Лекция Махди-хаджи Абидова, посвященный жизнеописанию лучшего из людей — Пророка Мухаммада
Ведущая:
Что представляет собой сира Пророка ?
Ответ:
Сира — это жизнь Пророка Мухаммада , которую он прожил как пророк, как пример для подражания, сюда входят слова, которые он говорил, дела, которые он совершал, и состояния, в которых он находился. Как известно, пророки были не просто посланы с какой-то целью, они должны были еще научить людей, человечество, как жить на этом свете. И поскольку они были рабами, которых Аллах создал для исполнения таких обязанностей, у них не было даже часа в сутки, когда они могли бы освободиться от этого богослужения, от этих обязанностей. И поэтому жизнь любого пророка, который прожил эту жизнь, — будь он на улице, будь в семье, будь он среди посторонних людей — каждая секунда его жизни является примером для подражания. И изучение сиры (жизнеописания Пророка ) как раз означает, что человек изучает эту жизнь Пророка : как он себя вел, как реагировал на окружающее. Изучение всего этого и является сейчас нашей задачей.
Ведущая:
Насколько важно для мусульманина изучать сиру Пророка ? Это обязательное или желательное действие?
Ответ:
Мы знаем, что Всевышний Аллах обязал человека следовать за Пророком . А как у нас получится следовать за Пророком , если мы не будем знать его жизнь? Поэтому изучение сиры Пророка , конечно, является обязанностью каждого мусульманина.
Ведь даже когда мы с вами свидетельствуем о нашем принятии Ислама, Аллах нашу веру не принимает без признания пророческой миссии Пророка Мухаммада . Поэтому мы и говорим: «Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Пророк и Посланник Аллаха».
Когда мы говорим что Мухаммад — Посланник Аллаха, мы же должны представлять с чем он был послан к нам, а это и есть знание того, чему он учил нас словами, что показывал примером, как он одним молчанием показывал свое состояние. И поэтому очень важно и необходимо, чтобы каждый человек знал жизнь Пророка . Что Пророк был не просто человеком, который чем-то выделился из толпы (какими-то способностями, талантами, поступками), ведь в каждом веке есть свои герои (знаменитые люди, которые чем-то выделялись среди других людей). Нельзя думать, что Пророк — один из таких героев, которых мы уважаем за их дела и способности.
Нет, это был именно человек, которого Аллах послал с определенной задачей (о которой мы уже сказали выше — научить людей, как нужно правильно жить). Поэтому Пророк является примером для нас не только в каком-то одном положении человеческой жизни, он пример для подражания во всем.
Ведь мы, изучая жизнь Пророка , можем узнать, как Пророк , который вырос сиротой, научил людей, человечество, жить, как он учил человека просто-напросто быть человеком.
Изучая жизнь Пророка , мы видим, что он является примером и для молодого человека, который только становится взрослым. Мы находим в его жизни пример и для семейного человека — пример для мужа, как ему нужно вести себя с женой, как правильно устроить семью. Также мы видим в его жизни пример для правителя, государственного деятеля или для полководца — политик или полководец увидит, как нужно правильно действовать. И для рядового человека Пророк показывал пример, как себя вести в обычной жизни. Человек из любого слоя общества, независимо от его возраста, пола, занятия, положения, может найти для себя пример в жизни Пророка . Всевышний Аллах с детства жизнь Пророка устроил так, чтобы каждый ее миг мог быть примером для жизни каждого из нас.
Что касается тех героев, которые в каждое время чем-то выделяются среди людей, мы можем взять с них пример только в чем-то определенном. Спортсмены могут взять пример с чемпиона, научиться у него, как стать чемпионом. Но как нужно правильно вести себя в семье или даже как просто дрова рубить — этому их герои научить не могут. И если ты простой чабан в горах, ты не сможешь взять пример с этого героя-спортсмена, потому что ничего общего в вашей жизни нет. Потому Аллах и обязал нас изучить сиру Пророка , чтобы любой человек имел перед собой пример правильной жизни — как можно достигнуть счастья в этом мире и как это повлияет и на счастье в ахирате, в будущем мире.
Ведущая:
Насколько я помню, когда ученые составляли рейтинг известности самых значимых людей в мире, на первом месте по степени изученности жизни была жизнь Пророка Мухаммада .
Вот еще о чем хотелось бы спросить: откуда до нас дошли сведения о жизни Пророка какие существуют источники его жизнеописания?
Ответ:
На самом, деле первым источником, достоверным источником, для нас является Калам Всевышнего Аллаха (Речь Аллаха — это Писания, которые были даны людям Всевышним). И не удивительно, что до нас дошли сведения о жизни Пророка — о его приходе еще до рождения Пророка было сказано в Писаниях Всевышнего Аллаха. В этих Книгах, Писаниях, которые были даны другим пророкам, уже говорилось о приходе нашего Пророка . Когда Аллах посылал откровение, вахью, другим пророкам, в них тоже упоминалось о будущем пророке.
Вот один пример такого сообщения. Когда Аллах создал нашу мать Хаву и когда заключался брак между ней и отцом человечества Адамом — пророком, алейхи ссалям, Аллах сказал, что без махра нельзя им заключить брак. Когда Адам, алейхи ссалям, спросил, какой же может быть у него махр, Аллах ответил, что салават Пророку Мухаммаду будет достойным махром.
Таким образом, уже начиная с самого сотворения человека Всевышний Аллах подготавливал человечество к появлению Пророка . Это подтверждают тысячи и тысячи разных сообщений из жизни других пророков.
А что касается больших Писаний, таких, как Таурат и Инджиль, то там более подробно описывалось рождение, появление, нашего Пророка . И уже во время жизни Пророка все сподвижники питались нуром Пророка (светом, исходящим от Пророка ) , они запоминали и передавали друг другу рассказы о его жизни и сами жили именно тем, что слышали от Пророка .
Итак, первый источник, из которого мы получаем знания о жизни Пророка и других пророков — это Калам Всевышнего Аллаха. Дальше идут хадисы Пророка , которые тоже дошли до нас, а потом — рассказы от тех, кто видел сподвижников. В 90-х годах первого века по хиджре люди начали заниматься составлением истории Пророка , так что именно эти книги, которые записывали сподвижники и табиины, и являются основными источниками жизнеописания Пророка . А все остальные книги, которые после были написаны, только дополняют эти истории, более подробно раскрывают жизнь Пророка , но не более. Вот каковы источники для жизнеописания Пророка .
Ведущая:
Для чего записывались слова Пророка Мухаммада ? Насколько я помню, вначале он даже запрещал некоторым сахабам, которые записывали хадисы, записывать его слова, чтобы они не перепутали аяты Корана и хадисы.
Ответ:
Да, на самом деле, было именно так. Вначале даже хадисы Пророк запрещал людям записывать. Но, когда он еще жил в Мекке, Аллах обещал ему, что Его религия, Ислам, распространится оттуда до самых краев земли. И впоследствии людям было дано разрешение записывать хадисы Пророка .
Позже, по мере необходимости, появились другие науки — науки о хадисах, ильмуль-хадис, тафсиры, они появлялись, когда Ислам стали принимать неарабы, люди, которые арабский язык не знали или знали плохо и могли Коран или хадисы понять неправильно. И чтобы не пропала достоверность хадисов, достоверность истории Пророка , люди старались записывать все это, чтобы можно было доверять каким-то книгам.
Мы знаем, во времена Али-асхаба появилась грамматика арабского языка, когда он заметил, что люди, которые читают Коран и хадисы, стали ошибаться. Потом, позже, люди стали искать способы проверки достоверности хадисов, так как кто-то по ошибке, а кто-то и намеренно мог изменить слова Пророка . В середине первых трех веков после жизни Пророка религиозные науки стали развиваться более подробно, стали появляться мазхабы (религиозно-правовые школы). Имам Абу Ханифа, который родился в 80-м году по хиджре, создал первый мазхаб, чтобы люди даже в шариатских вопросах не ошибались. Вот в таком виде все наследие Пророка передавалось и дошло до нас.
Но в наше время существует множество книг о жизни Пророка , которые написаны людьми не с добрыми намерениями. В книгах, написанных врагами Ислама, целенаправленно изменено жизнеописание Пророка . Поэтому человек, который изучает историю Пророка , должен искать книги, которые писали люди, которым Ислам доверяет, у которых есть любовь к Аллаху и Его Пророку .
Так как в наше время много людей, которые только с черной стороны представляют Ислам и жизнь Пророка , в этих передачах мы постараемся отразить истину — то, что было на самом деле, — и дать правильный комментарий. Конечно, не наш комментарий, а тот, который давали большие алимы, исламские ученые.
И наша задача — не просто перечислить факты или даты. Наша задача — так рассказать о жизни Пророка , чтобы любой человек мог брать с него пример. Наша задача — показать человеку, что, если он хочет жить счастливо на этом свете, ему нужно сделать жизнь Пророка примером для подражания. Если же мы возьмем для себя в пример кого-то другого, а не нашего Пророка , то это когда-нибудь нас подведет. Когда-нибудь мы попадем в такую ситуацию, где с этих людей мы не сможем взять пример.
Ведущая:
Есть несколько достоверных источников для жизнеописания Пророка Мухаммада . Мы с вами с чего начнем изучать сиру Пророка ?
Ответ:
Мы с вами будем изучать сиру и рассказывать о жизни Пророка по известной книге «Нуруль-якын», которую написал Мухаммад ибн Афифи аль-Баджури, известный как шейх аль-Худари. В 1345-м году по хиджре он ушел из этого мира (а мы с вами живем сейчас в 1431-м году). В этой книге («Нур аль-якын») не охвачены все подробности, это такой макет жизнеописания Пророка . Автор книги сам пишет, что старался писать книгу, не выходя за рамки основных книг нашей религии. Первый источник, которым он пользовался, — это Коран, Калам Всевышнего Аллаха (как мы выше и говорили), потом оба «Сахиха» — аль-Бухари и Муслима, два самых достоверных сборника хадисов. А если в некоторых моментах, говорит автор, я выхожу за рамки этих текстов, то это я делаю только для того, чтобы более подробно разъяснить людям историю Пророка . И для более подробного изложения истории он использовал «Аш-Шифа» шейха Кади Ияда и «Ас-Сира аль-халябийя», а также книгу «Ихья улюм ад-дин» имама аль-Газали. Вот какие книги он использовал, чтобы донести до людей историю Пророка . А, чтобы наши современники могли извлечь из этой беседы дополнительную пользу, именно в том, что касается нашей жизни, мы будем пользоваться еще одной книгой, современного автора — доктора Мухаммада Саида Рамадана аль-Бути, иншаАллах.
Источник: http://darulfikr.ru/story/seerah/seerah_mahdi-haji_abidov_1