Растущая миграционная активность провоцирует и межэтническую напряженность. Миграция из национальных республик СКФО в другие регионы приводит к образованию крупных этнических общин горских народов в принимающих регионах, усиливая трудовую конкуренцию.
Такая миграция меняет этнический состав населения в регионе приема и является основной причиной роста межнационального напряжения. По сути это анклавы, которые будут развиваться без процессов ассимиляции. При этом отмечается рост влияния мусульманских религиозных общин – «джамаатов», создающего благодатную почву для развития экстремистских идей в форме самых радикальных направлений — ваххабизма и салаффизма.
Всё чаще в последнее время наблюдается приверженность представителей русского населения Северного Кавказа исламским идеалам. Многие русские действительно находят защиту в исламе, соблюдают его ритуалы и ведут исламский образ жизни. Вовлечение в ряды своих последователей этнических русских считается ваххабитами, признающими терроризм самым эффективным способом достижения поставленных целей, приоритетным направлением распространения своих взглядов.
Так, растет число славян принявших ислам и взявших мусульманские имена, именно через них осуществляется миссионерская деятельность на территории всей континентальной России, расширяющая число приверженцев движения за «чистоту ислама». Здесь уже на первый план выходит вопрос защиты русского населения не только в Северо-Кавказских республиках, но и по всей стране в целом. Необходима четко обозначенная государственная политика Российской Федерации в области формирования толерантности в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
В настоящее время радикальный ислам все активнее входит в духовную жизнь Дагестана и остаётся только наблюдать за тем, как экстремистские действия пронизывают все сферы общественной жизни. В Дагестане, учитывая всплеск увлечения молодежи ваххабитским исламом, можно с уверенностью констатировать рост жестокости, детской преступности, от чего криминогенная ситуация продолжает ухудшаться. Меняется и тактика «джамаатов», которые теперь средь бела дня проводят рейды, чуть ли не каждый день убивая сотрудников правоохранительных органов, хотя шариатом всегда отвергались крайности — экстремизм и излишества. Всё реже стали звучать призывы к мирному сосуществованию, установлению добрых отношений со всеми народами. В Дагестане экстремизм и терроризм стали нормой жизни, потери среди силовиков и мирных жителей становятся всё больше. При этом, потери как с одной, так и с другой стороны приводят к постоянному увеличению числа недовольных властью.
В полиэтничном Дагестане фактор «русского языка» как средства межнационального общения и интернационального воспитания постепенного заменяется арабским. Арабский язык становится силой сплочения молодежи. Тысячи молодых ребят сегодня вынуждены искать знания за пределами Дагестана, потому что дагестанская «интеллигенция» и официальное духовенство неспособны дать, того, что ищет молодёжь.
Для дагестанской молодежи «Даават» — призыв к вере является основой сегодняшних реалий. В ряды ваххабитов рекрутируется молодежь, развивается этносепаратизм в отношении русского народа и славянства в целом. Масла в огонь подливает и муссирование постоянных разговоров о создании Исламской Республики и отделения Дагестана от России, что также усиливает миграцию. В итоге неконтролируемый массовый исход русских оборачивается подъёмом титульных этносов Дагестана. Физическое выдавливание русских из республики обостряет также и отношения с казачеством.
Официально до сих пор не определены истинные причины оттока русского населения из Дагестана. Утверждение того, что основной причиной является их тяжелое социально-экономическое положение, явно несостоятельно, хотя бы потому, что их положение точно такое же, как и у всего остального населения Дагестана. Из остальных национальных республик также продолжается массовый отток русского населения, наиболее образованного пласта из числа жителей Северо-Кавказских регионов. Фактически это означает уход России с Кавказа.