«Сладкий» завод пока не привлекает инвесторов
В середине декабря прошедшего года с подачи РИА «Дагестан» в информационном пространстве активно заговорили о реализации в ближайшей перспективе инвестиционного проекта.
На деньги американских инвесторов, готовых профинансировать 85% от общей стоимости проекта, в Дагестане собираются построить сахарный завод. Точнее, достроить.
Сахарный проект в республике обсуждали давно. Выделялись средства. Чаще бюджетные. Правда, до завершающей стадии ни один из большого числа сахарных модераторов проект так и не довел. Может быть, цель заключалась не в реализации проекта?
Возможно. Дефицит реалистичных инвестиционных бизнес-идей в республике вновь обратил взор заинтересованных лиц на проект по строительству сахарного завода.
Определились с главными задачами проекта — выращивание свеклы и производство сахара, спирта и кормов из отходов. Стоимость инвестпроекта определили (по сведениям указанного информагентства) — не меньше 17 миллиардов рублей. Таких объемов инвестиций многострадальная дагестанская экономика в рамках одного проекта не видела вообще. Тем более из-за рубежа.
Видите ли, заокеанские бизнесмены готовы вкладывать средства только при условии предоставления гарантий правительством России. После чего «инфраструктура Хасавюртовского, Бабаюртовского, Кизилюртовского и Кизлярского районов полностью изменится», а более 15 тысяч тружеников получат рабочие места с достойным заработком.
Выдержав месячную паузу на стыке уходящего и наступившего годов, «НВ» взялось за анализ некоторых аспектов и перспектив реализации данного проекта.
Сладкая история
Как известно, в Дагестане издревле принято, чтобы каждая этническая группа специализировалась на производстве какого-либо вида продукции. Если абрикосы больше выращивают в аварских районах, а яблоки — в Юждаге, то птицеводством, скорее всего, занимаются в населенных пунктах с преобладающим кумыкским населением. Поэтому не случайно в сложные годы начала 90-х в Хасавюрте было начато строительство перо-пуховой фабрики, связанной с птицеводческой отраслью. После убийства инициатора данного проекта и в связи с принятием Федеральной целевой программы «Сахар» решили изменить профиль строящегося объекта.
7 мая 1996 года постановлением правительства Дагестана было закреплено решение строить сахарный завод на базе незаконченной перо-пуховой фабрики и домостроительного комбината на территории 17,9 га. За десять лет (до 2006 года) руководство ГУ «Строящийся сахарный завод» поменялось не раз, а объем освоенных бюджетных средств (чаще и больше федеральных) превысил 79 млн рублей. С учетом сложившейся у нас традиции «освоения» бюджетных инвестиций нетрудно догадаться о степени интенсивности борьбы кланов, которая часто разгоралась вокруг строящегося завода.
С 2006 года, в Москве, видимо, поняли бесперспективность финансирования строительства сахарного завода за счет бюджетных средств. Неоднократные обращения республиканского аграрного ведомства в различные федеральные инстанции остались без ответа. Ни в рамках Федеральной целевой программы «Юг России», ни в разрезе отраслевых сельскохозяйственных планов не нашлось места и причин для продолжения финансирования данного проекта.
Параметры проекта
Конечно, реализация любого проекта начинается с разработки бизнес-плана. В 1997 году краснодарское АООТ «Севкавпищепромпроект» по заданию Дагестана разработало проектно-сметную документацию и технико-экономическое обоснование строительства сахарного завода в Хасавюрте. Проектно-сметная стоимость строительства в ценах 1991 года была определена в объеме 76 млн 428 тыс. рублей. В ценах первого квартала 2010 года, с учетом коэффициента 68,73, стоимость составляет почти 5,3 млрд рублей.
Сахарный завод изначально был рассчитан на ежедневную переработку трех тысяч тонн сахарной свеклы и 400 тонн сахара-сырца (патоки). В результате объем выработки сахара за год, по данным проектных документов, может составить 76,38 тыс. тонн или 1 млн 527 тысяч 600 50-килограммовых мешков сахара. Это совсем немного для почти трехмиллионного населения Дагестана — по полмешка на человека.
С учетом рыночной цены, 1800 рублей за мешок сахара на начало 2011 года, выходит, завод может рассчитывать на выручку не более 2 млрд 750 млн рублей. И это при условии исключения посреднических звеньев. Что практически невозможно. Особенно в республике с большой долей занятого населения в сфере торговли.
Правда, в результате переработки сахарной свеклы производители также могут рассчитывать на порядка 140—150 тыс. тонн жома и мелассы. Вряд ли придется надеяться на большую выручку от реализации отходов для корма животных?
Промежуточные итоги
В результате изучения итогов освоения выделенных бюджетных средств на строительство завода «НВ» удалось, по данным из компетентных источников, выяснить следующее. Стадию строительства завода можно считать начальной. Выделенный под строительство производственного объекта земельный участок претерпел значительные изменения. Разумеется, в сторону сокращения. Имеющиеся на территории инвестиционной площадки сети водопровода и канализации, скорее всего, могут нуждаться в реконструкции.
Для строительства основного производственного корпуса выполнены только земляные работы — подготовлен котлован. Несмотря на определенную готовность лабораторного корпуса и складских помещений, некоторые объекты строящегося завода уже демонтированы из-за ветхости или строительных недочетов.
В Хасавюрте имеются силы, близкие к руководству города, которые на территории строящегося объекта желают разместить постоянно действующий оптовый продовольственный рынок, учебное заведение (школа или детский садик) и гостиничный комплекс.
Причины беспокойства
Почему-то даже такой многообещающий проект в трудоизбыточном регионе вызывает опасения, когда заявляют о возможном трудоустройстве 15 тысяч человек. Понятно, что работники будут задействованы не только на самом заводе, но и при формировании сырьевой базы и на стадии реализации продукции (маркетологи, дилеры, продавцы). Нельзя только забывать, что производство сахарной свеклы или выращивание иной аграрной культуры — сезонная работа. Представителям торговли нет разницы, какой сахар реализовывать: хасавюртовский или краснодарский.
Больше всего все-таки беспокоит не это, а потенциал сырьевой базы. Возможно, культуру возделывания сахарной свеклы нашим аграриям со временем можно привить. Ведь есть еще обстоятельства, которые изменить невозможно.
Для выяснения слабых или сильных сторон реализации проекта сахарного завода в Дагестане «НВ» обратилось к профессору Даггоссельхозакадемии Гасану Гасанову.
По словам ученого-агронома, выход чистого сахара из сахарной свеклы по России не превышает 12%, а оптимальная урожайность данной культуры составляет порядка 200—220 центнеров с гектара. Оказывается, урожайность можно увеличить, но в ущерб содержанию сахара в сырье.
Выходит, что для выработки 76380 тонн сахара нужно переработать не меньше 636—500 тонн сахарной свеклы. Если даже урожайность свеклы составит в пределах 200 центнеров, под культурой нужно иметь около 32 тыс. гектаров высокопродуктивной пашни. И это без учета технологических потерь и соблюдения севооборотов, в том числе в виде «черного» пара — земля тоже нуждается в отдыхе. На самом деле под свеклу нужно будет отвести не меньше 40 тыс. гектаров. По нашим сведениям, в близлежащих к Хасавюрту районах такого количества свободных пашень нет. Также вряд ли по первому зову переработчиков фермеры или крупные агрофирмы начнут выращивать сырье для сахара.
По мнению Гасанова, для выращивания сахарной свеклы больше всего подходит субпесчанная почва. Таких почв в Хасавюртовской зоне совсем мало, а порядка 90% земель в какой-то мере засолены. В России территория Черноземья, где больше всего выращивают данную культуру, более благоприятна по агрохимическим (содержание питательных веществ и гумуса) и воднофизическим (структура почвы, ее плотность и пористость) свойствам. Дагестанские почвы очень плотные.
Свеклу выгодно выращивать в регионах с часто выпадающими осадками. В Дагестане, где чаще всего почва на глубину посева семян (3—4 см) остается сухой, тяжело получить хорошие всходы. Проблемой может стать высокая засоренность наших земель семенами разных сорняков — до 10 млрд штук на 1 га. Придется в основном вести борьбу против сорняков гербицидами, что скажется на удорожании сырья и ухудшении ее экологии.
Нельзя забывать и то, что в Дагестане спецтехники для выращивания сахарной свеклы нет. Свеклоуборочные комбайны, сеялки и культиваторы под эту культуру придется закупать с нуля.
По словам профессора Гасанова, дагестанским производителям сахара будет очень сложно конкурировать по цене с производителями из Кубани и других регионов России. В качестве примера он привел сахарный завод в Гудермесе, который из-за нерентабельности производства в последние годы больше простаивает.
Кстати
Если проект строительства сахарного завода обещает (по всем экономически обоснованным расчетам) высокие дивиденды инвесторам, то не понятна альтруистская позиция дагестанских инвесторов, готовых без боя уступить аж до 85% доли в выгодном бизнес-проекте американцам. Может, для дагестанских бизнесменов несколько миллиардов рублей — неподъемная финансовая ноша? При этом не стоит забывать, что янки умеют считать каждое пенни. И просто так, без соответствующей экономической экспертизы, вкладывать деньги, скорее всего, не станут. Ибо экономическое мышление у них развито не хуже, чем у нас с вами.
Между тем в формировании сырьевой базы для сахарного завода за счет возделывания сахарной свеклы вполне могли бы помочь дагестанские фермеры. Тем более что о неиспользованном потенциале крестьянских хозяйств говорили на XVI съезде фермеров и малых сельхозтоваропроизводителей Дагестана