В первую январскую субботу в Центральной Джума-мечети г. Махачкалы состоялся меджлис, посвященный одному из пяти обязательных столпов Ислама — Закату. В связи с этим, как отметил ведущий мероприятия, заместитель имама ЦДМ Махачкалы Мухамад-хаджи Курбандибиров, — знания, которые доносят до присутствующих уважаемые алимы, распространяются на всех мусульман. Поэтому обязанностью каждого участника меджлиса является доведение полученных знаний до всех близких, родных, знакомых, соседей. У вас есть возможность стать распространителями важнейших исламских знаний, заработав высокое вознаграждение и довольствие Всевышнего Аллагьа, — сказал он, обращаясь к тысячам мусульман, приехавшим на этот важный форум со всех концов Дагестана.
В своем выступлении редактор газеты "Ассалам" Ибрагим-хаджи отметил, что различие людей по состоятельности имеет важный социальный аспект. Но вместе с тем, наличие достатка или даже богатства не является достоинством, также как и бедность не является пороком, это всего лишь удел и испытание Аллагьа.
"Человек говорит мое имущество, мое богатство. В самом деле, ему принадлежит лишь то, что он одел, покушал и отдал на садака", — говорит Пророк (с.т.гI.в.). Всевышний предупреждает нас в священном Коране, что те, которые запасают имущество, не выделяя закат, будут наказаны в Судный день. И Посланник Аллагьа (с.т.гI.в.) свидетельствует: "Кто владел большими стадами скота и не выделял с них закат, в Судный день этот скот будет бодать его рогами, топтать копытами".
Далее он привел поучительный рассказ, который произошел с СагIлабатом, сподвижником Пророка МухIаммада (с.т.гI.в.). Он был одним из самых усердных в богослужении среди мусульман, постоянно проводя время в мечети. Но, однако, Аллагь наделил его бедностью, которая была в тягость сподвижнику. Однажды СагIлабат решился обратиться с просьбой к Пророку (с.т.гI.в.), чтобы тот попросил у Аллагьа для него богатство. Но Пророк (с.т.гI.в.) сказал, что для него будет лучше проявить терпение, приняв удел Аллагьа, ибо в богатстве еще большее испытание. Однако когда сподвижник продолжал настаивать на своей просьбе, Пророк (с.т.гI.в.) попросил Аллагьа и вскоре СагIлабат стал быстро богатеть. Через какое-то время стада СагIлабата заполнили окрестности Медины и его стало редко видно в мечети. После этого был ниспослан аят следующего смысла, — бери с их имущества закат, который будет очищением для них. Но СагIлабат отказал в выплате заката посланцам Пророка (с.т.гI.в.). Тогда был ниспослан аят о лицемерии. Услышав его, СагIлабата охватил страх, и он поспешил с выделенным закатом к Пророку (с.т.гI.в.), но тот его не принял. Не приняли от него закат в последующем и праведные халифы. Так и умер СагIлабат, не исполнив важной мусульманской обязанности, в страхе и заблуждении.
Сиражудин-хаджи, имам Джума-мечети на Новом поселке Махачкалы напомнил собравшимся, что все мы являемся творениями и рабами Всевышнего Аллагьа, и все, что есть на земле и небесах принадлежит Ему. Получая большой или малый достаток, мы не должны забывать благодарить Того, Кто днем и ночью одаривает нас всевозможными благами. Человек, выделяющий закат, выполняет веление своего Создателя и, не боясь бедности, доверяет Ему себя и свое имущество. Такое отношение влечет прежде всего довольствие Аллагьа, Который приумножает многократно состояние такого раба и наделяет его Своей благодатью. В выделении заката есть и другая польза, это очищение его от сомнительного и греховного. Это особенно важно в наше время, когда в бизнесе смешалось запретное и дозволенное. Работая на государственном или частном предприятии, которое построено не на исламских принципах и пользуется банковскими услугами, выплачивая налоги в различные фонды, получая от них пенсии, пособии, трудно обеспечить шариатскую чистоту в имуществе. А поедание запретного, это приближение к Аду, ибо мясо, взращенное на хараме, согласно исламских источников, служит едой для адского огня. Поэтому каждый здравомыслящий мусульманин должен думать об очищении своего имущества, и лучшее решение — это своевременное выделение заката и частая раздача садака.
Имам г. Буйнакск Абдулкарим-хаджи, ответственный по вопросам заката в Горном Дагестане, рассказал о важности заката в свете священного Корана. В 33-х аятах писания Аллагь призывает верующих к выплате заката, объединяя эту обязанность с совершением ежедневного намаза. То есть мусульманин не может считаться полностью состоявшим в Исламе, пока он будет разделять хотя бы одну из пяти столпов нашей религии. Примечательно, что выплата заката стала обязательной еще до хиджры, во время пребывания Пророка (с.т.гI.в.) в Мекке. Аллагь создал людей разными, наделил их различными способностями, благами, достатком. Одновременно Своей мудростью Он вменил им обязанности по отношению друг другу, которые их объединяют. Аллагь, наделяя богатым имуществом одного, говорит, что в нем есть доля бедного и велит отдать его. Таким образом, Аллагь желает видеть мусульман милосердными, заботливыми в отношении друг друга, настоящими братьями.
В закате есть много мудростей. Среди них то, что выплачивая закат, богатые очищаются от скупости, жадности, зависти бедных людей и напротив приобретают их уважение и любовь. Нуждающийся человек, получив закат из рук богатых, испытывает к ним благодарность, делает за них дуа Аллагьу. Пророк (с.т.гI.в.) говорит: "Вы берегите свое богатство, выплачивая закат". Также говорится, что закат оберегает от болезни, несчастий и бед. После смерти Пророка (с.т.гI.в.) некоторая часть мусульман стала отказываться от выплаты заката, тогда первый халиф правоверных Абубакр (р.гI.) объявил им войну. Сегодня часто обращаются к имамам, алимам с просьбой написать сабаб от болезней, бед и бедности, большое распространение имеет сабаб для удачной торговли. Но на деле все проблемы этих людей от невыплаты заката. Не выполняя веление Аллагьа, они навлекают на себя Его праведный гнев, лишают себя и свое имущество Его благодати.
Заместитель Муфтия Мухамад-хаджи Гаджиев в своем выступлении отметил, что главная мудрость заката в признании Аллагьа Господом не только на словах, но и на деле, выделяя ради Него часть своего имущества, к которому привязаны наши сердца. Мудрость заката состоит и в установлении социальной справедливости и братства, которую в полной мере не может сделать ни один социальный строй. Исламское общество, которое строится на принципах шариата, напротив может достичь идеальных человеческих взаимоотношений и счастья каждого отдельно взятого человека. Пример тому мусульманский халифат во время правления Умара ибн Абдулазиза. Несмотря на то, что исламское государство превышало по своим масштабам все известные империи и достигало на севере Кавказа и Средней Азии, на востоке Китая и Индии, на юге Северной Африки, а на западе Испании, в нем трудно было найти людей, заслуживающих по своей бедности заката. Сегодня многие, в том числе и мусульманские страны испытывают беды и трудности, потому что под влиянием шайтана состоятельные верующие не выплачивают закат. Некоторые из них по своему невежеству считают, что закатные деньги присваивают себе мечети и духовенство. На самом деле те только помогают богатым людям исполнить свою обязанность, организовывая сбор и раздачу средств заката. Необходимо усилить эту работу в каждом жамаате, иначе средства, принадлежащие бедным людям, будут присваивать себе те, которые считают, что они находятся в джихаде. Воюя с мусульманами, убивая неугодных им алимов, они угрозами и насилием забирают средства у напуганных ими богатых людей, оправдывая это закатом. На самом деле такие деньги используются на террор и угнетение государственных чиновников, сотрудников правоохранительных органов, дальнейшие запугивания бизнесменов, среди которых и мусульмане.
Имам г. Избербаш Мухамад-хаджи Арсланалиев разъяснил категории мусульман, которым предназначены закатные средства. Всевышний Аллагь в Коране указал 8 категорий мусульман, которым необходимо выделять закат. Из них в современном обществе отсутствуют только рабы, на освобождение которых можно давать закат. Также нет настоящих муджахидов — мусульман, участвующих в джихаде. Правда сегодня ученые относят к этой категории муалимов, распространяющих исламские знания ради Аллагьа, и мутаалимов, которые ради Аллагьа обучаются этим знаниям, чтобы сохранить их для последующих поколений. Самые распространенные среди нас категории: факъиры (нищие); мискины (бедные); новообращенные мусульмане; люди, попавшие в долг по шариатской причине; путники, находящиеся в дозволенном сафаре, нуждающиеся в пропитании и не имеющие средств для возвращения домой и сборщики заката (гIамилуны).
Теперь попробуем дать краткую характеристику представителям категорий, которые часто встречаются в реальной жизни.
1. Факъир — это остро нуждающийся мусульманин, у которого нет имущества и работы. А если есть, то его не хватает на покрытие даже третьей части расходов. Расходы включают в себя необходимое содержание для себя и своей семьи: питание, одежда, жилье с элементарными условиями.
2. Мискин — это мусульманин, который имеет имущество и работу, но заработок хватает только на покрытие 70-80% расходов.
3. Новообращенные — это мусульмане, недавно принявшие Ислам, нуждающиеся в поддержке и укреплении имана. К этой категории ученые относят и кафиров, которые сочувствуют и поддерживают мусульман. В будущем они сами могут прийти в Ислам. Закат можно дать и тем кафирам, от вреда которых можно предостеречься отдачей им заката.
4. Мусульмане, имеющие долг по шариатской причине. Такими причинами могут быть авария, болезнь, хадж и т.п.
Сейчас некоторые мусульмане участвуют в финансовых пирамидах и терпят из-за обмана большие убытки, попадают в долги. Они обращаются в ДУМД с просьбой о помощи после того, как попали в тяжелую ситуацию. Но вначале ослепленные жаждой быстрой наживы, они отдают мошенникам все свое имущество и даже влезают в долги. Их не смущает, когда им предлагают машины почти вдвое дешевле от розничной цены. Они заключают недействительные сделки, не заботясь о том, кто будет погашать разницу между обманной и реальной ценой, сомнение не вызывает даже то, что мошенники сразу не показывают товар, а требуют подождать какое-то время. Недавно ко мне обращались 3 человека, вложившие в пирамиду 190 миллионов рублей, в Карабудахкентском районе 1 человек говорят, вложил 1 миллиард 300 миллионов.
Но все они искали не заработок, соответствующий шариату, поэтому помочь таким людям, попавшим в бедственную ситуацию, из закатных средств не разрешается, — сказал имам. Шариатский долг должен соответствовать следующим условиям: должен быть сделан на шариатском пути и быть дозволенным, также должен подойти срок возврата. Например, человек совершил непреднамеренное убийство, за который по шариату необходимо отдать 100 верблюдов или их стоимость. При выделении заката условием не является, чтобы мусульмане из вышеназванных категорий были больными или сами просили о помощи. Для сборщиков заката не обязательно даже, чтобы они были бедными.
Касум, руководящий фондом по сбору и раздаче заката при ЦДМ Махачкалы, ознакомил собравшихся с практической стороной своей нелегкой работы. Состоятельным людям, не испытывающим проблем с обеспечением своей семьи, трудно представить, что кто-то ежедневно может умирать от голода, холода, не иметь самых элементарных условий для жизни, — сказал он. Мы с такими людьми сталкиваемся постоянно. Недавно при обходе, состоящих на нашем учете (их около 3 тысяч) мусульман, нашли мать с ребенком, у которой в арендуемой комнатке даже не было кастрюльки, чтобы приготовить кашу ребенку. На каждого нуждающегося в закате у нас есть полная информация, если кто-то желает сам оказать помощь, то мы готовы представить ему любые данные, как и тем, кто хочет получить отчет своем закате, выделенном через наш фонд. К сожалению, у нас складывается впечатление, что проповеди имамов не доходят до сердца многих богатых мусульман. Средства в фонд поступают в маленьких количествах и не могут существенно изменить жизнь бедных людей. Несколько тысяч рублей могут продлить существование, но вывести из состояния бедности, помочь обрести, как говорится удочку, не могут. Необходимо, чтобы мусульмане не только на словах, но и на деле болели и переживали друг за друга.
Мухамадрамазан, имам Дагогни, ответственный по вопросам заката в Южном Дагестане, отметил, что баракат, к которой стремится каждый мусульманин, невозможно просто приобрести или купить, им может наделить Своего раба только Аллагь, если тот поступает в соответствии с Его велениями. Всевышний в Коране, обращаясь к Пророку (с.т.гI.в.), говорит: "Возьми (закат) из их имущества". Мы живем не в шариатском государстве и только можем просить у богатых людей, выплатить из их имущества обязательный закат. Но зачастую они отвечают, что ежеквартально платят налоги гораздо больше 2,5%. Некоторые из них не понимают (или не хотят понимать), что исламский закат является обязанностью мусульманина и предназначен строго для определенных категорий мусульман. Он не может быть подменен никакими налогами, в каких бы объемах они не выплачивались. А может для таких мусульман повеление Аллагьа и исламская обязанность менее важно, чем государственный закон!? Может это обыкновенная трусость и страх перед наказанием государства, которое грозит арестом и другим наказанием!? А где же тогда вера и страх перед Создателем, Который дал тебе жизнь, одарил тебя богатством!? Но ведь Он может и забрать и не только имущество, но и жизнь, более того только Он будет вершить твою судьбу в Судный день и изберет для тебя Ад или Рай для вечной жизни. Наши сердца не содрогаются от слов и повелений Аллагьа, в которых Он извещает нас о грядущем наказании. Но если нам объявят об угрозе от полиции или каких-то бандитов, наши сердца наполняются настоящим страхом. В завершении своего выступления Мухамадрамазан разъяснил, как делается намерение для заката. Закат, как и вера должен быть в сердце, а не только на языке, тогда он воплотится и в наших делах, — сказал имам. Намерение для выделения заката делается обязательно сердцем и желательно его подтвердить языком. При этом надо подчеркнуть, что это обязательный закат с моего имущества.
Мухамадшамиль, имам Джума-мечети на Редукторном поселке Махачкалы, рассказал о видах и процессе выделения заката. Закат бывает разных видов, среди наших мусульман распространен закат от имущества и торговли. Закат выплачивается, когда имущество или торговый оборот за год достигает нисаба. Нисаб — это уровень равный по стоимости 85 граммам чистого золота или 596 граммам чистого серебра. Закат с имущества выделяется не только с денег, но и скота, урожая зерна, фруктов. Есть отдельные тонкости, от которых зависит количество заката, и они касаются полива или отсутствия его на земле, где выращен урожай, времени пастьбы скота в течение года. Их при снятии заката лучше обсудить с местным имамом, который хорошо знаком с этими условиями. В основном выделяемый за год закат с имущества и торговли составляет 2,5%.
Выступающие алимы высказали свое мнение и по актуальному вопросу — снятия заката с бумажных денег. Всех их можно свести к следующему ответу: дагестанские ученые прошлых поколений и наши уважаемые тарикатские шейхи считали его не обязательным, потому что такие деньги не имели реальной постоянной стоимости и часто подвергались реформам и девальвации. Кстати, это сохраняется и сейчас. Вместе с тем, современные ученые в арабских странах пришли к мнению, что закат с бумажных денег обязательно надо снимать, так как бумажные деньги во всем мире являются стоимостным носителем золота, а золото и серебро практически не используется в торговых отношениях. Кроме того не снятие заката с денег нанесет большой ущерб тем, кому он предназначен. В связи с этим рекомендуется обязательный закат снимать и с бумажных денег.
Вопросы и ответы по теме заката, прозвучавшие на этом меджлисе, будут опубликованы в следующем номере газеты. Инша Аллагь.
Подготовил М. Гамзатов