«Сумма» на большой дороге

Группа Зиявудина Магомедова осваивает новое направление своей деятельности в Дагестане – дорожное строительство.
В ближайшее десятилетие на развитие дорожного хозяйства Дагестана планируется направить 50,3 млрд рублей, только в этом году в эту сферу должно быть вложено порядка 4,4 млрд рублей бюджетных средств. Главным партнером властей республики в реализации этих начинаний станет группа «Сумма», которая начала создание в Дагестане сети современных асфальтобетонных заводов.

Ранее холдинг Зиявудина Магомедова установил контроль над одной из крупнейших компаний Дагестана в сфере инфраструктурного строительства – «Мостоотряд-99», а нынешний глава Дагестанавтодора Загид Хучбаров прежде работал в структурах «Суммы». Новое направление бизнеса группы вписывается в стратегические планы «Суммы» по развитию транспортно-логистической инфраструктуры на юге России. 
Дорожное строительство постепенно становится значимым направлением развития отечественной транспортной инфраструктуры. В прошлом десятилетии этот сегмент искусственно тормозился позицией Минфина и лично его бывшего главы Алексея Кудрина, полагавшего, что вложение избыточных доходов от экспорта углеводородов в инфраструктуру приведет к разгону инфляции. После ухода Кудрина из правительства в сентябре 2011 года ситуация понемногу стала меняться.
Уже в ноябре 2011 года Владимир Путин (на тот момент в должности премьер-министра), выступая на Всероссийской конференции транспортников, заявил, что за ближайшее десятилетие в стране необходимо удвоить объемы дорожного строительства, назвав при этом целевые показатели финансирования – более 8 трлн рублей бюджетных средств и до 500 млрд внебюджетных инвестиций до 2020 года. В 2012 году размеры финансирования Федерального дорожного фонда значительно увеличились, превысив 391 млрд рублей, а в прошлом году объем финансирования отрасли предварительно оценивался уже в 450 млрд рублей.    
Новый асфальт Дагестана
Группа «Сумма» всегда отличалась умением быстро реагировать на новые веяния в экономической политике федерального правительства, поэтому ее активизация в дорожной отрасли не выглядит неожиданной. Первым крупным дорожным проектом холдинга Зиявудина Магомедова в его родной республике стала достройка Гимринского тоннеля (самого длинного в России), соединяющего аварские районы горного Дагестана с равнинной частью республики. Его строительство началось еще в советскую эпоху и было завершено только в октябре 2012 года. За год до этого конкурс на определение генподрядчика по завершению работ сметной стоимостью 9,8 млрд рублей выиграла входящая в «Сумму» махачкалинская компания «Мостоотряд-99». Строительство было завершено за три месяца раньше установленных сроков.
В данный момент «Сумма» готова инвестировать в дорожно-строительную сферу Дагестана в общей сложности порядка 700 млн рублей. Пилотным проектом группы в этом направлении стало строительство асфальтобетонного завода мощностью 3840 тонн продукции в сутки с битумохранилищем на 2000 тонн, введенного в эксплуатацию в сентябре прошлого года неподалеку от Махачкалы. Поставщиком оборудования для этого предприятия выступил Кременчугский завод дорожных машин (Украина), с которым в начале этого года «Сумма» подписала соглашение о приобретении еще трех асфальтобетонных заводов производительностью 1536 тонн в сутки каждый. Два из них прибыли в Махачкалу в середине февраля.
Заводы предполагается установить в сельских районах республики. Одно из предприятий должно появиться в Хунзахском районе (малая родина Зиявудина Магомедова), два других – в Гергебильском (в средней части Дагестана) и Магарамкентском (на юге республики) районах. Такое расположение в целом соответствует ближайшим планам «Дагестанавтодора» по реконструкции дорожной сети республики.
На этот год намечено активное развитие дорожного хозяйства в ряде высокогорных районов, в частности, будет положен асфальт в трех из восьми райцентров, где на данный момент нет асфальтированных дорог. Соответственно, основная часть работ будет профинансирована из регионального бюджета – на долю федеральной казны приходится только 119 млн рублей из 4,4 млрд рублей, которые будут вложены в дороги Дагестана в этом году. Средняя стоимость строительства километра качественной дороги называется в размере 10 млн рублей.
Линии дорожного фронта
В феврале прошлого года исполняющим обязанности руководителя государственного казенного учреждения «Дагестанавтодор» был назначен Загид Хучбаров. До этого он возглавлял ООО «Стройновация» – входящую в структуру «Суммы» крупную холдинговую компанию, реализующую проекты в инфраструктурном строительстве по всей России (в частности, объем госзаказов компании на строительство дорог составляет, по ее собственным данным, почти 30 млрд рублей). Фактически это зажгло для «Суммы» зеленый свет в дорожной сфере Дагестана. 
твитнуть цитату

Руководитель «Дагестанавтодор»: нужно немного времени, чтобы нашу дорожную отрасль вывести на более высокий уровень. Знаю, что нужно делать, и какой ресурс нужно вовлекать для достижения цели

«Нам нужны мощные высокопроизводительные компании, оснащенные современной техникой», –заявил Загид Хучбаров на пресс-конференции в августе прошлого года, подводя итоги полугода работы. В числе своих первых достижений он назвал привлечение частных инвестиций в дорожное хозяйство (на тот момент «Сумма» уже закупила на Украине первый асфальтобетонный завод), а стратегическими задачами назвал индустриализацию отрасли, правильное планирование, привлечение новых технологий и эффективное управление. «Нужно немного времени, чтобы нашу дорожную отрасль вывести на более высокий уровень, – пообещал новый глава “Дагестанавтодора”. – У меня есть программа работ. Знаю, что нужно делать, и какой ресурс нужно вовлекать для достижения цели».
Вскоре после этого «Сумма» получила крупный подряд, имеющий прямое отношение к Дагестану. В январе компания «Стройновация» выиграла контракт на подбор генподрядчика строительства двух участков трассы Р-215 Астрахань—Кочубей—Кизляр—Махачкала стоимостью 7,147 млрд рублей. К 2017 году на территории Калмыкии планируется построить два участка дороги от границы Астраханской области до границы с Дагестаном длиной около 94 км.
Эта дорога должна приблизить реализацию давних планов руководства Дагестана по активизации международного транспортного коридора «Север-Юг», который связывает Индию и Иран с северо-западной частью России и Прибалтику через Азербайджан и прикаспийские регионы России. Участок Астрахань – Махачкала долгое время был одним из «узких мест» этого стратегического маршрута (ряд отрезков дороги не имел асфальтового покрытия), который уже через несколько лет получит серьезный стимул для развития. Можно также вспомнить, что одним из важнейших узлов коридора «Север – Юг» является Махачкалинский порт, среди главных претендентов на который давно называют «Сумму».
Еще один крупный дорожный проект, который уже давно прорабатывается в Дагестане, – восстановление Аваро-Кахетинской дороги, связывающей горный Дагестан и Грузию. Она была построена еще в 19 веке во время Кавказской войны, но затем была заброшена (окончательно движение прекратилось в 1996 году). На политическом уровне добро на ее возрождение уже получено от первых лиц государства – и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев говорили о необходимости прямого сообщения между Дагестаном и Грузией еще несколько лет назад.

Шансы этого проекта на реализацию заметно увеличились после того, как Дагестан возглавил Рамазан Абдулатипов, поскольку Аваро-Кахетинская дорога проходила по территории его родного Тляратинского района Дагестана. В ноябре прошлого года министр транспорта Дагестана Ширухан Гаджимурадов (один из наиболее близких к главе республике членов кабинета министров) на встрече с жителями Шамильского района сообщил, что по инициативе Рамазана Абдулатипова разрабатываются технические условия и проектно-сметная документация Аваро-Кахетинской дороги. Чуть позже появилась и информация о том, что при строительстве этой дороги может быть использована продукция асфальтобетонных заводов, которые сейчас открывает в Дагестане «Сумма». Кроме того, источники в республике говорят о планах группы поучаствовать в реконструкции взлетно-посадочной полосы махачкалинского аэропорта, которая намечена на ближайшее время.    

Источник: http://kavpolit.com/articles/summa_na_bolshoj_doroge-1742/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *