Несмотря на жару, засуху и другие сюрпризы погоды, на Селекционной станции Тимирязевской академии (РГАУ-МСХА) всё лето кипит работа. На двух гектарах открытого грунта и четырёх гектарах теплицы выращивают почти все традиционные овощные культуры: лук, капусту, свёклу, морковь, огурец, томат… Ежегодно на этом материале защищаются порядка десяти дипломников.
В штате станции — 30 человек. В основном это магистры и аспиранты, которые по совместительству оформлены лаборантами, научными сотрудниками. У каждого свой интерес: один хочет заниматься перцем, другой — баклажаном. Поэтому на станции создана генетическая коллекция практически по всем культурам. Наиболее значимых результатов учёные добились в создании гибридов F1 капусты.
Как повысить урожайность капусты и лука и не проиграть в конкурентной борьбе с голландцами по продаже семян — об этом STRF.ru рассказывает директор Селекционной станции им. Н. Н. Тимофеева Григорий Монахос, который более 30 лет посвятил созданию гибридов капусты.
Справка STRF.ru:
Сорт или гибрид? Многие годы у нас в стране использовали семена только обычных сортов овощных культур. Сорт – созданная селекционером отдельная совокупность растений с определёнными признаками (урожайность, скороспелость, размер, окраска и т.д.). Главная особенность сорта – его способность сохранять все свойства в следующем потомстве, так что его легко размножать даже на даче. Но при массовой заготовке семян в течение 3-5 лет происходит вырождение сорта. Иначе размножается гибридный сорт, или гибрид F1. Ещё два века назад было известно, что при скрещивании двух различных сортов в потомстве заметно увеличивается размер растений, ускоряется рост. Это явление – гетерозис стали использовать с 1920-30-х годов. Сегодня по всем овощным культурам получены гибриды F1, которые в странах с развитым сельским хозяйством полностью заменили обычные сорта. В России этот процесс идёт медленно. Во многом – из-за неразвитости агротехники. Растения гибридов F1 более однородны по своим биологическим и морфологическим признакам, чем обычные сорта. Также они отличаются скороспелостью и более высокой урожайностью, устойчивостью к неблагоприятным факторам среды, болезням и вредителям. В отличие от обычных сортов с гибридных растений заготавливать семена нельзя. Поэтому селекционерам их нужно каждый год производить, а фермерам – покупать
Григорий Монахос: «Ежегодно в поле мы испытываем около тысячи гибридных комбинаций капусты — белокачанной, краснокачанной, цветной, брокколи, пекинской и других. Из них только 1-2 гибрида включают в госреестр»
Преуспеть в селекции
— Капуста — основная овощная культура, которая занимает в России 40 процентов посевных площадей. В 1984 году я создал первый в стране гибрид капусты — результат моей кандидатской диссертации под руководством профессора Тимирязевской академии Анатолия Крючкова. Позже были созданы гибриды белокочанной капусты, краснокачанной, пекинской — в общей сложности их больше 25. Они отличаются по вкусовым качествам, скороспелости, урожайности, устойчивости к жаре, засухе, предназначением (для хранения, квашения и т. д.). Этого набора достаточно, чтобы круглогодично обеспечивать население страны свежей продукцией, то есть имеется так называемый «конвейер капуст» — для выращивания её в открытом и закрытом грунте на протяжении всего сезона.
Сколько гибридных комбинаций капусты Вы испытываете в год?
— Около тысячи — белокочанная, краснокочанная, цветная, брокколи, пекинская и многие другие. И, кстати, столько же по огурцу и томату.
Какие бы в науке ни были достижения, как бы эффективно ни использовались биотехнологии, всё нужно проверять в поле.
Из всего разнообразия испытуемых в поле гибридов в Государственный реестр селекционных достижений вносят не больше двух в год. Вот такой объём работы.
Проблема не в том, чтобы создать собственный гибрид. Он должен чем-то выделяться, иметь какие-то преимущества. Только в этом случае его внесут в госреестр. Испытания проводятся в 12 регионах, в каждом участвует по 5—6 гибридов. По их результатам Госкомиссия по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур даёт рекомендации, включать семена в реестр допущенных к использованию или не включать.
Самый скороспелый отечественный гибрид белокочанной капусты – F1 Экспресс. При высадке горшечной рассады в конце апреля урожай можно убирать с 15 июня
Наше преимущество в том, что изначально при создании гибридов мы старались отвечать на вызовы, связанные с изменением климата, новыми заболеваниями растений. Например, в советское время в средней полосе страны не знали, что такое фузариозное увядание — это когда растение желтеет и сгорает. Оно было распространено на юге. Вместе с семенами и почвой его завезли в 1980-е годы к нам, и это заболевание стало головной болью всех овощеводов. Тогда многие агрономы шли на поводу у западных фирм, закупая семена, не проверив их у себя. У одного из крупнейших поставщиков овощей в Московской области за сезон сгорело около 60 процентов посевов. В результате хозяйство обанкротилось. Так что ошибка агронома может очень дорого обойтись.
Ассортимент наших семян до сих пор востребован именно благодаря тому, что гибриды имеют генетическую устойчивость к фузариозному увяданию.
Если Вы создаёте гибриды с учётом природных условий, может, стоит изобрести жаростойкую капусту?
— Над этим можно подумать. С каждым годом работать становится всё сложнее: нужно создавать гибриды лучше существующих, с новыми преимуществами.
Если такая жара, которая установилась этим летом, будет повторяться и в последующие годы, то встанет задача создавать гибрид длиннодневной жаростойкой капусты. У нас есть короткодневные гибриды, предназначенные для юга. Если их использовать в средней полосе, то урожай не получишь: слишком поздно начинает формироваться кочан, и получается он огромный и пустой внутри.
В настоящее время мы работаем над другой проблемой: ежегодно до 20 процентов ранней капусты приходится пересаживать из-за того, что она погибает от заморозков, которые бывают с мая и до середины июня. Два года назад мы высадили капусту 25 апреля, а 9 мая после того, как в Москве разогнали облака, было минус 8, и вся коллекция вымерзла. Эти проблемы мы должны уметь решать.
Сейчас создаём гибрид ранней капусты, которая при высадке в поле выдерживала бы до минус 12 градусов.
Семена будут готовы к реализации не раньше, чем через 5—6 лет. Именно столько времени понадобится, чтобы добиться желаемого результата и по внешним, и по вкусовым качествам капусты.
Нам нужна и морковь, которая во всходах будет выдерживать минус восемь.
Наибольшим спросом у овощеводов пользуются гибриды поздней капусты: Валентина (справа) и Колобок (слева). Последним занято около 10 тысяч гектаров площадей в России
Не уступая голландцам
Помимо научной работы Вы ещё производите семена капусты для продажи, правильно?
— Да, на рынок мы поставляем семена с 1992 года. Когда государство полностью прекратило финансирование науки в Тимирязевской академии, ректор создал 12 товариществ с ограниченной ответственностью (учредитель — академия). Из них выжили только мы, остальные обанкротились. Не любая наука может доказать свою нужность. Не исключено, что результаты каких-то исследований могут понадобиться через энное количество лет. Но этого может и не случиться. Тем более многие учёные любят удовлетворять своё любопытство за государственный счёт. Селекционные достижения оказались востребованными.
Ежегодно мы производим не менее десяти тонн семян гибридов капусты с 98 процентами всхожести.
Справка STRF.ru:
90 лет российской селекции
По сравнению с западными странами, где селекцией занимаются две сотни лет, в России – эта наука ещё молода. В начале августа исполнилось 90 лет со дня образования Всероссийского НИИ селекции, семеноводства и овощных культур (ВНИИССОК). По этому случаю в институте прошла международная конференция.
В царские времена помещики выписывали семена из-за рубежа. Во время гражданской войны сложилась ситуация, когда оказалось нечего сеять. Тогда было принято решение заняться селекцией в России. Сергей Жигалов, завкафедрой народного семеноводства Тимирязевской академии, организовал первую опытную станцию, где началась научная селекция овощных культур. В те времена после окончания вуза учёные уезжали за рубеж, Вавилов, кстати, стажировался в ведущих семеноводческих фирмах Европы. Было создано около 100 сортов овощей, которые потом многие годы кормили страну
К сожалению, в России производить семена практически негде. По природно-климатическим условиям наиболее благоприятны для семеноводства гибридов капусты два региона — адлерский район Сочи и дербентский район Дагестана. Первый — курортная зона, поэтому там запрещено использовать пестициды (в советские времена разрешалось). Соответственно там невозможно получить высококачественные семена. Спросом пользуются семена со всхожестью в 96—98 процентов, без использования химии получается 20—30.
В Дагестане слабая материальная база, но проблема не только в этом. Земля там находится в частном пользовании. Поэтому невозможно обеспечить пространственную изоляцию одного сорта от другого — не менее 3 километров. Если вы посадили пять гектаров какой-то культуры, а рядом бабушка засадила огород, то результата никакого не добиться. В этом году произвели там четыре партии: по одной — 60 процентов всхожести, по второй — 30 и по двум — 90. И что делать с этими семенами? Их не один фермер не купит.
Какой выход вы нашли из этой ситуации?
— В России мы проводим селекцию, размножаем родительские формы и отправляем их за рубеж — в Италию, Францию и Австралию — в семенные фирмы мира, где наиболее дешёвое и высококачественное семеноводство. Там семена производятся, после чего экспортируются в Россию.
Голландцы больше всех в мире продают семян, но у себя в стране они только размножают исходный материал. А производят их в тех природно-климатических регионах, где можно получить наиболее высококачественную продукцию по самой низкой цене. Например, в той же Италии. Производство килограмма семян капусты там стоит 50 евро, в России их продают за две тысячи евро.
У нас примерно те же затраты (от 30 до 50 евро), а продаём от 400 до 500 евро в зависимости от качества гибрида и его востребованности. В структуре себестоимости продукции семена занимают максимум пять процентов.
Дороговизна не всегда оправдана, цены будут ниже, если на рынке будет достойная конкуренция. В этом году мы завезли из Австралии три тонны семян. Из Италии — чуть больше. Если на рынок выходит десять тонн наших гибридов, то нетрудно подсчитать, какие убытки терпят западные компании из-за того, что мы с ними конкурируем.
В течение последних 5-6 лет за счёт импортозамещения мы сэкономили российским овощеводам около 200 миллионов рублей в год.
С западными «акулами» очень сложно конкурировать, у нас слабее поставлен бизнес. Если овощеводы отдают предпочтение семенам иностранных компаний, то получают от них премии, у нас нет возможности таким же способом поощрять фермеров.
Между западными компаниями конкуренция страшнейшая. Лидирует голландская фирма BejoZaden: у неё 25—30 процентов площадей. Тем не менее мы стабильно удерживаем свои позиции — 20 процентов площадей России занято нашими гибридами. Приоритет нам отдают в Воронежской области, Ленинградской и ряде других. Наши семена реализуются в Белоруссии, Украине. Их покупают частники: зарубежных гибридов у них не встретишь. В деревне бабушка вряд ли купит семена по цене сто тысяч рублей за килограмм.
Отечественный гибрид пекинской капусты Ника генетически устойчив к наиболее вредоносным заболеваниям этих овощных культур
Нужен свой лук
Какие ещё гибриды создаёте кроме капусты?
— Есть хорошие наработки по луку: завершили селекцию,
через несколько лет представим серию первых российских гибридов лука.
Теперь наша задача наладить первичное семеноводство по его партии, а дальше — отработать технологию семеноводства.
Сегодня в госреестре нет ни одного отечественного гибрида лука. Фермеры вынуждены закупать импортные семена. Если по каким-то причинам западные компании ограничат поставку семенного материала в Россию, цена на семена, возможно, поднимется, и это отразится на стоимости овощей.
В товарном производстве 80 процентов лука выращивают из гибридных семян. А это значит, что семена нужно выращивать каждый год заново. Из-за того, что у нас нет своих семян, за последние 6 лет цена на голландские семена лука возросла в 5 раз. Сегодня она составляет 12—15 тысяч рублей за килограмм, а норма высева лука на гектар — около 5 килограммов. Вот и посчитайте, сколько переплачивают наши фермеры.
Хозяйства стоят у нас в очереди — просят семена на испытания. Нам потребуется не менее 4 лет, прежде чем мы выйдем на большие объёмы.
Многие российские овощеводы отдают предпочтение отечественным гибридным семенам капусты
В России средняя урожайность длиннодневных гибридов лука из семян — от 60 до 80 тонн. Такой же показатель выдерживают и наши гибриды. А обычные сорта (перекрёстно-опыляемая популяция) дают 40 тонн. В этом году длиннодневные образцы лука убрали 15 июля — урожайность 80 тонн с гектара.
Кроме того, мы работаем над созданием озимого лука. В этом году он полностью перезимовал. А голландская «Сибирь» дала 10 процентов всходов, остальное вымерзло. Значит, у нас есть конкурентные преимущества.
www.strf.ru
Источник: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=32994