Шамиль Шихалиев- молодой ученый, сотрудник отдела рукописей Академии Наук Дагестана, привез на выставку в Эрмитаж бесценные экспонаты в самом обычном вагоне поезда.
-Шамиль, расскажи, пожалуйста, поподробнее о том, что Вы привезли
Мы привезли 19 Коранов из собрания рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии Дагестанского Научного Центра. Кораны, как, впрочем, и все рукописи нашего фонда, собирались в период с 20-х до середины 80х годов. Рукописи преимущественно на арабском, но есть и на персидском, турецком и других тюрских языках. В нашем фонде хранится 57 Коранов. Наиболее интересные экземпляры мы привезли сюда.
Эти Кораны все были найдены на территории Дагестана, преимущественно в Южном Дагестане.
Некоторые рукописи были переписаны в странах Ближнего Востока, и в Иране, но потом попали в Дагестан, вероятнее всего, их привезли дагестанские студенты, которые там учились.
— Но ведь и «Воротами Ислама» в Россию послужил именно дагестанский город Дербент!
Да, совершенно верно. Впервые арабская речь на территории современной России прозвучала именно в Дербенте в 642году, при правлении халифа Умара ибн аль Хаттаба, когда полководец Алман ибн Рабиа подошел с 4 тысячным войском с территории Эрмении- эта область включала в себя часть современной Армении, Грузии и Азербайжана- и заключил мирный договор с наместником Дербента, чтобы тот пропустил арабское войско на север. Именно с этого периода началось знакомство дагестанских народов с исламом и с арабским языком.
Далее последовала череда непрерывных арабо-хазарских войн, длившихся более 150 лет, в результате чего арабы укрепились на территории Дербента. Кстати, самая древняя мечеть на территории России и, возможно, на территории Европы- это Дербентская мечеть. А саму Дербентскую крепость построил арабский полководец Маслама ибн Марванке в 8 веке, если не ошибаюсь, в 640-х годах. По его указу, кроме арсенала и других зданий, было заложено 8 мечетей- пятничная, и 7 других, каждая из которых носила имя племени, обитавшего в этом квартале: там была азарская мечеть, кейсарийская, альстинская.
В этот период раннего средневековья в халифате активно проводилась миграционная политика: в соседние крепости-гарнизоны, где находилась мусульманская армия, было переселено около 24 тысяч арабов из стран Ближнего Востока.- из Мосула, Ирака, Джазиры (современная Саудия) , Палестины.
-Давайте вернемся к нашей предстоящей выставке. Все эти привезенные экспонаты, выставлены ли они постоянно на экспозиции в Махачкале? Или, может быть, представлены какие-то другие исторические документы исламской культуры?
К сожалению, у нас не проводится постоянных выставок. Первая выставка нашего рукописного фонда прошла в ноябре прошлого года в Нижнем Новгороде, затем была выставка в Махачкале, и вот эта- третья по счету. Причем первые две были очень короткими, буквально несколько дней. А эта выставка в Эрмитаже будет проходить 3 месяца.
Что касается культуры ислама, то в Махачкале нашим Институтом -Академией Наук Дагестана, совместно с Институтом Народов Кавказа и некоторому частными фондами ежегодно, вот уже в течение 7 лет, проводятся конкурсы каллиграфии.
-А какова Ваша роль в проведении этих конкурсов? Занимаетесь ли Вы сами каллиргафией?
Увы, нет. Я вхожу в жюри и оцениваю правильность написания с точки зрения грамматики.
-Шамиль, если можно, несколько слов о себе
Я окончил Исламский Университет в Махачкале, это мое первое образование. Затем поступил на арабское отделение факультета иностранных языков Педагогического университета, закончил его по базовой специальности – филолог, но защищался по истории.
-Вы так глубоко знаете историю, что я была уверена- Вы- историк…
Ну, я кандидат исторических наук. Просто востоковедение – эта такая отрасль знаний, что находится на стыке филологии и истории, и чтобы быть хорошим востоковедом, глубокого знания одного из этих предметов, а другого- лишь поверхностно-недостаточно.
И именно ваша, петербургская, классическая школа востоковедения это как раз прекрасно доказывает. Не зря петербургская школа считается одной из лучших в мире. К счастью, у нас в Дагестане продолжилась именно эта традиция С.Петербургской школы. Мои учителя, в частности, — Амри Рзаевич Шихсаидов, Омаров Халатта Абдулаевич, Гасан Оразаев- все они являются выпускниками Ленинградского университета.
-Чем Вы сейчас занимаетесь, какую работу ведете?
Наш отдел работает с источникам – арабографическим рукописями на национальных языках- аварском, кумыкском, даргинском. Изучают арабоязычную публицистику начала 20 века, и, кроме того, я занимаюсь изучением суфийских текстов дагестанских ученых 19-го и начала 20 века на арабском языке.
-Они писали на арабском языке?!
Да, существует около 40 тестов, написанных дагестанскими шейхами в период со второй половины 19 до первой половины 20 века, все они писали на арабском , за исключением единичных случаев, когда использовались национальные языки, но арабографичным шрифтом. Знаю, например, 2 сочинения на кумыкском языке, и 3- на аварском.
-А как Вы эти рукописи находите?
Ежегодно, в июле и в августе, мы выезжаем в археографические экспедиции, где выявляем, фиксируем рукописную и старопечатную книгу, которая имела широкое хождение в Дагестане. По мнению нашего старшего коллеги, вот уже сорок лет посвятившего этой теме, на территории Дагестана на сегодня зафиксировано около 600 крупных библиотек, в частных коллекциях и при мечетях.
А в нашем фонде на сегодня собрано около 4 тысяч рукописей, 3 тысяч старопечатных книг на арабском языке и около 6 тысяч писем.
-По какому принципу Вы отбирали именно эти экземпляры, которые привезли к нам?
— Исходили из их художественного оформления; хронологических рамок, — они охватывают почти тысячелетний период: самая ранняя рукопись датируется 9 дек. 1009 (т.е. 400й год Хиджры), самая поздняя- первой половиной 19 века. Хотелось также представить разный географический диапазон, так, вошли рукописи, созданные как на Ближнем Востоке, так и в селах Дагестана.
-И последний, немного личный вопрос, вернее, просьба: не смогли бы
Вы провести экскурсию по выставке для петербургских мусульман?
Надеюсь, инашАллах (если на то будет воля Аллаха), хотя экскурсовод из меня никудышный, но я постараюсь показать и рассказать все, что в моих силах.
-Джазака Аллаху хейран (Да воздаст Вам Аллах добром).
— Ва аякум (и вам).
Источник: http://www.islamnaneve.com/?p=madinatina/Muaradah/hiwar