Больше всего Кавказ сегодня нуждается в Законе и Порядке
В прошлых номерах «Открытая» рассказала об интернет-референдуме по выходу Ставрополья из Северо-Кавказского федерального округа.
Несмотря на то, что инициаторы этой откровенно провокационной и подстрекательской акции выступили в виртуальном пространстве, побоявшись открыть личико, она еще раз продемонстрировала: ситуация в регионе далека от стабильной. Референдум послужил поводом к тому, что о проблемах СКФО на страницах нашей газеты высказались политологи Краснодара, Волгограда, Москвы. rus.ruvr.ru
Сегодняшний гость «Открытой» – доктор политических наук, профессор Ставропольского государственного аграрного университета, руководитель общественной организации «Содействие-Юг» (занимается изучением миграционных процессов) Юрий Ефимов.
– Юрий Германович, как вы восприняли новость о создании Северо-Кавказского федерального округа?
– Воспринял с большой надеждой на то, что федеральный центр наконец-то решил вплотную заняться проблемами региона. Клубок противоречий здесь стал стремительно нарастать еще в конце 80-х, межнациональные конфликты сменили межконфессиональные, и сегодня идеи радикализма среди населения СКФО все больше вытесняют официальную идеологию – как светскую, так и религиозную.
В регионе фактически существуют две параллельные власти: официальная, с одной стороны, и власть подполья, ночные хозяева, которые находят средства на войну у «дневных хозяев», обложив их данью, — с другой. В такой ситуации на руководящих постах нужны не экономисты, пусть даже одаренные, а люди, знающие и понимающие подоплеку и сущность кавказских конфликтов.
– Как вы оцениваете недавнюю разработку полпредства – стратегию развития СКФО до 2020 года?
– Я и мои коллеги-ученые не знаем, кто писал эту стратегию, почему не обсудили ее с общественностью, какое участие в разработке принимали региональные власти. Это говорит о формальном подходе к документу и его нежизнеспособности. Не зная Кавказ изнутри, Александр Хлопонин, во-первых, свою работу строит сугубо на экономических стратегиях (что ему близко и понятно), а во-вторых, опирается на генералов, советующих навести порядок на Кавказе силой оружия.
– И какая группа советников, по-вашему, действует более успешно?
– Я бы сказал так: пока Хлопонин больше прислушивается к экономистам, делая упор на инвестиционные проекты. Но недавнее его заявление о том, что «в преддверии Олимпиады в Сочи межэтническими и межнациональными конфликтами активно занимаются спецслужбы многих западных стран или просто провокаторы», меня настораживает.
Могу предположить: Хлопонин наконец-таки понял, что без политических решений все его экономические реформы на Кавказе окажутся провальными. Но заниматься политикой ни президент, ни премьер его не уполномочили.
– Какие силы, по-вашему, заинтересованы в дестабилизации ситуации на Кавказе?
– Мы должны понять одну простую вещь: во всех наших бедах виноваты мы сами. Заявления о том, что Северный Кавказ будто бы нашпигован шпионами и диверсантами, которые-де мешают нам мирно жить и развиваться, на мой взгляд, не просто заблуждение. Это результат лоббирования военными своих интересов при полном непонимании властями происходящих в регионе процессов, их нежелании привлекать население к решению проблем. При таком раскладе генералы и власть имущие делают самые простые, лежащие на поверхности выводы, чтобы по своему усмотрению «осваивать» огромные бюджетные суммы.
– Но нельзя же полностью отрицать, что за рубежом и внутри страны есть силы, которые хотят обострить ситуацию в регионе, разрушить хрупкий мир.
– Безусловно, повсюду есть провокаторы, мерзавцы и просто неумные люди, толкающие наши народы на вражду. Например, постоянно муссируются бесперспективные и опасные идеи создания Великой Черкесии, Ставропольской русской республики, Казачьей оборонительной линии. Вот недавно запустили голосование о выходе края из состава СКФО…
Противопоставить этому маразму и подстрекательству можно только открытость власти, партнерские отношения с общественностью и, безусловно, вековую мудрость народов Северного Кавказа. Слухи плодятся там, где молчит власть. Почему бы чиновникам, отвечающим в крае за межнациональные отношения, не выступать в СМИ, объясняя позицию властей? Где их программа на перспективу, кроме задумок проведения песенно-танцевальных фестивалей, на которых можно освоить бюджет, а заодно выпить-закусить? Ничего нет.
– Как бы то ни было, а упор в развитии СКФО властями сделан на экономику, и с этим надо считаться.
– Упор на экономику был бы логичен при существовании внятной национальной идеологии, бескомпромиссной борьбы с коррупцией, реального местного самоуправления, независимого суда, честных выборов. Ничего этого нет даже в первом приближении, а потому никакие, пусть самые гениальные и денежные, экономические проекты не способны изменить ситуацию. Более того, денег на реализацию грандиозных предложений Хлопонина в бюджете нет, а частный инвестор не будет вкладывать средства там, где его делу грозит опасность.
Вообще, о каких инвестициях может идти речь, если милиция не в состоянии защитить даже такие стратегические объекты, как Баксанская ГЭС?! Стратегия развития СКФО в нынешнем виде скорее являет собой декларацию о намерениях. Она даже не пытается дать ответ, каким образом мы хотим подготовить регион к привлечению и принятию инвестора. То, что они придут сюда и принесут деньги, почему-то понимается как нечто естественное, не подлежащее сомнению.
– В советское время, если вспомнить, треть всей прибыли от экспорта нефти давала Чечено-Ингушетия. Дагестан был крупным промышленным центром с развитыми НИИ и оборонкой. Что мешает восстановить прежний экономический потенциал территорий?
– Надо понимать, что экономика за два постперестроечных десятилетия стала на рыночные рельсы и ее структура претерпела коренные изменения. Если раньше вся страна работала на оборонку, то сегодня в этой сфере заняты лишь единичные предприятия, остальные развалились, не успев перестроиться. А нефть в Чечне и по сей день качают, но скважины там находятся в руках федеральных структур. Очень сомневаюсь, что, передав их в распоряжение республики, мы решим проблемы Чечни.
Не будем забывать и о большом оттоке из соседних республик русских. Часто это высококлассные специалисты, обслуживавшие местные предприятия. И в ближайшие годы их туда не заманишь, по крайней мере, главы национальных регионов к этому никаких реальных усилий не прилагают.
– Каков сегодня реальный уровень дотационности округа?
– Республики живут исключительно за счет федерального бюджета. Например, дотации Ингушетии в прошлом году перекрыли собственные доходы более чем в десять раз! В кризисный год из федеральной казны в регионы округа было перечислено 170 миллиардов рублей. При этом на СКФО приходится лишь 1,2% от всех налоговых поступлений, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему страны.
Но хуже всего то, что большая часть федеральных дотаций в республиках разворовывается. Это на днях подтвердил и курирующий Южный и Северо-Кавказский округа замгенпрокурора Иван Сыдорук: выступая в Совете Федерации, он заявил, что, несмотря на все усилия, коррупционная ситуация на Кавказе остается крайне сложной.
– На ваш взгляд, на кого сегодня в регионах может опереться Александр Хлопонин?
– Религиозные лидеры, традиционно участвующие в формировании идеологии кавказского сообщества, как правило, озабочены своими личными интересами, искать опору в них наивно. Старейшины потеряли былой авторитет, которым пользовались лет двадцать назад. О силовиках мы уже говорили: у них свои интересы.
А потому единственный выход – искать контакты среди людей, интегрированных в общероссийские реалии. Причем неважно, кто они: чиновники, оппозиционеры, бизнесмены. Если Александр Хлопонин хочет добиться видимых результатов, ему как воздух нужны люди новой формации, модернизированные, не мыслящие себя вне России и считающие себя прежде всего россиянами, а потом уже ингушами, карачаевцами, русскими.
– Думаете, такие еще остались?
– В этом я даже не сомневаюсь! А чтобы их было больше, федеральный центр должен предложить своему населению приемлемую общегражданскую идентичность. Религиозная или этническая принадлежность должна отойти на второй план перед представлениями: я россиянин, я европеец.
– Еще возможно представить москвича как носителя общеевропейской идентичности, но никак не жителя чеченского аула…
– Европа сегодня – это огромный плавильный котел. Только чеченцев за последние два десятилетия 250 тысяч переехало жить за границу. И заметьте, не в мусульманскую Малайзию или Бангладеш, а в страны Европы. Это лучшее доказательство того, что преимущественно исламский Северный Кавказ хочет жить по европейским канонам и традициям, естественно, сохраняя свою этничность.
Но основа европейской идентичности – это прежде всего верховенство закона, который в России сегодня уничтожают с особым усердием и на всех уровнях. Власть должна наконец понять: пока в стране не будет порядка, ни полпред, ни его стратегия развития, ни астрономическое финансирование Кавказу не помогут.
– Выходит, о решении проблем региона в ближайшей перспективе можно не помышлять?
– Подумайте сами, разве возможно победить коррупцию на Кавказе, где все решают родственные связи и дружеские отношения, если с этим пагубным явлением не могут справиться где-нибудь в Псковской области? Не искоренив коррупцию, Кремль по-прежнему будет закачивать в Северный Кавказ огромные бюджетные суммы, только стабильности этим, как показывает практика, не достичь. Все зависит от воли федеральных властей. Но даже при ее наличии путь нам предстоит пройти действительно непростой и неблизкий, рассчитанный на десятилетия.