Сегодня стало известно о смерти жителя поселка Шамхал, дидойца по национальности, Магомеда Гамзатова, который в начале января обратился к Парламенту Грузии с просьбой оказать содействие в решении проблем дидойцев — развития языка, культуры, признания отдельным этносом.
Родственники и знакомые считают, что смерть Гамзатова была вызвана отравлением. «Магомед ни на что не жаловался. В день смерти его никто не видел, нашли вечером мертвым на объекте, где он работал, на рубашке виднелись следы рвотных масс. Родственники погибшего считают, что его отравили определенные структуры, но конкретизировать тему они не стали. Материалы с рвотными массами родственники отдали на экспертизу», — сообщил земляк погибшего Ризван Шейхульисламов.
В пресс-службе МВД Дагестана заявили, что ничего не знают об инциденте.
Сам Гамзатов за несколько дней до трагедии рассказал корреспонденту «Кавказского узла», что ездил в родной Цунтинский район для информирования о целях собственной поездки в Грузию. «Хотел посетить несколько селений, но главы населенных пунктов заявили, что не пустят меня в селения, поэтому пришлось вернуться в Шамхал», — отметил он.
Гамзатов считал, что на земляков давление оказывает руководство республики и района. «Так уж повелось, что дидойцев со сталинских времен считают аварцами. Такой версии сегодня придерживается и руководство Дагестана, естественно, по «генеральной» линии идет и местное руководство», — рассказал Гамзатов.
Напомним, 4 января в поселке Шамхал прошло собрание дидойцев, где обсуждалась поездка покойного в Грузию.
Первым слово предоставили самому Гамзатову. "Два года назад я собрал более 14 тысяч подписей дидойцев из 46 сел Цунтинского района. В каждом селе созывались сельские сходы. Что подтверждается протоколами, заверенными печатями поселковых администраций. В протоколе написано, что мне поселковые сходы доверяют решать свои социальные и политические вопросы", — рассказал Магомед Гамзатов.
С этими протоколами Гамзатов в августе 2010 года поехал в Москву, чтоб добиться решения двух главных вопросов: признания дидойцев отдельным народом и признания его депортации. Он обращался в приемную Уполномоченного по правам человека при президенте России. Там, по словам Магомеда Гамзатова, его документы приняли, и сказали, что ответ он должен получить в Министерстве по делам национальностей Дагестана, куда из Москвы будет направлен запрос.
"В республиканском министерстве мне отказались дать письменный ответ. О результатах рассмотрения поданных мной документов ничего не известно. Не видя никакой перспективы в решении этих проблем в нашей стране, я поехал в Грузию. Там находятся многие архивы истории дидойцев. На азербайджано-грузинской границе я представил документы, и заявил, что хочу встретиться с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Меня отвезли в здание благотворительного фонда "Кавказ", где я встречался с вице-президентом этого фонда Гевой Хмаладзе. Затем председатель комитета парламента Грузии по делам диаспор и Кавказа Нукзар Циклаури дважды принимал меня в своем кабинете. Во время второй встречи присутствовало 20 депутатов и журналисты грузинских СМИ. Грузинские ученые лингвисты обещали помочь в изучении дидойского языка, в разработке грамматики и словаря", — рассказал Гамзатов.
Затем последовали другие выступления, в которых прозвучала поддержка Гамзатову. По итогам собрания была принята резолюция, в которой говорится, что действия Магомеда Гамзатова признаны не противоречащими Конституции и законам Российской Федерации. Согласно второму пункту резолюции, дидойцы продолжат работу по обращениям в республиканские и федеральные инстанции России для решения проблем своего народа.
Справка. Дидойцы — один из малочисленных народов Дагестана, исторически проживающий в Цунтинском районе, на границе с Грузией на одном из перевалов главного кавказского хребта. Сейчас дидойцы компактно проживают и в равнинном Дагестане, в поселке Шамхал пригорода Махачкалы, поселке Комсомольское Кизилюртовского района и в Кизлярском районе. По поводу самоидентификации дидойцев мнения общественных деятелей и историков разделились. Одни считают дидойцев субэтнической группой в составе аварцев. Самоназвание "цези" и общеаварское "цунтал" (оба названия имеют один перевод — "орлы" или "жители орлиного края").
Некоторые дидойские представители общественности считают "цунтал" чужим для дидойцев названием, а местность, где они проживают, называют "дидоэти". По одной из версий, понятие "дидойцы", или "дидоби", является грузинским. Есть и противоположная версия: цезы — подгруппа дидойцев, коренного исчезающего народа, который не относится ни к грузинам, ни к аварцам. Дидойцы (диды) упомянуты в трудах Геродота как отдельный народ в племенном союзе древнего государства Кавказской Албании. А схожесть понятий "дидоби" и "дидойцы" объясняют общими обозначениями в письменных источниках, поскольку у армян, кавказских албанцев и иберов была схожая письменность, созданная армянским священником Месропом Маштоцом.