В прошлую пятницу имам одной из мечетей г. Каспийска поднял в своей проповеди тему, которая заинтересовала меня, и я считаю, она будет очень полезна многим дагестанцам. Более того, по-моему мнению многие конфликты, разделение мусульман на разные надуманые течения изначально происходят, потому что разногласия по религиозным мотивам часто перерастают в раздоры, которые влекут за собой идеологические противостояния и вражду среди мусульман. Не понимание, что разное восприятие, разночтение некоторых исламских норм, носящих в большинстве своем второстепенное значение, как говорили наши праведные предки — есть милость Аллагьа, приводит к конфликтам и даже обвинению в куфре среди мусульман. Враги Ислама и в первую очередь шайтан, возбуждая в нас гордыню, используя наше невежество, разжигает в мусульманском обществе огонь вражды, приводящей к самому большому греху — убийству невинных людей, уничтожению руками самих мусульман бесценных носителей исламских знаний — лучших алимов.
Я надеюсь, что эта публикация, скомпилированная из нескольких статей известного ученого Сальмана ибн Фахда Аль-Ауда на тему разногласий и исламского этикета, связанного с ними, поможет многим понять, что сегодня многие из нас находятся в наивном заблуждении, считая, что защищают чистый Ислам, а на деле, служа его врагам и шайтану. При этом, если кто-то будет считать, что этот материал рассчитан на тех кто в лесах или на кого другого, только не на него, то он находится в самом большом заблуждении. Лично я многое из него извлек и считаю, что он будет полезен всем без исключения.
Мы сделали все возможное, чтобы сохранить форму, изложение мысли, авторский стиль и структуру этих работ, названия, подзаголовки. Возможно эта серия еще не завершена полностью и мы вернемся к ней позднее. Еще раз выражаем надежду, что каждый наш читатель извлечет из материалов максимальную пользу и сделает правильные выводы.Являются ли разногласия чем-то плохим?
Разногласие было установлено предопределением Аллагьа, чтобы быть неотъемлемой частью жизни. Люди различаются по многим аспектам. Они отличаются этнически и культурно. Они имеют различные лица, предпочтения и склады ума.
Аллагь говорит в Коране:
"Среди Его знамений — сотворение небес и земли, а также разнообразие ваших языков и цветов (кожи). Воистину, в этом — знамения для обладающих знанием". (Ар-Рум, 30:22)
"Мы сотворили по паре всяких тварей, — быть может, вы задумаетесь". (Ад-Дарийат, 51:49)
"О люди! Поистине, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый уважаемый Аллагьом среди вас — наиболее благочестивый и богобоязненный". (Аль-Худжурат, 49:13)
Мы должны обратить внимание на то, что Аллагь указывает, что сделал нас разными народами и племенами так, что мы могли знать друг друга, но не для того, чтобы мы сражались и воевали.
Продолжение жизни человечества и его процветание нельзя гарантировать, если одна группа людей удовлетворяет все свои желания и устремления за счет остальных. Неужели цели и желания одной нации бывают настолько противоположны целям и желаниям других, что могут быть полностью удовлетворены только посредством покорения или истребления всех иных?
На самом приближенном уровне, мы видим, что даже отдельный индивид имеет разногласия и конфликты в себе самом. Он создан из различающихся частей. Аллагь говорит: "Разве Мы не наделили его глазами, языком и устами?". (Аль-Баляд, 90:8-9) Он изменяется изо дня в день. Аллагь говорит: "…вы будете переходить из одного состояния в другое". (Аль-Иншикак, 84:19) Он проходит из детства через взрослую жизнь к старости. Он испытывает состояния болезни и здоровья, процветание и бедствия.
Взгляды человека и изменение мнений
Пророк (мир ему и благословение Аллагьа) сказал: "Если я клянусь сделать нечто и затем вижу, что другое приносит еще больше добра, тогда я искупаю свою клятву и делаю то, что лучше". (Сахих Аль-Бухари, 31333, и Сахих Муслим, 1649)
Одно из великих благословений Аллагьа человечеству в том, что Он даровал нам свободу выбора. Он говорит: "Скажи: "Истина — от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует". (Аль-Кахф, 18:29)
В то же время Аллагь сделал нас ответственными за выбор, который мы делаем. Если бы Аллагь пожелал, то сделал бы людей подобными ангелам, которые не имеют иной воли, кроме повиновения Аллагьу. Аллагь описывает их следующим образом: "…которые не отступают от повелений Аллагьа и выполняют все, что им велят". (Ат-Тахрим, 66:6)
Однако, Аллагь пожелал создать существо, которое Он мог бы испытать, и это испытание посредством не одних только затруднений, бедствий и борьбы, но и жизнью во всех ее бесчисленных проявлениях. Нам повелено превзойти самих себя во всех наших усилиях, от труднейшего до простейшего. Пророк (мир ему и благословение Аллагьа) сказал: "Аллагь предписал превосходство во всем. Поэтому, если один из вас убивает, он должен убивать хорошо. И если один из вас режет животное, то должен зарезать его хорошо. Ему надо заточить свое лезвие и успокоить животное". (Сахих Муслим, 1955). Пророк (мир ему и благословение Аллагьа) намеренно выбрал пример, который вообще не приходит на ум человеку, когда он думает о превосходстве, и это — пример убиения или забоя животного.
Мы должны стремиться к превосходству в наших отношениях с супругами, соседями и коллегами по работе. Аллагь указал нам принципы надлежащих манер и высоконравственного поведения. От нас ожидают, что мы будем стремиться к превосходству в призыве других людей к Исламу, в порождении их привязанности и во вдохновении их в праведности. Аллагь дозволил давать средства закята на то, чтобы приблизить сердца людей, новообращенные мусульмане это или мусульмане слабые в вере.
Аллагь ожидает, что мусульмане делают добро просто ради совершения добра, а не только ради распространения веры. Нас вознаграждают и одаривают благословением за добро, которое мы творим, даже когда мы не имеем намерения сделать это актом поклонения.
Аллагь описывает Пророка МухIаммада (да благословит и приветствует его Аллагь), говоря: "…и, поистине, ты — человек превосходного нрава". (Аль-Калям, 68:4) Посланник Аллагьа МухIаммад (мир ему и благословение Аллагьа) имел превосходнейший нрав и доброе отношение к каждому человеку. Он обращался по-доброму со всеми людьми, а не только с теми, которые, как он считал, примут ислам. Он имел безупречный характер еще до того, как стал Пророком, а после ниспослания пророчества его манеры стали еще более привлекательными. Он предписывал благие манеры: "Есть награда за сотворение добра любому, обладающему живым сердцем". (Сахих Аль-Бухари, 2363, Сахих Муслим, 2244) Он поощрял быть гуманным к животным, говоря: "Если вы проявите милосердие к овце, Аллагь проявит милосердие к вам". (Муснад Ахмад, 15165). Он сообщил нам о том, как блудница напоила водой измученную жаждой собаку и за это получила прощение от Аллагьа.
Ислам не был ниспослан, как полагают некоторые, чтобы разжигать конфликты между людьми. Он пришел, чтобы довести до совершенства манеры, с которыми люди обращаются друг с другом, и показать им, как должным образом жить на земле. Когда Аллагь сотворил Адама, Он сделал так, чтобы тот поселился на земле и усердствовал на ней. Когда ангелы узнали об этом, они сказали: "Разве Ты установишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?" (Аль-Бакара, 2:30)
Ангелы хорошо знали, насколько Аллагьу ненавистно распространение порчи и пролитие крови. Аллагь создал человечество и ниспослал писание — не ради этого. Исламский закон был ниспослан, чтобы защищать и сохранять пять основных человеческих потребностей: в религии, жизни, разуме, происхождении и собственности. По этой причине Закон запрещает убийство, прелюбодеяние, ложь, воровство, притеснение и другие преступления.
Сама природа человека делает неизбежным несогласие людей друг с другом. Они имеют разные интеллектуальные способности, по-разному оценивают ситуации и приходят к разным заключениям относительно того, что лучше в различных ситуациях. Их индивидуальные черты и склонности — различаются, их эмоциональная реакция на ситуации проявляется множеством разных способов. Некоторые люди более способны, чем другие, они по разному реагируют на искренность, объективность и непредубежденность в своих личных, деловых отношениях и в общественной жизни. У них — разные уровни образования и отличающиеся степени знания.
Эти, свойственные людям, различия относятся даже к пророкам. Различия были между Мусой (Моисеем) и Гьаруном (Аароном), между Давудом (Давидом) и Сулейманом (Соломоном) (мир им всем), хотя все они были пророками Аллагьа.
Мы можем также видеть, что сподвижники пророка МухIаммада (мир ему и благословение Аллагьа) не соглашались друг с другом. Абу Бакр и ‘Умар разногласили прямо перед Пророком. Ибн ‘Аббас и Му’авийа не соглашались друг с другом, также, как ‘Усман и ‘Али (да будет Аллагь доволен всеми ими). Среди выдающихся ученых ислама во все времена существовали разногласия. Основатели четырех правовых школ не соглашались друг с другом по многим вопросам.
Это разногласие может быть источником милости для мусульман, а также источником гибкости и адаптируемости. Оно становится вредным только тогда, когда порождается страстями, низменными мотивами и корыстными интересами. Тогда оно становится источником разделения, групповщины и препирательств между верующими. Однажды человек принес Ахмаду ибн Ханбаль книгу, в которой он скомпилировал различающиеся мнения мусульманских ученых. Он назвал свою работу — "Книга разногласий". Ахмад ибн Ханбаль сказал ему: "Не называй ее "Книгой разногласий", назови "Книгой свободы мнений". Этот пример демонстрирует нам насколько проницательно понимал Ахмад характер исламского Закона.
Некоторые ученые отмечали: "Согласие сподвижников — решающее доказательство по вопросам, а их разногласие — милость и источник гибкости".
‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз сказал: "Клянусь Аллагьом! Я не был бы счастлив, если бы сподвижники МухIаммада никогда не разногласили. Всякий раз, когда они достигали единодушного согласия по вопросу, это означало, что любой, кто когда-нибудь не согласится с ними по данному вопросу, будет в явном заблуждении. Когда же они разногласили, то это означало, что их мнения оставались открытыми, и исследуемый вопрос имел определенную свободу выбора".
То, в чем мы будем нуждаться всегда — здравые принципы обращения с нашими разногласиями, точно так же как мы нуждаемся в руководящих принципах, чтобы управлять нашей торговлей и правилами грамматики, чтобы направлять нашу беседу. Мы всегда будем разногласить друг с другом и потому важно вести себя должным образом.