Форш Ольга Дмитриевна (1873 — 1961), прозаик.

Родилась 16 мая (28 н.с.) в крепости Гуниб в Дагестане в семье генерала Д.Комарова, начальника округа Среднего Дагестана. Мать умерла очень рано, и воспитанием детей генерала занималась бонна, впоследствии вышедшая замуж за Комарова.

 После смерти мужа она сразу отдала свою падчерицу в сиротский институт в Москве. Позже будущая писательница училась живописи в рисовальных школах Киева и Одессы, а также в мастерской П.Чистякова при Академии художеств.

В 1891 участвовала в борьбе с голодом в Тульской губернии, работала в "толстовских столовых".

В 1908 в журнале "Русская мысль" был напечатан первый ее рассказ (как она напишет — "удавшийся") под названием "Был генерал". В этот год было опубликовано три рассказа: "Медведь Панфамил", "За жар-птицей", "Застрельщик".

До революции Форш жила и работала учительницей рисования в Царском Селе и много печаталась в разных петербургских журналах. Вскоре после Октябрьской революции уехала в Москву работать в Отделе реформы школы, заняв должность помощника заведующего "эстетическим развитием народа". Впечатления от этого времени позже будут отражены в книге "Московские рассказы".

В последующие годы работала в Киевском Всеиздате, затем переехала в Петроград. 1923 стал поворотным в творчестве писательницы, перешедшей от работы над рассказами к своему историческому роману — "Одеты камнем" (1924 — 25), имевшему большой успех и раскрывшему истинный талант писательницы.

В 1926 выходит исторический роман "Современники", посвященный судьбам Гоголя и художника А.Иванова.

В 1930-е Форш работает над трилогией "Радищев", которая окончательно утверждает ее в качестве одного из ведущих исторических прозаиков. Времена Павла 1 рисует ее следующая книга — "Михайловский замок" (1946). Последним ее крупным произведением был роман о декабристах "Первенцы свободы" (1950 — 53). Умерла О.Форш в 1961.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Форш Ольга Дмитриевна (урожд. Комарова) (16[28]. 05.1873—17.07.1961), писательница. Родилась в крепости Гуниб, Дагестан. Дочь генерала Д. В. Комарова, начальника округа Среднего Дагестана. Воспитывалась в Московском сиротском институте. Училась живописи в рисовальных школах Киева и Одессы, а также в мастерской П. П. Чистякова при Академии художеств (см. ее очерк «Художник-мудрец», 1928). В 1891 участвовала в борьбе с голодом в Тульской губ., работала в «толстовских столовых». В печати выступила в 1907 (журнал «Киевский вестник»). Затем печатала рассказы и статьи в журналах «Русская мысль», «Заветы», «Тропинка» и др. под псевд. А. Терек. Некоторые ее произведения этих лет отмечены увлечением теософией («Рыцарь из Нюрнберга», 1908), которая, однако, преодолевается и развенчивается в незавершенном романе «Богдан Суховской» (1910, под назв. «Дети земли»). Уже в этих произведениях выявляется основная линия ее творчества. Форш — прозаик философского склада. Обычно герои ее книг — пытливые искатели, люди, не удовлетворенные действительностью, мученики идеи.

В 1924—25 выходит роман «Одеты камнем», открывающий новую грань ее творчества — глубокий историзм. Противопоставление сильной творческой личности (Н. В. Гоголь, А. А. Иванов) и безликой завистливой посредственности (Багрецов) содержится в романе Форш «Современники» (1926). Как писатель Форш ближе всего стоит к традиции Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, несколько осложненной влиянием символистской прозы (А. Белый, А. Ремизов). Это нашло отражение в стиле ее повествования — экспрессивном, напряженном, изобилующем тропами и инверсиями, тяготением к гротеску. Однако в произведениях 40—50-х эти черты в значительной мере сглаживаются. Как писателю-историку Форш присущ исключительно широкий диапазон. Ее романы представляют собой большие исторические полотна, отразившие в ряде существенных черт русскую жизнь со 2-й пол. XVIII в. по 20-е ХХ в. Роман «Горячий цех» (1926) посвящен событиям 1905—07. Здесь писательница обращается к изображению рабочей и солдатской среды. Ее последующие романы — «Сумасшедший корабль» (1931) и «Ворон» (1933, под назв. «Символисты»). Несмотря на все различия, эти 3 книги объединяет то, что они написаны на основе непосредственного восприятия современника, «свидетеля истории», отчасти мемуариста. В «Сумасшедшем корабле» воссоздан быт петроградского «Дома искусств» в первые пореволюционные годы, в «Вороне» — предыдущее десятилетие жизни петербургской интеллигенции. Форш проявила себя как мастер лаконичной, четкой (подчас сатирической) психологической зарисовки.

Параллельно Форш работает над трилогией «Радищев» (ч. 1 — «Якобинский заквас», 1932; ч. 2 — «Казанская помещица», 1934; ч. 3 — «Пагубная книга», 1939), окончательно утвердившей Форш в качестве одного из ведущих исторический прозаиков. Трилогия представляет и исследовательский интерес, т. к. многое в ней, документально подтвержденное впоследствии, было верно угадано интуицией художника. Форш создала широкую панораму екатерининской эпохи; в следующей книге «Михайловский замок» (1946) она воспроизводит время имп. Павла I, рисуя судьбу русских архитекторов В. Баженова и А. Воронихина, творивших в эти годы.

Сравнительно второстепенную роль в творчестве Форш играют ее рассказы, созданные на современном материале. Многие из них резкими, беспощадными штрихами рисуют предреволюционный быт города и деревни, картины нэпа — сборники «Обыватели» (1923), «Летошный снег» (1925), «Московские рассказы» (1926), «Вчерашний день» (1933). Форш принадлежат также книга сатирических полуочерковых новелл «Под куполом» (1929), написанная после поездки во Францию и Италию, книга детских рассказов и сказок «Кому что нравится» (1914) и др.

 

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_f/forsh_od.php

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *