Адабы, которые должен соблюдать муж
в отношении своей жены:
1. Проявляйте к жене положительные качества характера, лучше скрывать ее недостатки, например, если она скажет или сделает что-либо обидное, конечно при условии, что все это не переходит рамки шариата. Нужно относиться к ней сочувственно, учитывая женские особенности ума, особенно присущие ему легкомыслие. В Коране есть аят, который несет в себе следующий смысл: "Через все хорошее стройте свои отношения с женами". Сура "Ан-Нисаъ", аят 21.
2. После того как они будут покорны, не спорьте с ними, не отдаляйте и не огорчайте их. В Священном Коране есть аят со смыслом: "Если они будут покорны вам, не ищите дороги над ними" — имеется в виду, чтобы скандалить или бить. Сура "Ан-Нисаъ", аят 34.
Пророк (мир Ему и благословение) перед смертью завещал: "Не обижайте женщин". Чтобы послужило примером для последователей, он сам хорошо относился к женам, понимал их слабость. Анас Бину Малик (пусть Всевышний будет доволен им) рассказывал: "Среди людей Посланник Аллагьа (мир Ему и благословение) был самым сочувствующим к детям и женщинам".
3. Время от времени желательно шутить с ними, чтобы их сердца наполнялись радостью. Пророк (мир Ему и благословение) тоже шутил с женами. Сподвижник Пророка (мир Ему и благословение) Анас (пусть Аллагь будет доволен им) рассказывал: "Посланник Аллагьа был для жен самым веселым человеком". В другом хадисе говорится: "Тот обладает самой совершенной верой, красивым характером и поведением, кто наиболее жалеет своих близких". Передал Бухари, Ахмад и др.
4. Муж не должен выполнять все прихоти жены и баловать ее настолько, чтобы у нее испортился образ жизни в худшую сторону. Если в ее поведении наблюдается что-либо не соответствующее шариату, разуму, надо выразить гнев, предупредить, что вы это не потерпите. Всему, что переходит грани дозволенного присуща потеря здравого смысла, поэтому в отношениях с женой необходимо сохранять золотую середину. Нельзя соглашаться со всем, что она делает, но также нельзя совсем жестко подходить к ее желаниям, делать все наоборот им, этим повергая ее в уныние. Во всем нужно придерживаться справедливости, чтобы уберечь ее от пробуждения худших черт характера, ибо хитрость женщин беспредельна и многие из них бывают грубыми, поспешными в решениях, легкомысленными. К тому же они бывают душевно слабыми. По этой причине по отношению к жене нужно использовать жалость, шутки, сладкие речи, а против таких черт как легкомыслие, упрямство можно использовать и грубость. Муж должен быть подобен лекарю, который использует лекарство для излечения возникшей болезни.
5. Если воочию начинают проявляться в жене какие-то отрицательные качества, муж не должен вести себя так, словно не замечает их, также муж не должен показывать сомнения, ревновать по разным пустякам. Это две вещи, в которых не рекомендуется держать золотую середину. Пророк (мир Ему и благословение) запретил специально устраивать проверки для жены, например, внезапно появляться среди ночи и т.д. (если на то нет конкретных обоснований).
Очень некрасивой традицией наших современников стало приводить домой кучу друзей, заставлять жену накрывать на стол в любое время суток, муж веселится, ест, пьет с друзьями, а жена или дочери кружатся перед ними, накрывая и убирая со стола. Подобна этой и другая ситуация, когда муж вместе с супругой идут в гости к друзьям, там сидят в компании за одним столом с хозяином и хозяйкой дома и опять-таки вместе веселятся, пьют. Шариат не одобряет и то, когда муж разрешает жене или дочерям безо всякой особой необходимости обходить базары, выходить из дома в ярких, броских или непотребных одеждах. Тех же, кто увидел недозволенное и закрыл на это глаза, проклял Всевышний Аллагь.
6. Нельзя ущемлять средства, которые муж дает жене на расходы, при этом нельзя давать их на излишнее расходование, таким образом, нужно придерживаться середины. В Коране есть аят с таким смыслом: "Не будь чрезмерно жаден, и не будь чрезмерно щедр". Т.е. имеется в виду, что нельзя расходовать средства так, что может получиться бесполезная трата денег (исраф). Сура "Альисраъ", аят 29. В Хадисе также сказано: "Лучшие среди вас те, кто лучше для своих близких", передал Тирмизи. Другой Хадис гласит: "Один динар потраченный на пути Аллагьа, другой на то, чтобы освободить раба, другой для подачи милостыни бедняку, другой отданный своим близким, — тот, за который следует наибольшее вознаграждение отданный близким", передал Муслим. Сподвижник Пророка Али (пусть Аллагь будет доволен им) каждые четыре дня обеспечивал своих жен мясом. Лучше садиться за стол вместе с женой детьми, нежели кушать отдельно одному, такую семью приветствуют ангелы. Желательно наказать супруге, чтобы она отдавала излишек еды для нуждающихся, если такие есть поблизости. Если жена знает, что муж согласен, она может отдавать и сама без особого разрешения.
7. Запрещено содержать жену на средства, вырученные продажей спиртного, отдачей денег под проценты. На заре Ислама женщины просили мужей, отцов, чтобы те не приносили им запретных денег, они говорили, мы можем терпеть голод и отсутствие нарядов, но не сможем терпеть огонь Ада, кушая запретное.
8. Безответственность хозяина дома проявляется и в том, что он позволяет своим женщинам выходить из дома, нанося благоухания, и за это с него потребуют ответ в Судный День. В хадисе сказано: "Каждый из вас пастух, который будет отвечать за свое стадо".
9. Супруг обязан объяснить жене Иман, Ислам, рассказать о дозволенных и запретных сторонах женских критических дней. В случае, если у него нет соответствующих знаний, он обязан пойти узнать от знающих. Мужу недозволено запрещать жене идти к богословам за получением знаний, если он сам не дает их ей. В Коране есть аят с таким смыслом: "О верующие, храните себя и своих близких от огня Ада, который сжигает людей и камни". Сура "Аттахрим", аят 6.
10. Тот, у кого есть более одной супруги обязан равномерно делить между ними средства, ночи. Если сегодня он провел ночь с одной женой, завтра он должен провести ночь с другой женой. Идти к одной из жен ночью вне очереди запретно, исключая какую-то болезнь, которая настигла ее. Днем тоже, нельзя идти без особой на то надобности. Разрешение, которое одна из жен дает на то, чтобы муж время, отведенное ей проводил с другой женой из-за страха развода, не считается действительным. Чтобы такое разрешение было дозволенным для мужа, оно должно исходить от ее сердца.
В хадисе сказано: "Если тот, кто имеет двух жен, уделит внимание одной больше чем другой, в Судный День он воскреснет кривобоким".
11. Если характер жены изменится, она станет непокорной, перестанет совершать намаз или откажет мужу в супружеской близости, муж должен дать ей соответствующие пояснения, чтобы она изменила свое поведение. Нужно рассказать ей о том, что то, как она себя ведет, не дозволено мусульманке, и что она за это несет ответственность перед Всевышним. Если после этого она не раскается нужно отдалить ее от постели, т.е. лечь спать, повернувшись к ней спиной, если и после этого она не изменится, можно ее наказать телесно, но только так, чтобы не осталось следов. Нельзя ударить ее так, чтобы появилась кровь, остались шрамы, поломалась кость. Запрещено бить жену по лицу. После того как жена покорится, необходимо относиться к ней так, чтобы она забыла о случившемся. Нельзя притеснять жену, ссылаясь на то, что супруг сильнее, он мужчина и т.д. Только в крайнем случае ради компромисса, ради религии, сохранения от зла, муж имеет право ругать жену и поднять на нее руку. Нельзя ругаться словами, переходящими грани приличия. В Коране сказано: "Есть условия, которые должен соблюдать муж по отношению к женам, также как есть условия, которые жены должны соблюдать по отношению к мужу". Сура "Альбакарат", аят 228. Не просто так и Пророк (мир Ему и благословение) перед смертью завещал не обижать женщин. Если бы сейчас было время правления шариатских законов, муж, притесняющий жену, был бы наказан шариатом. Если сегодня не накажет шариат, завтра обязательно надо будет держать ответ перед Всевышним Аллагьом. Наказание является возмездием Судного Дня, особенно запрещено оно для членов семьи.
Пусть Аллагь поможет всем содержать семью так, чтобы Он был доволен нами! Амин!