Доклад сопредседателя РКНК, вице- президента Академии геополитических проблем, Халидова Д. Ш. на Всероссийской межвузовской конференции на тему: «Россия и исламский мир: современная геополитика. Этноконфессиональный фактор и его роль в современной России»(Москва, 20. 10. 2010)
Предварительные замечания
На протяжении 1990-х г. XX-го века, в России и в исламском мире, постоянными темами дискуссий были проблемы сохранения цивилизационной идентичности. В той или иной мере, актуализировалась тема успешного противостояния культурной, политэкономической и идейной экспансии Запада. В России, в данном контексте, с повестки дня не сходила тема «строительства многополярного мира». В исламском мире эта же проблема актуализировалась в терминах «диалога цивилизаций и культур».
Однако Запад, (и прежде всего, США) не были предрасположены прислушаться к этим доводам, и предпочли отмахнуться от предложений и Москвы, и Тегерана, да и др. стран Юга и Востока. Стало очевидно, что на Западе намерены решительно переформатировать мир (прежде всего, исламский) и не допустить восстановления геополитического статуса России, руководствуясь принципом: «победителю достается все». В связи с этим, чрезвычайную актуальность приобретает проблема выработки адекватной, реальной ситуации, геополитики России и роли, которую может сыграть в этом процессе сообщество российских мусульман и мир ислама в целом.
Россия и ислам: цивилизационная «перекличка». Вопрос о геополитической роли России в мусульманском мире в историческом прошлом и в современный период изрядно идеологизирован и мистифицирован. Вопреки логике и фактам, доказывается тезис об «органической» невозможности согласия и понимания между Россией и миром ислама, более того, о враждебности этого мира России. Весьма сомнительный тезис о европейском (а не евразийском) фундаменте России, распространяемой отечественными неолибералами, призван окончательно воздвигнуть стену отчуждения между Россией и странами Юга и исламским миром в целом.
Но так ли это? Актуальность такой постановки проблемы вытекает из специфики вызовов начала XXI–го века; чрезвычайной важности выработки адекватной(национальным интересам России)геополитики, что предполагает объективный анализ всех «+» и «-» интеграции исламского «нарратива» в политику России и налаживания отношений с исламским миром в целом.
Мы исходим из того, что проблемы, которые надо решать в России православному и мусульманскому сообществам имеют общий источник. Общность вызовов диктует и общность подходов к решению проблем. Такая общность вытекает из специфики незападных цивилизаций – с православной и исламской основами- заключающейся в их коллективисткой природе, социо- культурных «кодах», расшифровываемых в понятиях совести, долга и справедливости. Разумеется, речь идет о должном, о мобилизующих ценностях культур, не всегда реализуемых в полной мере в реальной жизни(см. более подр. монографии: Соколов К.Н., Духовные основания геополитической борьбы; Соколов К.Н., Сивков К. В., Духовный кризис-М., 1999 и Духовная борьба-М., 1997; Ивашов Л.Г., гл.II-4. Мусульманский аспект евразийской геополитики //«Россия или Московия?- Геополитическое измерение национальной безопасности России»- М., 2002).
Именно с этими великими традициями и ведется Западом (явно или неявно) комплексная(«неправильная») война. Подобного типа война имеет и другую составляющую в рамках концепции «управляемого хаоса»: провоцирование конфликта между двумя великими традициями, блокирование каких либо союзов между православными и мусульманами.
Осознание общих угроз и интересов в свое время(в начале 2000-х г.), подвигнуло Владимира Путина, на наращивание связей с целым рядом стран исламского мира. Кроме того, в этом же русле лежит вступление России в Организацию Исламская Конференция(ОИК) в статусе наблюдателя в 2003 г. Тогда в своей речи на саммите ОИК в Куала –Лумпур(Малайзия) В.Путин сказал: «Сложение наших финансовых, технологических и кадровых ресурсов способно стать реальным фактором мировой политики, началом прорыва на многих направлениях мировой экономики. Мусульманский мир , его интерес заключается в том. чтобы иметь мощного и долгосрочного, хорошо прогнозируемого союзника в виде Российской Федерации»(цит. по «РОССИЯ И ИСЛАМСКИЙ МИР: стратегический диалог»//Доклад Межфракционного депутатского объединения Госдумы ФС-М., 2004). В политике руководства страны в тот период появились некоторые (хотя и не достаточно четко прочерченные) признаки адекватной оценки общих угроз и, соответственно, стали налаживаться отношения со своими объективными стратегическими союзниками.
Но с усилением неолиберальной «партии» в коридорах власти и давления Америки, страна вновь вернулось в привычное, для 90-х г. прошлого века, русло десуверинизации и прозападной ориентации.
К истории вопроса
Досоветский период. Нам не обойтись без анализа роли и места мусульманского сообщества России в становлении, сначала, православной Империи, а затем и Советской цивилизации. Из этой роли, «органичного» (хотя, местами и избирательного) усвоения ценностей и норм российской (и советской)цивилизации, вытекает огромная (геополитическая) роль России в исламском мире. В странах исламского мира отдают должное роли исторической России (бывшему Союзу) в культурно- образовательном и социально — экономическом развитии российского (советского) мусульманского сообщества. И такое развитие было качественно иной альтернативой западной модели колониального «освоения» исламского мира. Такое различие может быть оценено по достоинству только с позиций внешнего наблюдателя (вкусившего «плоды» западнизации), а не «изнутри». Именно это обстоятельство, на мой взгляд, сыграло свою негативную роль в распространении сепаратизма на Северном Кавказе(Чечне) и, в меньшей степени в Татарстане; а также, при распаде бывшего Союза.
При всей неоднозначной трактовке отношений двух конфессий, начиная со времен Ивана -Грозного, следует отметить следующий историко-социологический факт. На территории Российской империи образовался своеобразный православно – мусульманский «симбиоз», предполагавший отношение к исламу, как к терпимому меньшинству, узаконенное при Екатерине – II. В XVIII-м веке элита Империи уже формировалась безотносительно к конфессиональной принадлежности, а отношение к мусульманским меньшинствам укладывалось в современную «формулу» политкорректности.
Такое отношение к мусульманскому сообществу страны внешне мало чем отличалось от колониальной практики Британии и других европейских держав в Африке и Азии. Но это только «внешне», ибо одно дело жить в единой(не разделенной морями и огромными пространствами) стране; а другое дело – жить на пространственно разнесенных частях Империи, в условиях когда контакты между имперскими и завоеванным народами сведены к минимуму. Еще одно качественное различие заключалось в другом: Российская империя, в целях более успешной интеграции меньшинств, не только не покушалась на их идентичность и принципы автономии, но и включала в состав имперской элиты представителей лучших фамилий из этих народов. Ничего подобного нельзя было наблюдать ни в Индии, ни в других «вотчинах» европейских империй в Азии и Африке. Именно этим обстоятельством, во многом, объясняется лояльность мусульманских элит Кавказа, Поволжья и Средней Азии российскому трону, вплоть до Февральской революции.
Что касается Русско-Кавказской войны (с 80-х г. XVIII века до 1864 г.), которая периодически приобретала весьма ожесточенный характер, то в ни кое случае нельзя её воспринимать как конфликт цивилизаций. Здесь свою роль сыграли следующие причины: 1) включение Грузии в состав России, по Георгиевскому трактату, и необходимость обеспечения безопасности новых владений Империи в Закавказье; 2) геополитическое столкновение с Османской империей за контроль над Черноморским побережьем, которое вылилось в продолжительную войну с западными черкесами(адыго- абхазской группой народов Северного Кавказа); 3) конфликтом политических культур Империи с одной стороны, и независимых республиканских союзов федеративного или конфедеративного типа (так называемых «вольных обществ» Дагестана, Чечни и Черкессии) с другой. Разумеется, на Кавказе столкнулись геополитические интересы Турции и Великобритании с одной стороны, и России с другой, что и предопределило некие элементы сотрудничества соперников России с горцами Кавказа.
Александр –II, а впоследствии, и Николай- II учли уроки войны и сделали все, чтобы северо –кавказские народы( а затем, и мусульмане Средней Азии) органично влились в семью народов Империи, наряду с другими народами неправославных конфессий. В Империи строго блюли внутреннюю автономию на окраинах, чем и объясняется столь развитая система политико- правовой ассиметрии в управлении территориями: Финляндия и Польша на западе; Бухарское и Хивское эмираты в Средней Азии; различные области на Кавказе.
Советский период .Советский период знаменателен тем, что идеи социальной солидарности и справедливости сплотили разные по конфессиональной принадлежности и своему (социальному и экономическому) развитию народы исторической России. Такая политика дала мощный «толчок» в развитии всех народов страны, в том числе и мусульманского вероисповедания. Собственно, идеи социализма, положенные в основу новой (советской) цивилизации, не могли совмещаться со «старой» конфессиональной «начинкой». Отсюда – репрессии против религиозных (духовных) элит народов страны. Тем не менее, к концу XX- го века уровень общего развития мусульманских меньшинств бывшего Союза ССР был таков, что для исламского мира СССР являлся образцом решения национального вопроса и социального прогресса всех народов; такого отношения к своим меньшинствам(этническим и конфессиональным), которое было абсолютно созвучно идеям «всемирности русского человека» (Федор Достоевский) и «русского коммунизма» (Николай Бердяева).
Во внешней политике бывшего Союза в отношении стран исламского мира также были очевидны мотивы справедливого мироустройсва и сдерживания западного(имперского) проекта. Советская цивилизация выступала в роли своеобразного удерживающего (мир от скатывания в борьбу всех против всех). Так было в 1956 г, во время агрессии Израиля, Франции и Великобритании в отношении Египта(после национализации Суэцкого канала Г-Абдел Насером). Так было и в период антиколониальной борьбы народов Алжира, Ливии и др. стран исламского мира. Тот факт, что поддерживались лишь те движения, которые придерживались идей марксизма и социализма, не умаляет значение такой политики в глазах народов стран III- мира шире, и мусульманского сообщества в частности. Аналогичную картину можно было наблюдать и в период 6 –дневной войны 1967 г. и кризиса1973 г. на Ближнем Востоке. Все эти факты рассматривались в исламском мире как свидетельство верности принципам справедливости, несмотря на открыто выражаемый атеизм и безбожие властей бывшего Союза. Но всемирная мусульманская «улица» и власти ряда стран исламского мира(Сирии и Ирака, Ливии и Алжира, Афганистана –до 1980-х г и Египта- до 1975 г.) полагали , что уж «лучше справедливость без Бога, чем ложь и несправедливость с Богом».
Трудно переоценить геополитическую роль бывшего Союза в исламском мире. Эта роль была огромной, как в связи с положением и достижениями «мусульманских» республик страны, так и в связи с общим «вектором» внешней политики Москвы; тесными и всесторонними(взаимовыгодными) связями бывшего Союза с целым рядом стран исламского мира. Тот факт, что правящие элиты этих стран не придавали большого значения своей религиозной идентичности и придерживались различных версий идеи социализма, не умаляет (геополитического и геоэкономического) значения этих отношений. Здесь играли свою роль стратегические соображения, включая и безопасность страны, а не только тактические вопросы сиюминутной выгоды.
Постсоветский период: новые веяния в геополитике России. Для этого периода характерно отступление России от своей традиционной геополитической роли в исламском мире. Речь идет о частичном свертывании отношений с Сирией и Ираном в том, что касается поставок оборонной техники и позиции в отношении ядерного досье Ирана; других направлений взаимодействия .
В связи с вышесказанным, необходимо обратить внимание на следующий ключевой факт и факторы. «Агентура глобализации»(термин Александра Панарина) – отечественные западники в коридорах власти четко следуют следующим стратегическим установкам: а) разрушение, складывавшихся на протяжении многих веков, отношений доброго «сожительства» и сотрудничества народов двух великих традиций внутри России; 2) замораживания отношений стратегического сотрудничества России с рядом ключевых стран исламского мира, вопреки адекватной(для страны) геополитики и интересов безопасности. По ключевым своим пунктам эта политика предполагает отказ даже от тактических (экономических и политических) выгод, не говоря уже об упущенных выгодах стратегического характера.
В отношении Ирана очевидна узость геополитического подхода и/или следствие лоббистских возможностей прозападных сил внутри России. Дело в том, что в случае разгрома Ирана или нанесения существенного ущерба стране (с перспективой взятия под контроль всей её территории) США замыкает частично цепь «Санитарного кордона» вокруг России: через Грузию, Азербайджан, Афганистан и Пакистан а в перспективе, и Киргизию. Лимитрофный («пограничный») пояс стран между «Островом»- России и зоной геополитического и военного контроля США, в результате падения (или ослабления) Тегерана сужается значительно; может значительно возрасти хаос на всем протяжении от Черного моря и до китайских границ (см. Вадима Цымбурского, «Россия в американо-иранском противостоянии»2007-02-19//http://www.apn.ru/publications/article 11503.htm) . Законы геополитики диктуют России такую линию поведения, которая бы не позволяла разрушать пояс Лимитрофа вокруг страны; укреплять связи и союзы со странами примыкающими к этому поясу (как Турция, Сирия и Иран) или входящими в «пограничный» пояс (Азербайджан, без ущерба в отношениях с Арменией; Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и Казахстан). В противном случае мечта американских неоконов «построение униполярного мира» может стать реальностью.
Мусульманское сообщество России и его роль
Есть принципиальная (и качественная) разница между той ролью, которая играет исламское сообщество в странах Европы и в России. В России подавляющее большинство мусульман- это граждане страны, представители коренных народов Северного Кавказа и Поволжья. По разным оценкам общая численность мусульманского населения страны колеблется от 20 до 25 млн. чел., без учета нелегальных мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья.
В свете вызовов и угроз для России и с учетом императива повышения геополитического статуса страны, роль исламского фактора возрастает многократно.
Во первых, исламский образ и стиль жизни, соответствующие нормы и ценности четко проводят гран между греховным и благочестивым, допустимым и нетерпимым в социальной жизни. Соответственно, более ярко выражено неприятие западных образцов и моделей поведения, которые укладываются в формулу «тотальной (а по сути разрушительной) свободы». Именно в «мусульманских» регионах Поволжья и Северного Кавказа меньше социальной патологии, более крепкие семьи и значительно меньше фактов суицида и др. тяжкого криминала(данные из статсборника «Регионы России»- М. Госстат, 2009). Качественное отличие от других регионов страны объясняется влиянием исламского фактора, и в этом заключается позитивный пример для других.
Во вторых, «мусульманский» средний бизнес и элита(политическая и культурная) представляет собой ресурс и «канал», который может быть успешно использован для налаживания взаимовыгодных связей России с исламским миром; для инкорпорации в российский контекст лучших образцов мусульманской культуры(в том числе и экономической) и искусства; и, наконец, для привлечения прямых инвестиций из арабских стран. Российское мусульманство, в лице наиболее продвинутой его части – это своеобразный «мост» между Россией и исламским миром, и важно использовать этот ресурс. У мусульманской экономической культуре, отражаемой в принципах исламского бэнкинга, стоит поговорить чуть подробнее.
В третьих, в связи с деструктивной ролью определенной и незначительной (по численности) части исламистского подполья на Северном Кавказе значительно возрастает роль просвещенного Ислама и представителей умеренного течения в Исламе («вассатийя») в России. Нестабильная ситуация на Северном Кавказе, связанная с исламским фактором, обыгрывается «3-й силой» для дискредитации Ислама и провоцирования конфликта между мусульманами и православными внутри страны.
В четвертых, именно в политических установках мусульманского сообщества страны, несмотря на сложную ситуацию на Северном Кавказе и исламофобскую пропаганду в ряде центральных СМИ, в неявной форме заложены ценности патриотизма и аутентичного развития, не копирующего западные образцы. Такие установки- суть ментальная опора для позиционирования России, как значимого «игрока» в Евразии и в мире; для повышения геополитического статуса страны. Это еще недооцененный ресурс, в контексте задач по выработке адекватной(национальным интересам) страны геополитики.
Исламский мир и Россия: поле сотрудничества и геополитический контекст
В последние десятилетия все чаще говорят о феномене мировой мусульманской уммы (общины), фундамент которой составляют общие ценности и нормы жизни, никак не привязанные к территории и этносу. Это то, в чем отражается феномен мусульманской «улицы», как разбуженный улей реагирующий на любую несправедливость в отношении или Палестины, или исламских святынь, или же бомбардировок Ирака и Ливана. Радикально -политический (интегристский) ислам, выливающийся в экстремистские акции, всего лишь часть(незначительная) этой, находящейся в процессе оформления, всемирной «общины», которая дискредитирует ислам.
Попыткой международно-правового оформления единства «уммы», её легитимации в мировом сообществе было создание такого коллективного субъекта, как Организация Исламская Конференция(ОИК, создан в 1967 г.), объединяющего более чем 50 стран. ОИК задумывалась как некая альтернатива ООН, где исламские страны не представлены в Совбезе ООН. Но противоречия между самими мусульманскими странами, равно как и влияние внешних, более могущественных сил Запада и бывшего Союза в прошлом, а нынче – Китая, предопределили слабость ОИК в геополитическом плане. Хотя финансово- экономические возможности ОИК, представленные Исламским банком развития(ИБР), позволяют ОИК решать множество проблем инфраструктурного и социального развития отсталых стран исламского мира.
Другой межправительственный проект – Лига арабских государств (ЛАГ) –также не лишен «родимых пятен», характерных для ОИК. Слабость ОИК и ЛАГ более чем наглядно проявляется в решении палестинского вопроса, в проблемах вокруг Ирана, а в недавнем прошлом- и Ирака.
Несостоятельность межгосударственной кооперации в деле решения мусульманских проблем подвигли общественные силы исламского мира к объединению в рамках Всемирного союза мусульманских ученых(ВСМУ) во главе с выдающимся богословом- правоведом, доктором Юсуфом Карадави из Египта.
В целом же, как верно отмечает известный отечественный исламовед, Виталий Наумкин – «….при всей разнородности мусульманских государств и наличия между некоторыми из них глубоких противоречий, тенденция к политической консолидации, занятию общих позиций в отношениях с Западом и совместному отстаиванию интересов там, где это возможно, может несколько усиливаться. И все же в обозримой перспективе коллективное глобальное исламское акторство представляется нереальным»(В. Наумкин, «Ислам как коллективный игрок?»- 05.08.2006.) Без учета этих тенденций, включая и общий рост влияния ислама в мире, невозможно выработать адекватный, стратегическим интересам России, геополитический курс.
В этом контексте, важно опираться на адекватную реконструкцию вызовов современного мира и правильно выстроить геополитические приоритеты. Дело в том, что наиболее обсуждаемые на Западе(и в России, в последние годы) «повестки дня» (вроде «исламской угрозы», или «стран оси зла» и «иранского досье», и, наконец, «угроза правам человека и демократии» и т.пр.) имеют мало общего с реальными приоритетами и иерархией угроз для человечества, о чем свидетельствует и научный Доклад ООН «Более безопасный мир: наша общая ответственность»(от 1 декабря 2004). Доклад, под названием «Доклад мудрецов», был подготовлен в ООН группой высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, куда от России вошел Евгений Примаков (см. Екатерина Кузнецова, ООН перед угрозой краха. И в поиске превентивных реформ// ж-л «Политический класс»- 28.04.2005). Согласно Докладу, борьба с мировым терроризмом, находящаяся на первом месте американских внешнеполитических приоритетов, занимает предпоследнюю, 5-ю строчку в новом списке угроз. «А отсутствие демократии, -как пишет Е.Кузнецова — не фигурирует в докладе ни в качестве вызова, ни в качестве угрозы международной безопасности». Но авторы Доклада обратили внимание на реальную угрозу, которая несет миру концепция «превентивной войны»(американских неоконсерваторов), разрушающая систему безопасности и нормы Международного права; ввергающая мир в новое Средневековье, когда прав тот, у кого больше силы и наглости.
Идеологический контекст (или база) взаимодействия России и исламского мира определяется фундаментальными идеями и исторической практикой сосуществования двух великих цивилизации в недалеком прошлом. Гармония нравственного и интеллектуального начал, веры и разума, сочетание мистического и опытного постижения истины – вот что составляло основу духовно-нравственных традиций и социальной организации обществ в центрах исламской и православной цивилизаций, в «золотой» период их развития, (VIII-XVв.в.).Здесь незримая связь двух традиций проявляется :
1) установке на созидание и развитие вместо обладания и безудержного роста;
2) в бережном отношении к природе вместо хищнического разграбления;
3) в принципиальном плане, снятии ограничений (демографических, экономических, экологических) на развитие человечества, как не вытекающих из божественных норм и идей подлинной науки. Все это и составляет фундамент для тесного сотрудничества, ближайшими целями которой являются аутентичное развитие, активный диалог и взаимовыгодные связи. Конечной целью же является выдвижение альтернативного, западному, сценария и переопределение хода развития всего евразийского континента; а в стратегической перспективе, возможно, и всего мира.
Арабские инвестиции в Россию – еще одно потенциально выгодное (по многим показателям) направление взаимодействия нашей страны с исламским миром. Эксперты оценивают ежегодные потери от незаключенных контрактов и отказа от арабских инвестиций в Россию в сумму около 5-7 млрд. долл. США доходов(!?). Арабские вложения – это консервативные вложения и «длинные» деньги, не обремененные жесткими(порою, непредсказуемыми) требованиями западных кредиторов. Арабские инвестиции играют большую роль в Европе, а в некоторых странах континента уже давно и успешно действуют исламские банки и финансовые структуры, построенные на принципах исламског бэнкинга. В ряде банков Англии, Франции и др. стран Европы действуют, т.н., «шариатские окна», представляющие соответствующие финансовые «инструменты». Такая финансовая практика оказывает серьезный оздоровляющий эффект на социальные и экономические отношения в обществе. Причем, финансовыми инструментами исламских структур могут пользоваться все, а не только мусульмане. А выгода сотрудничества с исламскими финансовыми структурами заключается в том, что: такое сотрудничество, во первых, строится на долевой и доверительной основе и носит долгосрочный характер; во 2-х, исключаются спекулятивные игры на биржах; в третьих, оговариваются условия, о не участии контрагента банка в безнравственном бизнесе- в финансировании азартных игр, производстве и продаже спиртных напитков и т.д.
Во время кризиса 2008-2009 г.г. исламские инвестиционные фонды и банки в Европе выстояли и даже показали значительно лучшие результаты по доходам и активам(данные из личного архива: материалы Международной конференции на тему: «Исламский бюнкинг в мире: проблемы и перспективы развития»- М., март 2008; монография Р.И. Беккина, Гл.5.7. Россия и Европа: два подхода к исламским финансам//«Исламская экономическая модель и современность- М., 2009, стр273-277). Для России важно то, что принципы исламского (и по факту, нравственного) бизнеса вполне соответствуют и православной традиции.
Актуальные выводы
В свете вышесказанного, актуальна проблема научно обоснованной «ревизии» геополитической стратегии России, в том, что касается исламского мира. В чем выгода России, повысится ли геополитический статус страны? Не является ли это просто «дружбой против общи противников»? Нет, и я попытаюсь это доказать.
Во первых, Россия получит надежных союзников, с которыми больше общих стратегических интересов, нежели расхождений. В исламском мире заинтересованы в сильной России, представляющей собой влиятельный полюс в мировом балансе сил.
Во вторых, всестороннее сотрудничество со странами исламского мира расширить круг твердых союзников России в мире; придаст импульс развитию промышленности и ВПК. Россия может извлекать ощутимые выгоды продавая научно –образовательные услуги странам исламского мира. Эти выгоды не просто сиюминутно- коммерческие, а стратегические, ибо, таким образом, Россия может встраивать свою (лояльную) сеть в миллиардном исламском мире.
В третьих, Россия постепенно может стать влиятельным арбитром в решении международных проблем на Ближнем Востоке, в Афганистане и в др. регионах.
В четвертых, принципы исламского бэнкинга и финансов(в основе своей, нравственные) внедренные на российской «почве»(в виде эксперимента в некоторых регионах) могут стать реальной альтернативой западным принципам. И в таком качестве исламские финансовые «инструменты» и прямые инвестиции из арабских стран могут серьезно оздоровить экономический и социальный «климат» в ряде регионов России.
В пятых, вполне реально добиться качественного эффекта в сотрудничестве с ОПЕК. Еще одно направление энергетического сотрудничества — строительство газовой ОПЕК, в кооперации с Ираном и др. странами исламского мира.
В шестых, сотрудничество в сфере «P-R», СМИ и образования позволит в существенной мере нейтрализовать те ложные стереотипы друг о друге, которые взращивались на протяжении многих десятилетий; формировать объективную картину мира и реальных угроз для российской и исламской цивилизации.
В целом, все это позволит значительно повысить геополитических статус России, ибо геополитические интересы ключевых стран исламского мира и России совпадают. Для исламского мира это – весомый шаг от полутораполярного мира, к многополярному миру.
Вместе заключения. В интеллектуальных и политических кругах России, да и др. стран мира, растет понимание губительности курса, навязываемого Западом всему миру; необходимости налаживания сотрудничества с антимондиалистскими силами во всем мире, и, прежде всего, в исламском. Крайне актуальной является задача инициирования широкого, во всемирных масштабах, научного и общественного обмена мнениями вокруг проблемы альтернативных вариантов глобализации, смены «правил игры» заданных мировой финансовой олигархией и ТНК.
Думаю, что еще есть возможность повернуть «вектор» геополитики России, таким образом, чтобы это действительно отвечало интересам восстановления державного статуса страны; того большинства человечества, которому мировое «правительство» уготовило роль обслуги и рабов «золотого полумиллиарда». В стране – огромный потенциал ( в том числе, и мусульманский) сопротивления неолиберальному курсу, но он плохо организован и лишен возможности адекватного представления своей позиции в политике государства. Между тем, с каждым годом сужается «поле сопротивления» и Россия вполне может окончательно потерять суверенитет. Такой сценарий существенно развязывает руки тем, кто лелеет надежду на мировое господство и на разгром русской цивилизации и исламского мира.
Источник: http://rcnc.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3562