«Амиров – это сложная система»

Глава представительства Международной кризисной группы в России Екатерина Сокирянская – об аресте мэра Махачкалы, значении и возможных последствиях этого события

Мэр Махачкалы Саид Амиров 1 июня был задержан по подозрению в организации убийства сотрудника Следственного комитета Арсена Гаджибекова. В тот же день Амиров был отправлен на вертолете в Москву, где суд санкционировал его арест на два месяца. О том, что ждет Дагестан в ближайшее время, в интервью «Русской планете» рассказала глава представительства Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская.

– Что говорят в республике по поводу ареста мэра Махачкалы Саида Амирова?

– В республике люди очень радуются и надеются, что одним арестом дело не ограничится. Это по-настоящему сенсационное событие. Никто не верил, что такое возможно. Амиров был одним из самых влиятельных, а может быть, самым влиятельным человеком в Дагестане, с очень серьезными связями в Москве. Все эти годы он оставался совершенно неприкосновенным. При этом разговоры о его незаконной экономической деятельности, о связи с криминальными структурами и подпольем циркулируют в республике много лет. Информации о содержании уголовного дела пока немного, но то, что уже появилось в информагентствах, частично подтверждает эти разговоры и слухи. Конечно, арест имеет очень серьезный резонанс.

– Что изменилось? Почему Амиров перестал быть неприкосновенным?

– Сложно оценить, но мне кажется, что это решение не Следственного комитета. Чтобы арестовать человека такого масштаба, нужно было получить одобрение на более высоком уровне.

– Это означает, что Кремль переходит к новой политике в отношении Дагестана?rusplt.ru

– Абдулатипов (Рамазан Абдулатипов, с января 2013 года врио президента Дагестана. – РП) пришел с программой очищения Дагестана от коррумпированной власти. Поначалу мало кто поверил, что возьмутся за серьезных людей, чьи имена в республике всем известны. Но после ареста Амирова даже у самых убежденных скептиков появилось ощущение, что в Кремле действительно было принято решение бороться с криминалом во власти. По крайней мере, у жителей региона появилась надежда на то, что это первый, но не последний шаг на пути демонтажа клановой системы, которая не дает республике развиваться и делает ее одной из самых криминальных в России.

Считается, что кланы в Дагестане образованы по этническому признаку и принципу родства, но на самом деле это группы, объединенные общим экономическим, политическим и порой криминальным интересом, крепко связанные патронажными сетями и круговой порукой. Многие годы они поддерживались Москвой. В результате возникла институциональная ловушка из коррупции и криминалитета во власти, которая не позволяет региону развиваться, – и, несмотря на то, что в Дагестан идут большие федеральные средства, которые могли бы поднять экономику и укрепить социальную систему, этого не происходит.

Рамазан Абдулатипов. Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

– Как арест Амирова может повлиять на выборы президента, которые пройдут в Дагестане осенью?

– Это, безусловно, поднимет рейтинг Рамазана Абдулатипова. В разы. Он практически гарантирует ему успех. Понятно, что решение об аресте принимал не Абдулатипов. Но, тем не менее, он получит большие политические дивиденды. С другой стороны, Амиров со всеми президентами Дагестана имел довольно сложные отношения просто потому, что сам претендовал на этот пост. Амиров был настолько сильным фактором в Дагестане, что с ним приходилось считаться любому президенту. А Абдулатипову – не придется. Это облегчит ему жизнь.

– Каков ваш прогноз на развитие ситуации?

– Понятно, что Амиров – это большая, сложная, разветвленная система. Он имел влияние не только в Махачкале. И сейчас, если пойдут дальше и будут зачищать всю связанную с ним систему – муниципальную и администрацию районов, – сложно предсказать исход. Возможна временная дестабилизация.

Следующий вопрос: начнут ли следственные органы работать по другим кланам. Понятно, что это необходимо. Но также понятно, что это предельно сложный и болезненный процесс. Кланы очень глубоко укоренены в обществе, они в большинстве своем существуют уже не одно десятилетие и отчасти стабилизируют политическую систему.

Есть определенные правила игры, есть территория, которая так или иначе контролируется, есть баланс интересов, который слегка меняется при смене власти, но, тем не менее, принципы взаимодействия не меняются. Если не зачистить другие кланы, в долгосрочной перспективе изменения ситуации к лучшему ожидать не стоит.

– А если зачистить, то возможна дестабилизация накануне Олимпиады?

– Меня очень удивила новость об аресте Амирова именно потому, что, я думала, Кремль не решится на такие резкие движения до Олимпиады.

– Предположим, принято решение идти дальше.

– Арест Амирова – очень мощный сигнал обществу и кланам, но я думаю, что люди из его окружения просто затаятся сейчас. Поймут, что все очень серьезно, лучше сидеть тихо и надеяться на лучшее. Вот если будут зачищать дальше, будут аресты людей, связанных коррупционными схемами, если будут зачищать другие кланы – а это делать необходимо, – то да, может произойти временная дестабилизация.

Но еще хуже – остановиться и дальше не пойти. Если только арестом Амирова все и ограничится, то до Олимпиады, может быть, мы сможем избежать дестабилизации. Но в долгосрочной перспективе ситуация в Дагестане не улучшится, а будет деградировать дальше.

– Как вы представляете себе этот сценарий?

– Те ресурсы и то пространство, которые контролировал Амиров, начнут между собой делить другие, оставшиеся кланы. В самой системе управления республикой принципиально ничего не изменится; развитие региона и дальше будет тормозить коррумпированная верхушка, связанная с криминалом, а то и «лесом».

Кроме того, я уже говорила, что кланы в Дагестане очень условно этнические, и от произвола их лидеров часто страдают представители того же этноса. Но все же этнический фактор нельзя совсем не учитывать.

Амиров – даргинец, но есть и другие сильные кланы – в основном аварские, на юге – лезгинские. Исторически в Дагестане во власти между собой конкурируют первые две группы: даргинцы и аварцы.

Уже был отправлен в почетную отставку даргинский президент (Магомедсалам Магомедов, в январе 2013 года. — РП) и заменен на аварского. Если продолжить зачистку даргинских кланов, и ничего не сделать с аварскими, то последние заполнят собой освободившееся пространство и очень укрепятся, что может привести к смещению этнического баланса и росту межэтнической напряженности.

Это не произойдет завтра, не произойдет до Олимпиады, но в долгосрочной перспективе этот фактор надо принимать во внимание, потому что в Дагестане в силу его полиэтничности очень особые межэтнические отношения. Очищение дагестанской власти от криминала должно быть продолжено, жестко, неуклонно, во всех районах республики, но строго в рамках закона. 

Источник: http://rusplt.ru/policy/dagestan_prognoz.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *