Сегодня у болельщиков Анжи две главных темы, зимние трансферы и реконструирующийся стадион Хазар, и новой сорокатысячной Анжи – Арена. Всё это естественно и нормально. Ведь все мы хотим видеть футбол в Дагестане, а особенно наш любимый Анжи в ином свете, нежели еще год назад. А перспективы самые радужные. Я полагаю, что сведущие в футболе не сомневается, что уже в следующем году Анжи будет выступать в Лиге чемпионов.
Вопрос лишь как начнут. Посеянными в основной сетке или будут добиваться выступления в главном европейском чемпионате после битв с конкурентами, доказав тем самым свою состоятельность. Но мы еще вернемся к этой теме.
Что же касается реконструированного Хазара, то, я каждый месяц бываю там и, как и обещал, информирую читателей о происходящих там событиях. А относительно Анжи Арены, полагаю говорить еще немного рановато. Но то, что оба эти спортивных сооружения будут «бомбовыми», с футбольной точки зрения, сомнений, ни у кого не вызывает. А вот будут ли они такими же теплыми и добрыми, каким был и остается дедушка Динамо? Поживем, увидим.
Сегодня, если человек захочет узнать все то, что касается стадиона Динамо, он может зайти на сайт википедии, и, вот она информация.
Стадион «Динамо» был торжественно открыт 31 мая 1927 года. С тех времен стадион претерпел много изменений, дважды реконструировался (в 1968 и 2000 годах). Только с тех пор, как «Анжи» вышел в премьер-лигу, на «Динамо» был установлено электронное табло, построена западная трибуна, установлен искусственный подогрев поля и пластиковые сиденья.
Сможет ли эта сухая информация отразить все то, что связывало с ним тысячи людей, большинства из которых, к сожалению, уже нет в живых? Нет, конечно. Поэтому сегодняшний экскурс я начну, не как в последнее время, с реконструирующегося стадиона Хазар, а с его дедушки — Динамо.
От того старого стадиона, который был построен 84 года назад, остался лишь один центральный фасад. Во время последней реконструкции могли бы конечно и его видоизменить, но скорее всего не стали этого делать в целях исторической памяти и особенности архитектуры тех далеких лет.
Сколько помню, забор вокруг стадиона был всегда одного и того же, светло-коричневого цвета, высотою, что-то около двух с половиной метров. Его и забором-то назвать язык не поворачивается. Создавалось впечатление, что это были отдельные плиты соединенные колоннами, которые в стыках, выступали над ограждением на несколько десятков сантиметров. И все это сооружение, сверху, было, как бы покрыто сточными отвесами, которые выпирались, с обеих сторон сантиметров по пять.
На том месте, где сегодня расположена восточная трибуна, точнее, в том самом месте, где сегодня пивной бар «Трибуна», было несколько площадок для игры в городки. У нас в городе была одна из самых сильных команд по этому виду спорта, как впрочем, и по футболу на мотоциклах, мотокроссу и т д. Сегодня, к сожалению, все эти виды спорта дагестанцами утрачены. Было также небольшое поле для игры в ручной мяч. Ближе к ул. Котрова также были небольшие спортивные сооружения, которые до темного времени суток были забиты спортивной молодежью. Никто ни за что не платил. Кто хотел, тот приходил, выбирал себе спортивную секцию, записывался и занимался. А секций на стадионе было предостаточно. Кроме тех, что связаны с зимними видами спорта, были все.
На месте новой, западной трибуны было, такого же цвета, как и забор, двухэтажное здание. С фасада, там, где центральный вход на стадион, была администрация команды и стадиона, а со стороны поля, две лестницы, которые были ориентированы в разные стороны. То бишь, в раздевалки команд. Как сейчас перед глазами их интерьер. Но, что бы читателю (а он преимущественно, еще очень молод) было понятливей, достаточно вспомнить какой-либо из х/ф, где есть сцена с коммунальной квартирой, точнее, с ванной. Увеличьте разов этак в пять, и вот вам раздевалка.
Никогда не забуду табло, которое было закреплено на крыше, над каждой из раздевалок. Это сегодня нам подавай японские табло — новинки, да еще и с разными электронными наворотами. Как на Сантьяго Бернабэо. В те годы оно представляло штырь, на который был закреплен полый обруч диаметром 50 см. Внутри него, вверху и внизу были небольшие отверстия, куда вставлялись подобранные по размеру круглые конструкция покрашенные в белый цвет. На каждой из сторон, черным по белому были написаны цифры от одного, до десяти. Всего пять штук. Был и дополнительный, чистый круг. Мало ли. А вдруг кто-то сухой лист сделает. Такое табло сейчас можно увидеть разве что в фильмах далеких 50-х – 60-х годов. Один Аллах знает, сколько раз мне, пацану, пришлось драться, что бы заслужить право сидеть на крыше наблюдая за футбольной баталией, и с превеликим удовольствием переворачивать табло во время матча моего любимо клуба Динамо Махачкала.
Трибун было две и они были деревянными, сколоченными из обыкновенных, половых досок. В высоту, размером где-то в половину тех, что на южной и северной трибунах, сегодня. Покрашены они были в синий цвет. Правда с годами он выцвел и стал светло-голубым. Ясное дело, что подтрибунных помещений не было и в помине. Точнее, они, конечно же, были, но не в том понимании, как молодежь это может представить. Отданы они были, что называется, на откуп пацанве. И не просто так. Дело в том, что с годами между высохшими досками образовались просветы и люди, в пылу болельщицкой страсти бросали туда бумагу. Как правило, это были кульки из под семечек, которых после каждого матча всегда было очень много. На стадионе, насколько я помню было всего две уборщицы, одной из которых в обязанности входило уборка мусора под трибунами. Мы, пацаны, старшему из которых было лет девять, не больше, выстраивались к ней в очередь, что бы сделать ее работу быстрее и качественнее. Весь секрет такого рвения к работе в столь раннем возрасте заключался в том, что болельщики, бросавшие бумагу, зачастую расставались и с мелочью, которая падала в расщелины. Ведь летом кроме как в карман брюк ее не положишь. Так что, после каждого матча, место под трибунами было очищено от мусора, а у нас в карманах, как минимум по десять копеек было у каждого. Для сравнения. Школьный обед стоил пять-семь копеек, утренний и дневной сеансы в кино 10 копеек. Ну а сколько всего вкусного можно было купить за эти кровно заработанные деньги и не перечислишь.
Сколько помню, над футбольным полем колдовал один и тот же рабочий.
Таких технологий как сегодня, конечно же, не было и в помине, но поле было всегда зеленым и аккуратно подстриженным. Я знаю, что говорю. Оно мне и моим друзьям зачастую служило матрацем. Потому что мы до такой степени любили футбол, что порой оставались спать именно на поле, наивно предполагая, что его дух передастся нам и мы станет такими же футболистами, какими были наши кумиры, которые играли на нем.
А может это из-за перемены климата. Ведь в те времена морозы и в 25 градусов никого не удивляли. Снег в городе не таял по несколько месяцев. Не скажу за лыжи, я их в то время и в глаза не видел, а вот коньки были у каждого пацана. Снегурочки, ласточки, дудуши, фигурные. До сих пор помню названия. За салазки и санки вообще и говорить нечего. Их мастерили сами, из подручных средств. Основным местом сборище, в зимнее время года был опять-таки стадион Динамо, точнее, место у входа. Там собирались, сбивались в группы и, разбегаясь, летели вниз до самого Русского театра. Почти каждый малыш, после уроков, устремлялся «на стадик». Что же говорить за выходные дни. Не успел глаза протереть, а уже мысли на катке.
Строения вокруг стадиона остались почти те же, что и были 50 лет назад.
Лишь только напротив нынешней восточной трибуны вместо сегодняшних офисов были частные дворы. Точно такие были и напротив главного входа на стадион. И еще не было стоматологической поликлиники.
P. S.
В следующем материале о стадионе Динамо я расскажу не один забавный случай, который произошел в моем далеком детстве.
Источник: http://aksakal.info/sports-news/22381-stadion-v-mahachkale-dedushka-dinamo.html