В Сирии продолжается вооруженный конфликт между сторонниками президента страны Башара Асада и его противниками, начавшийся в марте прошлого года. По данным СМИ, с начала противостояния в стране погибло несколько десятков тысяч человек. Россия, занимающая активную позицию по отношению к самому конфликту, продолжает игнорировать наличие проблем, связанных с репатриацией соотечественников на свою историческую родину – Кавказ. Если главы большинства республик СКФО заявили о своей позиции по данному вопросу, то власти Дагестана продолжают сохранять молчание, несмотря на то, что в Сирии проживает вторая по величине дагестанская диаспора.
Впервые на высоком уровне проблема, связанная с репатриацией российских соотечественников, проживающих в Сирии была поднята 29 мая в Общественной палате РФ, где прошли слушания на тему: “Положение российских соотечественников в Сирийской Арабской Республике и вопросы репатриации на историческую родину”.
На слушаниях представители разных организаций высказали свое мнение о положении черкесской диаспоры в Сирии и озвучили различные варианты решения проблемы: от составления “дорожной карты” по переселению соотечественников на родину до внесения изменений в действующее законодательство. Причем под понятием черкесская диаспора, как уточнил на мероприятии член Совета Федерации Альберт Кажаров, подразумеваются, более 100 тысяч представителей народов Северного Кавказа, уехавших из родных мест в результате Кавказской войны, в основном речь идет об адыгских народах, а также других народах Кавказа.
«В Сирии представителей горских национальностей называют черкесами, так как их в стране абсолютное большинство – около 90%», – уточнил Кажаров и добавил, что в неспокойной ныне стране также проживают представители чеченской, осетинской, кабардинской, балкарской и дагестанских национальностей.
Более того, как выяснилось из речи сенатора, представители дагестанской диаспоры находятся в эпицентре событий, так как проживают в городе Хомсе и окрестных населенных пунктах «где сейчас наблюдается самая сложная ситуация в стране».
Тысячи этнических дагестанцев
Для меня настоящим откровением стала информация о том, что в Сирии проживает внушительная дагестанская диаспора, число которой по различным оценкам колеблется от 8 до 10 тысяч человек. Подробнее о положении этнических дагестанцев в Сирии удалось узнать от члена Общественной палаты Дагестана, доктора Магомеда Абдулхабирова, который бывал в Сирии более 30 раз в качестве врача.
С его слов, в Сирии проживает вторая по величине дагестанская диаспора, и сегодня она переживает, самые драматические минуты в своей истории со времен миграции эпохи Кавказской войны.
Как отмечает член ОП, как и в те далекие времена сейчас спасая жизнь, многие жители страны вынуждены бежать без документов, одежды, денег: «Настоящая гуманитарная катастрофа. И куда же им бежать? Турция, Германия, США, Канада изъявили готовность принять сирийских беженцев без волокиты. А как же Россия? Многие дагестанские сирийцы хотят иметь российское гражданство, чтобы могли свободно приезжать в Дагестан, без бюрократической волокиты. Кто-то вернется на постоянное место жительства, а кто – то нет. Кавказские сирийцы и раньше не раз обращались, как к региональным, так и к федеральным властям для решения данной проблемы, но не были услышаны. А сейчас, когда ситуация в стране серьезная, каждый день проливается кровь власти могли бы выслушать соотечественников».
По словам Магомеда Абдулхабирова, в отличие от Дагестана в других северокавказских республиках эта проблема хотя бы на слуху, и предпринимаются определенные попытки по возвращению сирийских кавказцев на родину.
«Адыгея выделила 69 гектаров земли для беженцев из Сирии. Кабардино-Балкария продолжает принимать, прибывших из Сирии соотечественников, среди которых есть и этнические дагестанцы. В Карачаево-Черкесии – местные депутаты приняли решение не оставлять без внимания ни одного обращения соотечественников. Руководители, депутаты и бизнесмены этих республик защищают своих сирийских соотечественников вопреки всем трудностям. А дагестанские власти, к сожалению, не вполне осознали свою ответственность перед сирийскими дагестанцами», – уточнил Абдулхабиров.
Власти Дагестана не слышат своих соотечественников из Сирии
Член общественной палаты ссылается на то, что власти Дагестана ни разу не озвучили даже наличие данной проблемы, не говоря уже о желании помочь своим соотечественникам.
О тревожной ситуации, в которой оказались этнические дагестанцы в Сирии рассказал и дагестанский сириец председатель комитета по международным делам Федерации мигрантов России в Сирии. По его словам, в свете последних событий в Сирии пролилась кровь и у российских соотечественников «среди черкесов (по самым приблизительным подсчетам) уже 57 погибших, 6 из них – дагестанцы».
Как утверждает Хайсам Бадерхан, в настоящем из некогда многолюдных поселений, где жили дагестанцы: таких как Джсисн, Идун, Дер Шамель, Мальта, до века нынешнего сохранился лишь поселок Дерфуль. Около 50 процентов его населения составляют дагестанцы, а в связи с военными событиями в Хомсе особенно из городов Талбиси и Альрастан в этот небольшой поселок приехало много беженцев. Но и тут им неспокойно: в результате обстрелов 19 июня многим пришлось покинуть свои дома.
Кого власти считают своими соотечественниками?
Конечно, можно долго дискуссировать на тему о «желании» российских властей вернуть представителей кавказского диаспоры на свою историческую родину, но факты сами говорят за себя. Периодически в Москве проходят различные международные конференции соотечественников России с участием представителей русских диаспор практически во всех уголках мира.
Однако, поражает одно обстоятельство: еще не было случая, чтобы на эти всемирные форумы российских соотечественников были приглашены представители многотысячных северокавказских диаспор из Турции, Сирии, Иордании, Израиля, Египта, Германии, США и других стран. Возникает логичный вопрос: являются ли представители Северного Кавказа для современной России соотечественниками?
Судьба этнических дагестанцев, как и остальных кавказских народов, выехавших за границу в разные исторические периоды и находящихся в настоящее время в эмиграции – сложна, а сейчас и трагична. В связи с последними событиями в Сирии наши соотечественники нуждаются во внимании со стороны официальных властей.
И пока российские власти не предпринимают масштабных мер, власти на местах должны самостоятельно инициировать продвижение данного процесса, а не отмалчиваться, как делают дагестанские чиновники.
Почему, скажем, министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям Дагестана, которое при желании может связаться с представителями дагестанской диаспоры в Сирии и узнать о положении дел и о желающих покинуть страну, не делает этого.
Обходить острые углы, видимо дагестанскому миннацу кажется более предпочтительным. Иначе, как объяснить, что чиновники из миннаца, обладая информацией о том, что вооруженный конфликт между правительственными войсками и оппозицией в Сирии приводит к человеческим жертвам, в том числе и среди российских соотечественников, выходцев из Дагестана в том числе, они не сделали ни одного заявления?!