Дагестан богат озерами. Что говорить, если только в Махачкале их два – Ак-гель (в переводе – Белое озеро), еще одно – «Грязевое», потому что там лечебная грязь, а еще есть Вузовское водохранилище, тоже как будто озеро. Сам же город стоит на берегу самого большого озера на планете – Каспийского.
Из телефонного разговора с и.о. начальника отдела водопользования и охраны водных объектов Министерства природных ресурсов и экологии РД Магомедом Забаировым я узнала, что два озера – Большое Турали и Малое Турали в Карабудахкентском районе высыхают.
— Магомед Зубаирович, все говорят, что озер в Дагестане много, а сколько точно?
— 155. Все они относятся к федеральной собственности. Самые крупные – это Андийское или, как его еще называют, Казеной-Ам в Ботлихском районе, причем озеро частью в нашей республике, частью – в Чечне, озеро Папас в Каякентском районе и Мочох в Хунзахском. Заметьте, длина озера Папас пять километров, максимальная ширина – 1,5 километра, глубина в среднем –1,5 метра. Это озеро также внесено в список ключевых орнитологических территорий. Лечебные грязи и минеральные воды угодья и прилегающих территорий имеют бальнеологическое значение и используются местным населением. Между тем люди, не стесняясь, пасут на его территории скот, браконьерничают. Однако самый большой урон озеру может принести его рекреационное освоение: передача озера и прилегающих территорий в арендное или частное пользование.
— Вы только начали рассказывать об озерах, а уже столько проблем упомянули. Неужели все так плохо?
— Проблемы есть, и созданы они в основном людьми. Возьмем Мочохское и Андийское. В свое время сюда была завезена форель, выращенная специально для этого озера. Рыба прижилась как будто, но ее отравили отходами животноводческой фермы рядом с озером – в нем мыли шкуры. Сегодня ферма на полную мощь не работает, и озеро восстанавливается. Не знаю, дадут ли оздоровиться. Люди любят отдыхать «красиво» в красивых местах, но после них нужен бульдозер для уборки мусора после них. В срочной экологической реабилитации также нуждается озеро Южный Аграхан. Оно имеет исключительное значение для пролетной и местной водоплавающей дичи, озеро обеспечивает существование более 150 видов птиц. В тростниковых крепях водоема обитают олени, кабаны, енотовидные собаки, фазаны, ондатра. А еще камышовый кот и кавказская выдра. Вода озера отличается высокой прозрачностью. В программе «Развитие водохозяйственного комплекса в РД на 2012–2020 гг.» работы по восстановлению озера были запланированы на 2015 г., однако из-за отсутствия финансирования реабилитация перенесена на 2016-й.
— А в чем заключается экологическая реабилитация?
— В озере накапливаются донные отложения, в результате чего идет гниение, а ведь его флора и фауна занесены в Красную книгу. Также нет поступления другой воды в озеро, из-за этого оно теряет способность к самовосстановлению. Раньше его питали четыре канала, но из-за паводков они были разрушены. Так что надо будет очистить дно озера, наладить подачу воды в него.
— Вы сказали, что высыхают Большое Турали и Малое Турали.
— Эти озера высыхают потому, что им было отрезано сообщение с морем. Дело в том, что земли у побережья активно застраиваются, каналы и были перекрыты. Более того, территорию озера засыпают – создают участки для нового строительства. Это уже вопросы к Карабудахкентскому району. Раньше, когда озера имели сообщение с морем, в них водилось много рыбы, а сегодня эти водоемы не числятся даже в реестре ценных водных объектов.
— А какова судьба самого большого озера? Что угрожает ему?
— Самая большая проблема Каспийского моря в том, что к нему сведены канализационные стоки. Есть, правда, надежда на канализационный туннель, который соединит Махачкалу и Каспийск. Но когда это будет? А если и запустится, решит ли он проблему человеческого фактора – неумение пользоваться благами природы, не нанося ей вред. Ведь человек рубит сук, на котором сидит, неужели не ясно?
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=37316