Фразой: «Каждый день от рук бандитов в Дагестане гибнут сотрудники правоохранительных органов и спецслужб» — начинались не один телерепортаж и не одна статья. И вряд ли это может стать штампом: действительно, каждый день, только убийц почти никогда не ловят… Эта история тоже попала в криминальную сводку — убийство участкового на государственной границе летом 2010 года имело все шансы быть списанным на действия боевиков, но сотни свидетелей, видеозаписи сделать это не позволяют.
За что участковому из Дагестана его начальство мстит даже после смерти
Пограничный переход между Россией и Азербайджаном Яраг-Казмаляр — самая южная точка нашей страны и одна из самых опасных. Местные жители этот участок границы называют «Золотой мост». По неофициальным, но вполне убедительным данным, денежный оборот от контрабанды — не одна сотня миллионов рублей в месяц, часть из которых принадлежит таможне и милиции. Бизнес прост и отлажен: пешеходной зоны на границе с Азербайджаном нет, людей и вещи приходится перевозить «аккредитованным» транспортом. С каждой машины, с каждого автобуса, с каждой сумки, которые пересекают границу, милиционерам и таможенникам причитается. Говорят, за смену сотрудник таможни меньше 150 тысяч не приносит… Все и дальше было бы гладко — но тут вмешался участковый…
В 2007 году один из центральных телеканалов показал сюжет о дагестанском участковом Германе Ибрагимове, который задолго до майора Дымовского объявил войну своему начальству, обвинив в корупции и непрофессионализме. В сюжете уже тогда мелькали и тот самый пограничный переход, и руководство Магарамкентского РОВД, где служил Ибрагимов.
Вообще-то повод этого трехлетней давности конфликта по сегодняшним меркам — ерунда какая-то. Капитана Ибрагимова возмутил выговор, который он получил от начальника РОВД. Начались суды, и участковый даже предпринял поездку в столицу, в Министерство внутренних дел. Но там не только за себя просил — рассказал все, что знал, в том числе и о «Золотом мосте»…
В здании на Житной очень удивились: один из заместителей министра, принимавший возмутителя спокойствия, сначала вообще подумал, что имеет дело с уволенным сотрудником, обиженным на систему. Стали звонить, проверять — нет, капитан Ибрагимов — действующий милиционер и не мстить приехал, а доказывать свою правоту и отстаивать честь мундира (вот тут не обязательно улыбаться, поскольку каждый это словосочетание понимает по-своему). Выездная инспекция признала тщательно собранные Ибрагимовым доказательства превышения должностных полномочий руководством Магарамкентского РОВД обоснованными. Но руководство тогда почему-то только пожурили, хотя и Ибрагимова не тронули, что само по себе — тоже, согласитесь, редкость. Лишь очередное присвоение звания задержали на три года.
Чтобы окончательно разобраться с предысторией, нужно напомнить и еще про одну редкость: участкового местные жители любили — его телефон был в каждом доме, звонили ему и по поводу крупных бед, и по поводу мелких неприятностей, и просто так — в гости пригласить…
Разборка на границе
Летом 2010 года дагестанское УФСБ проинформировало милицию Магарамкентского района: в сторону пограничного перехода Яраг-Казмаляр из Махачкалы выдвинется группа вооруженных людей на легковых автомобилях. Руководить ими будет некто Камал по кличке Рейка — один из лидеров многочисленных дагестанских группировок. Цель приезда была также известна — передел сфер влияния в бизнесе по перевозке нелегалов на территорию Азербайджана и обратно. Артур Селимов, человек близкий к одной из сторон конфликта, рассказал о подоплеке: по его словам, «люди, приехавшие из Махачкалы, последние несколько лет были полноправными партнерами в приграничном бизнесе с местными предпринимателями братьями Примовыми. Но в какой-то момент «махачкалинцам» показалось этого мало, и ребята захотели забрать себе все».
В тот день майор Герман Ибрагимов находился не на службе, числился в отпуске. Но ему позвонили из РОВД и попросили помочь. «Моему сыну неоднократно звонили работники милиции. Говорили: там такое напряженное положение, приезжай, помоги, — рассказывает отец майора Кудрат Ибрагимов. — И он поехал на место разборки».
23 июля 2010 года около семи часов вечера камеры наружного наблюдения российского таможенного поста фиксируют основные моменты произошедшей трагедии. А многочисленные очевидцы рассказывают, что из подъехавших к таможенному посту автомобилей вышли молодые люди, которых уже ждали представители местных «бизнесменов». С каждой стороны было человек по 100 — 150. А среди разгоряченной толпы были заметны люди в милицейской форме. Сотрудники местной милиции прибыли на место конфликта в полном составе — во главе с исполняющим обязанности начальника РОВД Агабеком Багировым. Правда, в урегулировании конфликта они участвовали своеобразно…
Участковый Ибрагимов с самого начала находился в эпицентре событий. Как показывают свидетели, участковый знал многих как с одной, так и с другой стороны и поначалу пытался всех успокоить, развести враждующие стороны подальше друг от друга. И в какой-то момент всем показалось, что участковому это удалось. Местные жители отошли ближе к кафе «Аслан», которое находится в пятидесяти метрах от пропускного пункта, «махачкалинцы» направились в сторону своих машин…
Выстрелы
На кадрах видеосъемки, записанной камерами наружного наблюдения пограничного перехода, хорошо видно, как отошедшие к своим автомобилям мужчины возвращаются — только уже с оружием. Из толпы отделяются две фигуры в белых рубашках с автоматами. Еще несколько секунд — и слышна беспорядочная стрельба.
Что делают сотрудники милиции, которых совсем не смущаются вооруженные бандиты? Они даже не пытаются вмешаться — на видеокадрах видно, что стрельба ведется практически с плеча человека в милицейской форме.
Когда прозвучали первые выстрелы, по рассказам очевидцев, Герман Ибрагимов сориентировался сразу и стал загонять столпившихся у кафе людей внутрь. Сам заходил последним. Уже на входе обернулся и получил пулю в висок. Через несколько минут все вокруг знали, что в стычке на границе убит сотрудник милиции. Салманхан Бегов, на чьих глазах разворачивалась эта трагедия, говорит, что исполняющий обязанности начальника РОВД Багиров уже после того, как убили его подчиненного, подошел к бандитам и посоветовал им сесть в машины и поскорее уехать. Этот факт подтверждают еще несколько десятков свидетелей. И стрелки действительно уезжают. Их никто не пытается задержать…
Кудрат Ибрагимов, отец убитого участкового, в гибели сына винит руководство местной милиции. И эти обвинения, возможно, связаны не только с халатностью и трусостью милицейского начальства во время конфликта на пограничном переходе.
Предательство
Дело в том, что до середины августа и.о. начальника Магарамкентского РОВД Багиров не прилагал никаких усилий по поиску и задержанию убийц участкового. Хотя всем участникам конфликта и даже отцу убитого милиционера известны имя виновного и адрес его проживания. «До 11 августа оперативная группа РОВД ничего не сделала, — говорит Кудрат Ибрагимов. — 20 дней прошло, палец о палец не ударили».
Словно подтверждая слова Кудрата, выступил и руководитель следственного отдела при прокуратуре по Магарамкентскому району Закир Бутаев в своем представлении на имя министра внутренних дел Республики Дагестан. Претензий в адрес Багирова у следователей накопилось больше десятка. Но начальник магарамкентской милиции словно бы издевался. «У Германа остались жена и двое детей, четырех и пяти лет. К тому же его супруга беременна третьим, вот-вот должна родить, — рассказывает Ибрагимов-старший. — И что я слышу от Багирова? Оказывается, так как мой сын находился в отпуске — его убийство нужно расценивать как обычный, бытовой случай. А значит, никакие социальные гарантии ему не положены».
Вполне возможно, истинная причина такого жесткого отношения начальника к своему подчиненному, даже после его гибели, кроется в том самом 2007 году. Когда проверка подтвердила данные Ибрагимова, его, хоть и спустя три года, повысили до старшего участкового уполномоченного, а вице-премьер правительства Дагестана Ризван Курбанов стал всерьез рассматривать кандидатуру Германа на пост начальника Магарамкентского РОВД. Но ровно через месяц после повышения — милиционера убивают.
В октябре человека, стрелявшего из автомата в сторону майора Ибраимова, все-таки задержали. Им оказался некто Казбек, проживающий в Дербенте. Он признался, что действительно держал в руках оружие и стрелял из него. Но каково же было удивление следователей и прокуроров, когда судья, сославшись на слабую доказательную базу, а не на 222-ю статью Уголовного кодекса («Незаконное хранение оружия»), отпустил стрелявшего на свободу.
P.S. Жене погибшего Германа Ибрагимова и двум его дочерям рассчитывать на помощь государства теперь не приходится: считается, что Герман погиб не при исполнении, а вследствие несчастного случая. Девочкам пока не говорят, что папу убили. Для них он просто уехал в длительную командировку. 2 октября, в день рождения погибшего майора, у него родился сын. Назвали в честь отца, Германом. А «Золотой мост» работает в прежнем режиме, теперь криминальному бизнесу совсем ничего не мешает.
Источник: http://kavkaz-news.info/portal/cnid_122033/alias__Caucasus-Info/lang__en/tabid__2434/default.aspx