозяйства (коопхозы), где индивидуально определен участок каждого учредителя-фермера, но все в одном предприятии. Необходимо максимально использовать экономические рычаги воздействия, прежде чем применять радикальные меры.

В отличие от многих чиновников сельского хозяйства, вы не говорите о больших проектах, необходимости привлечения крупных инвестиций, дешевых кредитах и т. д.

– Конечно, необходимо применять в сельском хозяйстве республики новейшие технологии производства, нужна государственная поддержка. Но говорить о них надо после решения проблем организационного характера, которые не требуют больших финансовых средств. И даже экономят их. Считаю, что основной инвестор в сельском хозяйстве – сам труженик села.

Отношение руководства республики к функционированию незаконных предприятий является своего рода индикатором их отношения к дагестанскому народу. Одним из факторов, сдерживающих развитие отрасли, является высокий уровень коррупции в регионе. 

Источник: http://gazeta-nv.info/content/view/96824/109/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *