Почему «президента»? Да потому что именно так себя называет глава Ахтынского района Сафидин Мурсалов, если верить словам одного из жителей, пожелавшего остаться неизвестным.
Фраза «я законно избранный президент района» прозвучала впервые после выборов прошлого года. Он ведь реально мог не пройти, и если б не приписки жителей и не административный аппарат, Сафидин Мурсалов не смог бы пройти даже в районное собрание.
Нам говорят: «А зачем вы его выбирали столько лет?» Но каждый раз перед очередными выборами он обещал то, что нам нужно было – газ и воду. И речь шла даже не о поливной воде, а о питьевой. В селе, где проживает почти 17 тысяч жителей, практически нет источников, они находятся выше. Кто-то роет скважины, на глубине 12 метров вода есть, но если сосед рядом роет выгребную яму глубиной семь метров, то о каком качестве воды может идти речь?
Большая часть жителей Ахтов покупает воду у водовозов. Стоит одна цистерна 400 рублей – это почти 900 литров воды. Этого не хватает даже на месяц, вот и получается, что в среднем на воду жители тратят приблизительно 1000 рублей. Это очень большая статья расходов для района, где большая часть жителей безработные».
Действительно, как же обстоит дело с водой в районе?
Вода
Вода в районе в советские годы была, снабжал село Ахты Калинский канал, построенный еще до революции. Глубиной почти два метра, он проходит через пять сел и вполне способен обеспечить если не питьевой, то поливной водой жителей района. Но последние двадцать лет он практически не очищается, русло канала покрыто илом, а сам он в некоторых местах забит мусором, так что вода просто не может пройти. После прихода к власти Сафидин Мурсалов обещал провести воду в район и обещание начал выполнять незамедлительно, да только результатов не видно. Трубы, по которым проходит вода из источника, проложены вдоль горной дороги, но даже нам, неспециалистам, было ясно, что так трубы не прокладывают. Водопровод выпирает из грунта, и в некоторых местах видны вмятины, оставленные большегрузными машинами. А на одном из участков труба и вовсе сплющена. Как вода по ней проходит, остается загадкой. Впрочем, препятствием для прохождения воды стали не только нарушения правил прокладки водопровода (по норме он должен залегать на глубине 1метр 20 сантиметров), но разность в диаметре труб. Изначально планировалось, что трубы будут 200-миллиметровые и часть водопроводной трассы действительно идет по трубам заложенного в смете диаметра, но затем диаметр трубы уменьшается вдвое. По словам одного из жителей села Кардаша Шамалиева, на вопрос: почему труба была заменена на меньшую, строители объяснили это требованиями начальства, а глава района сослался на то, что подобный переход необходим для уменьшения напора воды в трубе.
Но Кардаш Шамалиев сомневается в том, что причина только в необходимости уравновесить давление.
– Я в прошлом сам возглавлял совхоз «Заря», работал в районе много и знал его лучшие годы, когда ахтынские яблоки действительно гремели на всю Россию. А что касается трубы, то о каком давлении может идти речь? В скважине, из которой берет начало водопровод, нет такого давления, да и если оно было, то для урегулирования создают систему кранов, а не уменьшают диаметр трубы. Сейчас же вода до большей части домов даже не доходит, в праздники и во время выборов воду дают, а в остальное время приходится покупать. На мой взгляд, дело в разности цен, ведь выгоднее проложить трубы меньшего диаметра, а в смете указать другие размеры. А в итоге страдают жители.
А наши сады – во что они превратились? Система орошения садов разрушена, а восстанавливать ее никто не берется. Большая часть культивируемых яблонь засохла, практически нет груш. Только совхоз «Заря» в 1992 году дал урожай более 1000 тонн фруктов, сейчас не наберется и десятка.
Есть вода в реке – приток Самура проходит вдоль села, и можно было бы использовать эту воду. Но и для этого нужны насосы, а возможность их установки есть не у каждого. Тем не менее воду из реки многие используют, отстаивают, фильтруют и в безвыходных ситуациях даже используют для питья. В этом, казалось бы, нет ничего страшного, если не знать, что канализационные стоки от домов, построенных в последние годы, а это, в частности, и дома приближенных к главе района, выходят в реку. Вот и получается, что единственная доступная жителям вода уже загрязнена стоками. ®