Россия: борьба как выход из замкнутого круга («The Washington Post», США)

Москва – Во Дворце борьбы 17-летний юноша по имени Азамат Тахоев выглядит, как настоящий престолонаследник. Уверенный в себе, спокойный и почтительный, он кажется хрупким при своем весе в 58 килограммов. Но у него — крепкое сложение и мощные плечи. Черные кудрявые волосы обрамляют его лицо – именно так должен выглядеть греко-римский борец.

Для него все дело в мечте. Конечно, есть олимпийская мечта – какой сильный парень с неспокойного Кавказа, что на юге России, не мечтает о золотой медали? И хотя Международный олимпийский комитет хочет выбросить борьбу на свалку истории, эта мечта не умрет, нет. Безусловно, будет найден способ, чтобы сохранить борьбу в программе Олимпийских игр, где ей самое место. Но для Тахоева важнее другая мечта.

«Борьба? Это очень трудно объяснить, — сказал он как-то вечером, стоя в одном из больших тренировочных залов дворца. У него появилось какое-то мягкое и нежное выражение на лице. — Когда я занимаюсь, у меня в голове постоянно возникают эти мечты».

Если все пойдет правильно, борьба поможет ему выбраться наверх, повидать другие места. А здесь, на спортивных матах, ему противостоит потный соперник, переполненный желанием одержать над ним верх. Здесь сила идет на силу, и Тахоев с безмятежной ясностью мечтает о бросках, рывках и ложных выпадах, которые позволят ему победить. И мечта начинает превращаться в реальность.

Азамат вырос у подножия Кавказских гор, в регионе, носящем название Северная Осетия. Он думал, что хочет стать футболистом. «Но мне каждый день твердили: борьба, борьба, борьба, — рассказывает он. – И потом это во мне укоренилось». Он с 12 лет живет в Москве в общежитии Дворца борьбы. Живет бесплатно, лелея свою мечту.

Читайте также: Спортсмены не должны становится политическими жертвами

«Вы еще услышите это имя», — сказал о Тахоеве Владимир Остроумов, миниатюрный, но крепкий директор этого спортивного сооружения, которое носит имя Ивана Ярыгина – знаменитого советского борца.

Остроумов знает, что говорит. Два его воспитанника завоевали медали на Олимпиаде в Лондоне. Да и фамилия у него говорящая.www.inosmi.ru

Слухи о том, что борьба, являющаяся одним из видов спорта древних Олимпийских игр, может столкнуться с большими проблемами, циркулировали уже давно. Но когда Остроумов услышал новость о том, что МОК хочет отказаться от нее, начиная с 2020 года, у него появилась только одна мысль: «Катастрофа». Без такого мощного стимула, как участие в Олимпиаде, его вид спорта наверняка захиреет.

 

Руководители этого вида спорта из великих борцовских держав, какими являются Россия, Иран, Соединенные Штаты, Корея, Турция и Азербайджан, объединяют усилия в попытке добиться отмены такого решения и говорят об этом с оптимизмом. Они уже добились отставки президента Международной федерации объединенных стилей борьбы (FILA) Рафаэля Мартинетти (Raphael Martinetti). 16 февраля Мартинетти покинул свой пост, и Остроумов с коллегами восприняли это как добрый знак.

Борец-тяжеловес вольного стиля из российского Дагестана Сагид Муртазалиев, выигравший золотую медаль в Сиднее в 2000 году, повысил градус этого противостояния, вернув в знак протеста свою медаль Международному олимпийскому комитету.

Направляя силу и стойкость в нужное русло

Дворец Ярыгина, находящийся в московском районе Лефортово, представляет собой шестиэтажный памятник борцовского мастерства, построенный в 2004 году. Там есть три больших тренировочных зала, маленький тренировочный зал, зал для проведения состязаний, зал общей спортивной подготовки, сауна, турецкая баня, кабинет иглоукалывания и кафетерий. Музей спортивной борьбы подробно и почтительно повествует об олимпийских победах советских и российских спортсменов. А побед этих множество – 63 золотых медали с 1952 года. Дворец этот стал самой богатой в России школой для юных борцов, которые начинают там тренироваться с семи лет.

Также по теме: Жак Рогге об организации Олимпиады

Во дворце тренируется до 2000 мальчиков и даже немного девочек. И 90 процентов из них – с Кавказа. Два российских медалиста Олимпиады-2012, как и Тахоев, приехали во Дворец борьбы из Северной Осетии – христианской в основном республики, находящейся к западу от Чечни и ставшей в 2004 году местом бесланской трагедии. Другой крупный контингент борцов – из Дагестана, родины Муртазалиева. Эту мусульманскую республику, находящуюся в горах на востоке Кавказа, постоянно преследуют волнения, религиозное насилие и бедность.

Для тысяч мальчишек с Кавказа борьба — это как выход из замкнутого круга. Общежитие дворца — это их убежище от оставшейся позади трудной жизни и от мощных предрассудков москвичей по отношению к этому региону и его обитателям.

«Наш контингент — не из обеспеченных, — говорит Остроумов. – Наши дети — хулиганы. Мы их воспитываем и отвлекаем от улицы. Они вместе тренируются, вместе едят, вместе проводят время. Мы вырабатываем у них вполне конкретные и особые черты характера: надо быть терпеливым и надо упорно трудиться».

Хаджимурад Магомедов знает, что такое упорный труд, и он по-прежнему ездит в Дагестан навещать родителей. Но золотая медаль, полученная им на Олимпиаде 1996 года в Атланте, дала ему свободу и возможность пойти по жизни иным путем. Сегодня он работает тренером в российской сборной и живет с семьей в Москве.

«То была воля Аллаха», — сказал он недавно, сидя за чашкой кофе в штаб-квартире Российского олимпийского комитета. Ему было девять лет, когда он начал тренироваться в своем родном городе Махачкале. Будучи борцом, ему не пришлось заниматься рэкетом, платить за аренду помещения для тренировок и за дорогую форму. Магомедов говорит, что на его взгляд, в борьбе на Кавказе есть нечто генетическое. Может быть потому, что людям там очень часто приходилось отражать вторжения персов.

Читайте также: Путин владеет дзюдо лучше олимпийцев?

«В Дагестане есть физически очень крепкие парни», — говорит он. Для него борьба стала возможностью направить эту силу и крепость в нужное русло. «Сначала я вообще ничего не выигрывал. Но потом я начал медленно вырабатывать характер, кирпичик за кирпичиком. Не скажу, что я очень талантливый. Для меня это просто работа».

И характер дает о себе знать, когда схватка подходит к кульминационному моменту, когда борцы устали, и у них не остается ничего, кроме силы воли, говорит Магомедов. «Кто проявит больше стремления и воли к победе?» Это стремление, по его словам, приходит не сразу, оно выковывается с годами тренировок.

 

Сейчас, если борьбу исключат из программы Олимпиады, ее популярность непременно снизится. «И все эти ребята окажутся на улицах, — объясняет борец. – Преступность, наркотики – я не хочу даже говорить об этом».

В Дагестане есть и другой соблазн – «лес». Речь идет о лагерях боевиков, которые борются за создание экстремистского исламистского государства.

17 февраля 2008 года в Дагестане с пулевым ранением в живот был госпитализирован серебряный призер Олимпиады 2008 года Бахтияр Ахмедов. Он не стал показывать пальцем ни на кого, сказав, что случайно выстрелил сам в себя.

Всемирное братство

Остроумов как-то раз боролся на чемпионате мира в Колорадо-Спрингс. Было это в 1985 году, и он тогда весил 52 килограмма. Сейчас ему 47, и он немного поправился. Остроумов гордится своей принадлежностью к братству людей с изуродованными ушами, которые могут узнать друг друга в любой стране мира.

Также по теме: Россия продемонстрировала господство на Чемпионате мира по вольной борьбе

Даже тем тысячам мальчишек из его школы, которые не попадут на Олимпийские игры, борьба внушает чувство уважения к амбициям и воспитывает в них самоотдачу в тяжелой работе. Без Олимпиады, говорит он, аура будет уже не та.

«Всеми своими жизненными достижениями я обязан спорту, — заявляет Остроумов. – Но если борьбу исключат из Олимпийских игр, я уйду. Я — патриот Москвы и патриот спорта, но я уйду. Мне будет очень жаль, но я уйду. Я не могу вести себя бесчестно по отношению к моим ребятам».

Ошеломляющую новость Азамат Тахоев услышал во время тренировки в спортзале. В 2020 году ему будет 24 года. Это лучший возраст для борца, пора расцвета. «Мы же все здесь были вместе, — говорит он. – Как такое могло случиться?»

Тренеры отреагировали резко и сердито. «Давайте, работайте, — сказали они. – Ваша работа здесь и сейчас. Кроме того, есть еще игры 2016 года, о них тоже надо думать».

 

Источник: http://www.inosmi.ru/sport/20130301/206496144.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *