Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Подавляющее большинство ученых Ахлюс-Сунна считают, что абдали действительно существуют. Более того, хафиз Ибн ас-Салях сообщил, что по этому вопросу имеется консенсус. Ниже приведены имена лишь небольшой части тех блистательных ученых, явно указывавших свое мнение по этому вопросу [также см. введение к «Аль Хабр ад даль» алламы Суюти (Дар аль усуль)]:
1) аллама Ибн Аби ад Дунъя (немало хадисов приведено в его книге «Аль Аулия»),
2) аллама Абу аз Зинад (там же, 27),
3) аллама Абдулла ан Наббаджи (там же, 28),
4) аллама Абу Мухаммад Аль Халляль (он посвятил этой теме целую главу в «Карамат аль Аулия»),
5) аллама Ибн Асакир (он посвятил данной теме 2 главы своего блистательного труда «Тарих ад Димашк»),
6) аллама Ибн Салях (см. его фетвы, 1/184),
7) аллама Заркаши (он обсудил эту тему в своем труде «Ат Тазкирах филь Ахадис аль муштахирах», 1/144),
8) аллама Таки ад дин Аль Хисни (он отверг мнение Ибн Таймии в своем труде «Даф Шубани ман шаббаха уа тамаррада», 1/123),
9) аллама Сахави (в «Макасид аль хасанах» он пишет, что этой теме он посвятил целый трактат, названный «Назм аль ля’али фи хадис аль Абдаль»),
10) аллама Суюти (об этом он писал в большом количестве своих трудов — таких, как «Аль Джами аль Кабир», «Аль Джами ас сагир», «Аль Ля’али аль масну’ах», «Ад дурар аль мунтасирах», а также он написал по этой теме отдельный труд, названный «Аль Хабр ад даль»),
11) аллама Аль Касталляни (этому посвящена целая глава его труда «Аль Мавахиб аль лядуниях»),
12) аллама Али бин Мухаммад Аль Кинани (тему абдалей он обсуждал в «Танзих аш Шариат аль марфу’ах»),
13) аллама Ибн Хаджар Аль Хайтами (в «Фатава аль хадисиях»),
14) мулла Али Аль Кари (данная тема очень подробно обсуждалась им в его известном комментарии «Миркат аль мафатих»),
15) аллама Муртаза Аз Зубайди (в «Итхаф ас Сада аль муттакин»),
16) аллама Ибн Абидин Аль Ханафи (по этой теме им был написан отдельный труд, названный «Иджаба аль гаус»),
17) аллама Мухаммад бин Джафар Аль Каттани (см. его труд «Назм аль мутанасир»),
18) аллама Нух бин Мустафа Аль Ханафи (написавший «Аль Кауль ад даль аля хаят аль Хизр уа вуджуд аль Абдаль»).
С удивлением можно отметить, что даже учитель и шейх алламы Ибн аль Кайима (да будет доволен им Всевышний Аллах), аллама Ибн Таймия (да будет доволен им Всевышний Аллах) также засвидетельствовал существование абдалей. Так, в своем постыдном труде «Аль Акыда аль вастия» он пишет:
«Однако, поскольку Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) предсказал, что умма разделится на 73 группы, каждая из которых будет в огне, за исключением одной группы — Джамаата, (а Джамаат,) как описывается в другом хадисе: «Они останутся на подобном тому, чего (придерживаюсь) я и мои сподвижники», то станет (известно, что) истинными приверженцами Ислама в его первозданной чистоте являются Ахлюс Сунна уаль Джамаат. Среди них — правдивые святые (сиддикун), мученики и праведные люди. Также среди них те, кто являются символами руководства и просвещения, записанной целостности и добродетелей упомянутых. Абдали — среди них. Среди них также и имамы, на которых всецело полагаются в религиозном руководстве мусульмане-простолюдины. Это та Победоносная Группа, о которой Пророк сказал: «Группа людей в моей умме сохранит приверженность истине. Те, кто противостоят им, и те, кто отказываются от них, не могут причинить им вреда, от нынешнего времени до Дня Воскрешения…»
(«Аль Акыда аль вастия», 1/32; также см. «Маджмуах аль фатава», 3/159)
В другом месте хафиз Ибн Таймия пишет:
«Что касается людей знания, они говорили: «(Ученые по хадисам) — это абдали, поскольку они — абдали (заместители) и представители пророков…»
(«Маджмуах фатава», 4/97). (P.S. Мы знаем, что имеются и другие мнения, указанные в других его работах)
Кроме того, говоря о том или ином рассказчике, мухаддисы часто описывали некоторых из них как абдалей. Этого факта достаточно для доказательства того, что многие ученые по хадисам также признавали существование абдалей. Ниже приведены лишь небольшая часть таких примеров:
1) В своем труде «Аль Иляль» (6/29) имам Ад Дар Кутни (да будет доволен им Всевышний Аллах) процитировал слова имама Ахмада (да будет доволен им Всевышний Аллах): «Если в Багдаде есть абдаль, то это Абу Исхак Ибрахим бин Хани». В другом месте (6/63) он пишет о том, что Ан Назра бин Кясира считают абдалем.
2) Некоторые мухаддисы считали имама Шафии (да будет доволен им Всевышний Аллах) абдалем («Аль Макасид аль Хасанах», стр. 28; «Тарих ад Димашк»).
3) Имам Бухари (да будет доволен им Всевышний Аллах) писал в «Ат Тарих аль Кабир» (7/127), что люди не сомневались в том, что Фарва бин Муджалид был абдалем.
4) В «Сунан» Абу Дауда говорится, что Абу Джафар бин Иса (р.а.) считал Амбасу бин Абдульвахида Аль Курахи абдалем (Хадис №2992).
5) В «Сунан» Ибн Маджа говорится, что Яхья бин Усман бин Саид считался одним из абдалей (Хадис №3348).
6) В «Ас сунна» (2/596) Ибн Аби Асима говорится, что Зияда Абу Умара считали абдалем.
7) В «Ас сикат» (5/549) Ибн Хиббан (да будет доволен им Всевышний Аллах) писал, что Юсуф Джавваль Ан Нукад был из числа абдалей. В другом месте той же книги (8/64) говорилось, что имам Ауза’и утверждал, что Муса бин А’юн Аль Джазари был из числа абдалей.
8) Ибн Аби Ад Дунъя (да будет доволен им Всевышний Аллах) писал в «Аль Аулия» (стр. 35), что Саида бин Садака Абу Мухальхиль считали одним из абдалей. В «Сифах ан нар» (стр. 242) он писал, что Аль Фазль бин Аббас Аль Кинди был из числа абдалей. В «Зам ад дунъя» (стр. 31) он писал о том, что люди считали Аль Хариса бин Муслима Ар Рази абдалем.
9) В «Муснад Ад Дарими» говорится, что Захра бин Мабад был абдалем. (Хадис №3429)
10) Хатыб Багдади (да будет доволен им Всевышний Аллах) приводил в «Музи аухам аль джам уат тафрик» (2/348), что люди говорили о том, что Фахр бин Зияд Аль Барки — абдаль.
11) Аллама Фасави (да будет доволен им Всевышний Аллах) в «Аль Магрифа уат тарих» (1/229) утверждал, что жители Мекки говорили: «Вухайб — из числа абдалей».
12) В «Ахбар Макка» алламы Факихи (да будет доволен им Всевышний Аллах) говорится, что Ибрахим бин Иса Аль Яшкури был абдалем (хадис №654). Также указывалось, что Яхья бин Саид бин Кясир — из числа абдалей (хадис №877).
13) В четырех местах в «Муснад Ахмад» говорится, что Муса бин Халяф был из числа абдалей (хадисы №15671, 17170, 17800, 26911). О том же говорится в «Итхаф аль хайрах аль махара».
14) В «Хиля аль аулия» говорится, что следующие люди были абдалями:
— Мухаммад бин Адам Аль Миссисий (2/144),
— Саид бин Садака Аль Кайсани (4/250),
— Яхья аль Джалля (9/191),
— Али бин Абдулхамид (10/366).
15) В «Шуаб аль Иман» имама Байхаки (да будет доволен им Всевышний Аллах) говорится, что Харис бин Муслим Ар Рази считался абдалем (хадис №10585).
16) В «Ат Тамхид» алламы Ибн Абдульбарра (да будет доволен им Всевышний Аллах) во многих местах указывается, что тот или иной рассказчик считался абдалем. В частности, среди них были следующие:
— Ма’ди бин Сулейман Аль Ханнат (1/368),
— Ибнуль Мубарак говорил, что если в Хорасане есть абдаль, то это Ма’дан (7/142),
— Халяф сказал: «Инша Аллах, Абдулхамид бин Ахмад бин Иса Аль Варрак — абдаль» (24/159).
17) Навави (да будет доволен им Всевышний Аллах) в «Бустан аль-‘арифин» (стр. 31) писал, что Хаммад бин Салима считался абдалем.
18) Аллама Айни (да будет доволен им Всевышний Аллах) писал в своем блистательном комментарии к Аль Бухари, «Умда Аль Кари», что Хаммад бин Салима бин Динар считался абдалем («Баб ма якуль инда аль халя»). В другом месте (комментарии к хадису №1432) говорится, что Абу Тауба Раби бин Нафи считался одним из абдалей. В комментарии к хадису №5532 говорится, что Хаттаб был из числа абдалей.
19) В комментарии алламы Айни к Абу Дауду говорится, что Яхья бин Маин и Абу Хатим считали брата Мугиры одним из абдалей.
20) В «Фатх аль бари» (1/357) хафиз Ибн Хаджар (да будет доволен им Всевышний Аллах) привел санад Муснада Аби Аувана, в котором говорится, что Абу Ибрахим Аз Зухри был абдалем.
21) В комментарии алламы Зуркани к «Муватта Имам Малик» говорится, что Шазкуни сказал: «…Ма’ди считался из числа абдалей» (также процитировано в «Мир’ат», 3/412).
22) В «Файз аль Кадир» (2/538) говорится, что Али бин Умар Аль Харби — один из абдалей.
Ученые по хадисам также описывали некоторых рассказчиков как кутбов.
Например:
1) Ибн Аль Асир (да будет доволен им Всевышний Аллах) отмечал, что Суфьян ас Саури был одним из кутбов («Джами аль усуль фи Ахадис ар Расуль», 12/466),
2) Абу аль Вафа аль Кураши (да будет доволен им Аллах) также писал, что Суфьян ас Саури был из числа кутбов Ислама («Табакат аль ханафия», 1/546),
3) Умар бин Али Аль Джаззайри (да будет доволен им Всевышний Аллах) написал книгу «Ибтисам аль урус», в котором назвал шейха Ахмада бин Уруса «кутб аль актаб» («Аль А’лям ли аз Заркали», 1/169),
4) Ибн Фархун (да будет доволен им Всевышний Аллах) описал Али бин Мухаммада бин Абдульхака аз Зурвайли в качестве кутба («Ад Дибадж аль музахаб фи ма’рифати а’ян Улема аль мазхаб», 1/116),
5) Ибн аль Муляккин (да будет доволен им Всевышний Аллах) говорил, что Фузайль бин Аяз был одним из кутбов («Табакат аль Аулия», 1/44), а в другом месте (1/64) называл Абу Сулеймана Ад Дарани Аль Анаси ватадом и кутбом.
Приведенные утверждения доказывают, что термины «абдаль» и «кутб» были широко известны среди мухаддисов и других ученых раннего периода, и использовались ими. (Эти термины не являются нововведенными, особенно если принять во внимание тот факт, что их использовали мухаддисы — чрезвычайно осторожно относящиеся к нововведениям).
Хатыб Аль Багдади (да будет доволен им Аллах) в своем труде «Шарф Асхаб аль Хадис» (стр. 100/101) высказал мнение, что абдалями (большей частью) являются ученые по хадисам. Шейх алламы Ибн аль Кайима, аллама Ибн Таймия также привел в «Маджмуах аль фатава» (4/97), что знающие люди всегда считали, что абдали — из числа Асхаб аль хадис.
Следующий хадис, переданный в ряде сборников хадисов, является достоверным. Интересно отметить, что Ибн Кайим (р.а.) сам указал, что этот хадис является пригодным («Аль Манар аль муниф», №331, стр. 145). Он также никак не прокомментировал его в своих подстрочных комментариях к Абу Дауду, что указывает на принятие им данного хадиса. (Прим. Мы разъяснили цепочку рассказчиков на арабском языке. Это будет высоко оценено учеными и не запутает простых людей, не являющихся специалистами).
Умм Саляма (р.а.) сказала:
«После смерти халифа произойдет разлад. Человек из Медины сбежит в Мекку. Некоторые из жителей Мекки придут к нему, выведут его без его желания на то и присягнут ему между углом Каабы и Макамом. Против него выступят из Сирии экспедиционные войска, но они будут проглочены в пустыне между Меккой и Мединой, и когда люди увидят это, сирийские абдали и лучшие люди (‘асаба) Ирака придут к нему и присягнут ему на верность…»
(Приведено Абу Даудом, Ибн Аби Шайба, Ахмадом, Исхаком бин Рахуях, Ибн Асакиром, Абу Я’ля, Ибн Аль Бухари, Ибн Хиббаном и многими другими. Аллама Аль Хайсами сказал, что рассказчики заслуживают доверия (достоверны). Аллама Ибн аль Кайим сказал: «Хадис — хороший, и можно было бы его также назвать достоверным»)
Более того, мы обнаружили следующие 2 хадиса, которые, несмотря на мнения некоторых ученых об их слабости, были признаны многими в качестве достоверных. (И снова мы разъясняем цепочки рассказчиков на арабском).
«Абдали этой уммы — тридцать человек, чьи сердца подобны Ибрахиму (алейхиссалям). Каждый раз, когда один из них умирает, Всевышний Аллах заменяет его другим».
(Приведено имамом Ахмадом, Хайсамом бин Куляйб, Хилялем, Хакимом Ат Тирмизи, Абу Нуаймом, Хатыбом, Ибн Асакиром, Ат Табрани и другими. Аллама Заркаши сказал, что цепочка является хорошей.)
Али (радиаллаху анху) передал слова Пророка (салляллаху алейхи уа саллям):
«Абдали будут в Сирии. Их 40 человек. Каждый раз, когда один из них умирает, Аллах заменяет его другим. Посредством них ниспосылается дождь и вы побеждаете ваших врагов. И также из-за них наказание отводится от жителей Сирии».
(Приводится имамом Ахмадом в «Муснад» и «Фазаиль ас Сахаба», алламой Абдурраззаком, алламой Зией аль Макдаси и другими. Аллама Суюти, Бусайри и другие говорили, что цепочка достоверна).
Аллама Мунави (да будет доволен им Всевышний Аллах) развеял ошибочное представление, которое могло бы сложиться от приведенного хадиса. Он говорит:
«Значением слов «…Посредством них ниспосылается дождь и вы побеждаете ваших врагов. И также из-за них наказание отводится от жителей Сирии» является то, что эти события происходят из-за их дуа (Тот же, кто действительно делает это, — это Всевышний Аллах).
Ауф бин Малик (р.а.) обратился к жителям Египта:
«О, жители Египта, я – Ауф бин Малик, не проклинайте жителей Сирии, ведь поистине я слышал, как Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Среди них — абдали, посредством которых вам оказывается помощь и (вам также) дается пропитание (благодаря их молитвам)».
(Приведено Ат Табрани и оценено Суюти и другими как хороший хадис).
Также на этот счет существуют многочисленные высказывания сахабов. Поскольку нельзя представить, чтобы эта тема была выдумана человеческим умом, ученые по хадисам оценивают данные высказывания сахабов на том же уровне, что и марфу (высказывания Пророка, салляллаху алейхи уа саллям). В своем труде имам Суюти приводит высказывания следующих сахабов (многие из данных высказываний также можно найти в «Аль Кауль ад даль аля хаят аль хизр уа вуджуд аль абдаль» алламы Нуха бин Мустафа):
1) Умар бин Хаттаб (радиаллаху анху),
2) Али (радиаллаху анху),
3) Анас (радиаллаху анху),
4) Хузайфа (радиаллаху анху),
5) Убада бин Ас Самит (радиаллаху анху),
6) Ибн Аббас (радиаллаху анху),
7) Ибн Умар (радиаллаху анху),
8) Ибн Масуд (радиаллаху анху),
9) Ауф бин Малик (радиаллаху анху),
10) Му’аз бин Джабаль (радиаллаху анху),
11) Василя бин Аль Акса (радиаллаху анху),
12) Абу Саид Аль Худри (радиаллаху анху),
13) Абу Хурайра (радиаллаху анху),
14) Абу Ад Дарда (радиаллаху анху),
15) Ум Саляма (радиаллаху анху).
Так, говорится, что следующее высказывание Али (радиаллаху анху) было передано по наиболее достоверной цепочке. Ибн Салях (да будет доволен им Аллах) сказал, что у этого высказывания самая сильная цепочка рассказчиков. Имам Сахави (да будет доволен им Аллах) сказал, что это лучшее из того, что было передано (по этому вопросу). Некоторые также говорили о нем как о хадисе Пророка (салляллаху алейхи уа саллям).
Али (радиаллаху анху) сказал:
«Последуют бедствия… Так не проклинайте же жителей Дамаска, а лучше высказывайтесь против притеснений с их стороны, ведь, поистине, среди них — абдали…»
(Приведено Хакимом, который оценил высказывание как достоверное. Захаби согласился с достоверностью высказывания)
Кроме того, есть большое количество хадисов «более низкого качества», в которых также говорится об абдалях. Из-за их большого количества, они могли бы быть процитированы для доказательства существования абдалей.
Великий ученый, аллама Мунави (да будет доволен им Аллах) утверждал:
«Эти хадисы таковы, что даже если вы предположите, что все они — слабые; только человек, невежественный в науке хадисов, или же упрямый фанатик будет отрицать, что слабые хадисы усиливаются вследствие большого количества цепочек или большого количества людей, их передавших».
После приведения данного высказывания перейдем к перечислению хадисов, на которые аллама Ас Сахави ссылался в своем знаменитом труде «Аль Макасид аль хасанах» (стр. 8-10):
«Хадис об абдалях: «У него имеются различные пути передачи от Анаса (р.а.) от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) с различными формулировками, каждая из которых является даиф. Среди них:
а) Хадис, приведенный Аль Халялем в «Карамат аль-Аулия»: «Абдалей 40 мужчин и 40 женщин. Каждый раз, когда умирает мужчина, Аллах заменяет его другим мужчиной, и каждый раз, когда умирает женщина, Аллах заменяет ее другой женщиной».
б) Хадис, приведенный Ат Табарани в «Аль Аусат» со следующей формулировкой: «На земле всегда будут 40 человек, которые подобны халилю Милостивого (Ибрахиму), алейхиссалям, и посредством них людям будет дано пить (или дождь будет ниспосылаться), и посредством них людям будет оказываться помощь. Как только один из них умирает, Аллах (немедленно) заменяет его другим (занимающим его место)».
в) Хадис, приведенный Ибн Ади в «Камиль»: «Абдалей сорок: двадцать два из Шама и восемнадцать из Ирака. Каждый раз, когда один из них умирает, Аллах ставит другого на его место. И когда придет Веление, все они будут взяты (кубиду) и в это время настанет Час (Киямат)».
г) Также приведено Ахмадом, Аль Халлялем и другими от Убады бин Самит (р.а.) от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям): «В этой умме всегда будет 30 человек, подобных Ибрахиму, другу Милостивого. Каждый раз, когда один из них умирает, Аллах заменяет его другим».
д) В «Кабир» Ат Табарани приводится следующая формулировка: «…и посредством них сохранится земля, и посредством них будут идти дожди, и посредством них им (мусульманам) будет оказываться помощь».
е) Хадис Абу Ну’айма в «Аль-Хиля» от Ибн Умара от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям): «Избранными моего народа являются 500 в каждом поколении, а абдалей сорок. Ни эти пятьсот, ни эти сорок не уменьшатся: каждый раз, когда один из них умирает, Аллах ставит другого на его место». Сподвижники попросили: «Пожалуйста, расскажи нам об их действиях». Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Они прощают тех, кто притесняет их, и они проявляют доброту к тем, кто плохо обращается с ними…»
ж) У Аль Халляля приводятся следующая формулировка: «Постоянно будет существовать 40 человек, из-за которых Аллах сохраняет землю. Каждый раз, когда один из них умирает, Аллах заменяет его другим».
з) Также есть хадис в «Аль Хиля», переданный Ибн Мас’удом (р.а.): «Всегда будет 40 человек из моей уммы, чьи сердца подобны сердцу Ибрахима. Аллах отвратит (зло от) людей земли посредством них, они будут зваться абдалями. Поистине, они не достигли этого (статуса абдаля) посредством (большого количества) молитв или поста, или раздачи милостыни». Сахабы спросили: «Так как же они достигли этого, о, Посланник Аллаха?» Пророк (салляллаху алейхи уа саллям): «Посредством великодушия и советов мусульманам».
и) Хадис, приведенный Ат Табарани в «Аль Аджвад» и другими (например, Ибн Лялем в «Макарим аль ахляк») от Анаса (р.а.) от Посланника (салляллаху алейхи уа саллям): «Поистине, абдали этой уммы не войдут рай из-за (большого количества) молитв и поста, но они войдут благодаря великодушию, чистым сердцам и советам мусульманам».
к) Аль Хара’ити приводит схожий хадис со слов Абу Са’ида (р.а.) в «Аль Макарим»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лучше всего подвести итог данному обсуждению краткой сводкой, подготовленной имамом Суюти (да будет доволен им Всевышний Аллах).
«Хадис об абдалях достоверен, не говоря уже о том, что меньше этого. Если хотите, можете даже назвать его мутаватир-хадисом. Этой теме мною был посвящен целый трактат, в котором я описал различные цепочки рассказчиков, относящиеся к данной теме. Его передали:
1) Ибн Умар (радиаллаху анху), как приводилось Ибн Асакиром через две цепочки,
2) Али (радиаллаху анху), как приводилось Ахмадом, Ат Табрани, Аль Хакимом и т.д. более, чем по 10 цепочкам, некоторые из которых (удовлетворяют) условиям «Сахиха» (Аль Бухари),
3) Анас (радиаллаху анху); передано посредством 6 цепочек, среди которых есть цепочка, приведенная Ат Табрани в «Аль Муджам аль Аусат», которую аллама Аль Хайсами расценил как хорошую в «Маджма аз заваид»,
4) Убада бин ас Самит (радиаллаху анху), как приводилось имамом Ахмадом с достоверной цепочкой,
5) Ибн Аббас (радиаллаху анху); приводится с достоверной цепочкой в «Аз Зухдвис» имама Ахмада,
6) Ибн Умар (радиаллаху анху); приводится через три различные цепочки в «Аль Муджам аль кабир», «Карамат аль Аулия» Халляля и Абу Нуайма,
7) Ибн Масуд (радиаллаху анху): приводится через две цепочки, (одна из которых содержится в) «Аль Муджам аль Кабир», а (другая -) в «Аль Хуля»,
8) Ауф бин Малик, как приведено у Ат Табрани с хорошей цепочкой,
9) Муаз бин Джабаль: приведено имамом Дайлями,
10) Абу Саид Аль Кудри: приведено имамом Байхаки в «Аш Шу’аб»,
11) Абу Хурайра: передано по цепочке, отличной от той, что приводится Ибн Аль Джаузи; (данная цепочка) передана Аль Халлялем в «Карамат аль Аулия»,
12) Умм Саляма: цепочка приведена Ахмадом, Абу Даудом, Аль Хакимом, Аль Байхаки и др.
Из мурсаль (-хадисов, имеются повествования от следующих табиинов) (Прим. Большинство ученых принимают мурсаль-хадисы, хотя имам Шафии выдвигает для них несколько условий):
1) Хасан: приведено Ибн Аби ад Дунъя в «Саха» и Аль-Байхаки в «Аш Шуаб»,
2) Ата: приведено Абу Даудом в «Марасиль»,
3) Бакр бин Хунайш: приведено Ибн Аби ад Дунъя в «Аль Аулия»,
4) Шахр бин Хаухаб: приведено Ибн Джариром в его тафсире.
Что касается асаров, записаны сообщения от:
1) Хасана Басри,
2) Катады,
3) Халида бин Мадан,
4) Аби аз Захирия,
5) Ибн Шаузаба,
6) Ата.
Существует большое количество других повествований, переданных от намного большего количества табиинов и пришедших после них ученых. Несомненно, что подобное этому достигло уровня таватур ма’анави. В силу необходимости, человек должен быть твердо убежден в существовании абдалей.
Источник: http://darulfikr.ru/node/2380