"Ты не совсем прав", — сказала она, с улыбкой взглянув на сына. "Думаю, что тебе нужна небольшая помощь в арабском языке. Впрочем, это не твоя вина. Лучше поговорим об этом дома".
Тем же вечером, мама обратилась к Джамалиному папе.
"Мы должны доходчиво объяснить ему, что означают все эти слова," — сказала она. "А то он, хотя их и использует, не знает точно их смысла. К примеру, Джамаль сказал, что "Астагъфируллагь" означает "Плохой мальчик".
Папа рассмеялся. "Это наша вина," — произнес он. "Мы же говорим Джамалю "Астагъфируллагь" в моменты, когда он себя плохо ведет. Это наша ошибка. Я ему сейчас все постараюсь объяснить".
Папа пошел искать Джамаля. Не найдя его в детской, папа вышел во двор. Джамаль качался во дворе на качелях.
"Папа, раскачай меня," — увидев отца, попросил Джамаль.
"С удовольствием," — отозвался папа. Он подошел и начал раскачивать качели. Но перед тем, как это сделать, он произнес "Бисмиллягь".
Качели взлетели ввысь. "Ух ты!" — довольно воскликнул Джамаль.
"Сынок, а знаешь ли ты, почему я сейчас сказал "Бисмиллягь?" — спросил папа.
"Мы всегда это говорим, когда начинаем что-нибудь делать," — отозвался Джамаль.
"Верно, — сказал папа. Тогда ты должно быть понимаешь, что это не означает, "Я могу кушать", не так ли?"
"Конечно. Это означает, "Я начинаю".
"Нет, дорогой," -произнес папа. "Это означает во имя Аллагьа. Мусульмане говорят это, когда приступают к чему-либо, пусть это будет всего лишь перелистывание страницы или полоскание горла, не говоря уже о чем-то более значительном. И произнесение этого дает помощь и благословение Аллагьа.
"Думаю, что я знал это, просто забыл," — попытался оправдаться Джамаль.
"Возможно," — сказал папа. "Но теперь ты доджен помнить значение и произносить "Бисмиллягь" не просто так, а именно с таким намерением, что ты приступаешь к чему-либо во Имя Аллагьа".
Сказав это, папа прододжил раскачивать сынишку. При этом он задал Джамалю очередной вопрос, "А когда ты разобъешь что-нибудь, что ты должен сказать?"
"Астагъфируллагь," — ответил сын.
"А что эти слова означают?" — спросил папа.
"Наверное, "простите", или что-то типа этого," — ответил Джамаль.
"Почти верно," — сказал папа. "Конкретно это означает "Прости меня, Аллагь". Это надо говорить в тех случаях, если ты поступил неправильно.
"Точно. Я же знал это!" — воскликнул Джамаль.
"И это вовсе не означает "плохой мальчик", не так ли?"
"Нет," — отозвался Джамаль. "Но иногда вы с мамой используете слово именно так, вот я и спутал все".
"Знаю, знаю," — произнес папа. "Это наша ошибка, и с сегодняшнего дня ты будешь напоминать нам, если мы опять ее допустим, договорились?"
Это было что-то новое. Значит, и папа с мамой могут ошибаться. И папа сам просит, чтобы их поправляли… Джамалю понравилась такая папина идея.
"Конечно, папочка," — ответил сын.
Папа улыбнулся. "А что говорят в том случае, если слышат правильный ответ?"
"Аль-хIамдулиллягь," — без запинки ответил Джамаль.
"Правильно. А что это означает?"
Джамаль задумался. Ему так хотелось хотя бы на этот раз дать правильный ответ. Он так долго думал, что качели почти остановились. "Вспомнил, вспомнил," — радостно воскликнул Джамаль. "Это означает "Вся слава Аллагьу".
"Аль-хIамдулиллягь!" — обрадовался папа. "Верно!"
"А также мы говорим это в ответ на вопрос "как дела, как здоровье и т.д."
К этому моменту качели окончательно остановились. Взглянув на Джамаля, папа таинственно улыбнулся.
"Знаешь, что я хочу тебе предложить?" — начал папа.
"Что?" — спросил Джамаль.
"Давай с тобой договоримся вот о чем- если мы забудем сказать что-либо из этих слов в нужный момент или неправильно их употребим, ты напоминай нам, а мы в свою очередь будем напоминать тебе. Ну как, идет?"
"Идет," — ответил Джамаль, в этот момент почувствовав себя взрослым. Еще бы, ведь теперь он сможет помочь родителям. И они будут помогать ему не ошибаться впредь.
Папа положил свою руку на плечо сына. "А теперь пошли в дом, наступает время вечернего намаза," — произнес папа. "Это напоминание, не так ли," — улыбнулся Джамаль.
"Да. Это тоже своего рода напоминание" — ответил папа.
Они вошли в дом. Прочитав всей семьей намаз, они сели за стол ужинать. А по пути на кухню папа попросил сына о чем-то очень важном. Он попросил, чтобы Джамаль перед тем, как приступить к еде, признес "Бисмиллягь" и специальное дуа, которое папа написал ему на бумажке.
Все сели за стол. И, когда уже вся еда была подана, Джамаль сказал "Бисмиллягь" и все за Джамалем повторили дуа, произносимое перед едой, -"Аллагьумма барикляна фи ма разакътана ва къына азабан-нар" (что в переводе означает "О Аллагь, благослови нас с тем, чем ты нас наделил, и сохрани от огня Ада".
В тот вечер Джамалю еда казалась особенно вкусной.разговаривали о предстоящей осени. Зашёл разговор о занятиях в мечети. Ребята стали мечтать, как начнут учить арабский язык и как наконец-то станут читать Коран.
— А я уже выучил арабский! — вдруг сказал гордо Амин. — И даже знаю несколько сур наизусть! Ко мне дедушка приезжал и всему научил! Вот так вот! — сказал и гордо выпятил грудь.
Ребята восхитились:
— МашаАллагь! Как здорово!
Амин был доволен. Он не стал рассказывать друзьям, что на самом деле он выучил всего лишь несколько арабских букв. Не признался, что суры ему дедушка просто прочитал. Амин любил преувеличивать и приписывать себе то, чего не совершал, Амин был хвастунишкой. Он любил похвалу и обожал выделяться, а в своём обмане не видел ничего зазорного — фантазировал, наслаждался восхищением и забывал про свои похвальбы.
Родители не раз делали ему замечания по этому поводу, учили его, что Аллагь не любит обман и хвастовство, но мальчик пропускал всё мимо ушей.
Вот и этот разговор он вскоре позабыл. И никогда бы и не вспомнил, если бы не получил урок от Всевышнего.
Наступила осень. Был выходной день, и Амин нежился в постели, как вдруг раздался звонок. Кто-то пришёл. Амин подскочил и быстренько оделся — ему стало любопытно, кто к ним мог пожаловать.
Пока мальчик одевался, его папа уже открыл дверь и впустил в дом гостя. Гостем оказался имам местной мечети.
— Ассаламу алейкум! — поздоровался имам.
— Ва алейкум ассалам! — ответили отец и Амин. Они переглянулись — их удивил визит имама.
Отец пригласил гостя к столу. Они как раз собирались завтракать.
Имам с радостью принял приглашение. Когда все сели, он начал разговор:
— Я к вам пришёл по делу. Мне нужна ваша помощь.
— С радостью вам помогу! — ответил отец Амина.
Имам улыбнулся:
— МашаАллагь. Приятно слышать. Только я пришёл с просьбой не к вам, а к вашему сыну.
Родители мальчика удивились. Амин напрягся. Он не мог понять, что могло понадобиться от него имаму.
Имам стал объяснять:
— Дошла до меня приятная весть, что ваш мальчик в таком раннем возрасте уже знает арабский язык и выучил наизусть суры Корана. МашаАллагь!
Амин покраснел. Родители удивлённо посмотрели на него. А имам продолжил:
— Не смущайся, Амин! Ты не представляешь, как нужны нам такие мальчики, как ты! Ты хороший пример для остальных ребят! Я очень прошу тебя не отказать мне, у нас на следующей неделе будет конкурс чтецов Корана, и я приглашаю тебя поучаствовать! Ведь такие дети как ты — чудо от Всевышнего, глядя на вас, на ваши знания и на ваше усердие, всем захочется стать лучше! И детям и взрослым! Ну что скажешь? — закончил имам и с надеждой посмотрел на мальчика.
Амин сидел красный, как помидор. Ему захотелось убежать. Он не смел поднять глаза на родителей. Как же в этот момент он пожалел о своём хвастовстве! Как же захотел вернуть все свои слова обратно! Ему стало так стыдно, что захотелось плакать. Амин посмотрел на отца, ища поддержки.
Отец всё понял. Ему стало так неудобно, он прокашлялся и обратился к имаму:
— К сожалению, вы не так всё поняли. Амин не обладает такими знаниями.
— Ну как же? Мне так его хвалили ребята! — удивился имам.
Папа сердито глянул на Амина. А тот прижался к стулу и не смел поднять глаза. Тут имам обо всём догадался. Он вздохнул и произнёс:
— Очень жаль. А я так обрадовался, — имам немного помолчал, а потом продолжил:
— Знаешь, Амин, Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Приписывающий себе (ради похвальбы) то, чего у него нет, подобен облачившемуся в две одежды лжи". Помни, малыш, Ислам — религия скромности, честности и правдивости. Он порицает обман, гордыню и хвастовство. Я очень надеюсь, что ты сделаешь правильные выводы из этой неприятной ситуации и больше никогда не будешь никого обманывать! — закончил имам, попрощался и ушёл.
Амин после этого случая больше никогда не хвастался и всегда следил за своим языком.
Автор: Инна Байрамукова
Перевод Ашики Саиды