Саид-афанди аль-Чиркави: «Мы не должны забывать, что живем во время перед Концом Света»

Саид-афанди аль-Чиркави является одним из немногих истинных суфийских шейхов и признанным в исламском мире теологом. Каждый день его посещают сотни учеников (мюридов) только лишь с той целью, чтобы Всевышний был доволен ими. В жизни Саида-афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карама) является истикама – его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом.

 — В мусульманском сообществе России уже более десяти лет тлеет конфликт между двумя ведущими структурами. Объективно это сказывается на общей ситуации с Исламом в нашей стране. В чем, на Ваш взгляд, заключается основная проблема религиозной жизни мусульман России?

— В первую очередь, отвечающий на вопросы должен быть алимом. Что касается меня, я не являюсь человеком, достигшим этой степени. Но раз уж меня спрашивают, я выскажу свое мнение. Главной причиной разобщенности мусульман России является непонимание Ислама и слабая вера (иман). Чтобы быть защищенным от зла, обществу необходимо одно из двух: или соблюдение закона, или искренняя в сердцах людей, твердая вера.

Известно, что человек, опасаясь наказания, воздерживается от совершения злодеяний, но когда он уверен, что его не ждет наказание, он идет на любые противоправные поступки. Такова природа человека. А что касается верующего человека, обладающего твердой и чистой верой, то он не нуждается в законах правителя. Его сохраняет от совершения злых деяний его вера.

Граждан России, воспитанных атеистической идеологией и позабывших религию, удерживал от совершения недозволенного закон. После развала Советского Союза, без его строгих законов, когда мусульмане забыли свою религию, стал неизбежным раскол среди тех мусульман, сила веры которых ослабла.

Кроме того, мы не должны забывать, что живем во время, предшествующее Концу Света, и все, что мы наблюдаем – хаос, смуту, гнет, воровство, убийства, прелюбодеяния, – хотим мы это видеть или не хотим, все это явление неизбежное. Потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предсказывал наступление такого периода. Фактически исламская умма разделена не на две, а на 73 части. И об этом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Народ Исы, т.е. народ Бану исраиль, разделился на 72 общины, а моя умма – на 73». Поэтому нет ничего удивительного в разобщении мусульман и в распространении зла и смуты. Но все же мусульмане обязаны объединиться под словами «Ля иляха илля Ллах Мухаммад расулюллах». Ни в чем ином, а именно в них счастье для мусульман в обоих мирах. Именно с этими словами – с призывом к Единобожию – были посланы Всевышним Аллахом все пророки.

— В свое время имам Хомейни написал М. Горбачеву открытое письмо, в котором призвал еще раз оценить проводившуюся в те годы политику. Если бы Вам довелось обратиться к лидерам ведущих государств сегодняшнего мира: США, Франции, России, Китая, что бы Вы им сказали?

— Если бы мне представилась возможность обратиться к главам крупных государств, то я не знаю, чтоб я им сказал. Что же я могу им сказать, если не обладаю такими властными полномочиями, какими обладают они; не являюсь политиком, знакомым с их политикой; а также миллиардером, которого объединяют с ними общие интересы (т.е. здесь устаз считает, что у него при такой встрече мало шансов повлиять на них – прим. пер).

— Как следует относиться к появившимся сегодня многочисленным утверждениям о скором приходе Имама Махди?

— Все, что говорят об Имаме Махди, не является секретом, это общеизвестно. О том, что Махди жив, говорил Сайфулла-Кади и не только он, и я также следую за ними. Бесспорно то, что Имам Махди объявится, т.к. по этому поводу существует множество известных хадисов. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) даже говорил: «Если до наступления Судного дня останется всего лишь один день, то все равно Имам Махди объявится». Нет даже ничего удивительного в том, что объявится Имам Махди, и нет ничего непонятного в этом. Оставшиеся в живых, инша Аллах, станут свидетелями этого события.

— Сегодня против Ислама поднимаются самые могущественные силы, может быть за всю историю человечества, грозящиеся загнать планету под свою «железную пяту». Что мы должны им, в первую очередь, противопоставить?

Не было ни одного, посланного Всевышним Аллахом для призыва людей к Единобожию пророка, против которого не восстал бы его народ. Эти народы были погублены Всевышним Аллахом, и умерли они в неверии. Обратите внимание на те беды, которые постигли народы пророков Нуха и Лута (мир им). Что случилось с Наврузом, который противостоял Ибрахиму (мир ему), и с Фараоном, выступавшим против Мусы (мир ему), а также с другими подобными им?

Действительно, сегодня против Ислама ведется борьба сильнее, чем когда-либо, но одновременно распространение и подъем Ислама наблюдается более чем когда-либо. Процветание Ислама осуществляется не благодаря стараниям кого-либо, а решением (волей) Всевышнего Аллаха, которое Он претворяет в жизнь при наступлении времени, предопределенного для него. Поэтому борьба против Ислама, кем бы она ни велась, является делом напрасным. Как бы не старались эти люди очернить Ислам, он становится краше, и блестит подобно зеркалу тем больше, чем больше его чистят. Всевышний Аллах создал этот мир не для определенной группы людей, а для всего народа. Поэтому этот мир лучше оставить для народа. В прошлом тоже были цари, которые желали управлять всем миром, однако желаемого они не достигли. Они покинули этот мир, оставив свои царства, та же участь ждет и этих.

Как же противостоять людям, которые ненавидят Ислам? К примеру, в загоне для овец держат очень много собак. Если они набрасываются на тебя, что будет лучше: отогнать их палкой и камнями или же обратиться за помощью к чабану? Нет сомнения в том, что последний вариант лучше. От бед, от которых невозможно даже уберечься посредством самого мощного оружия, можно защититься, прибегнув к покаянию и мольбам. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «Мольба (дуа) – оружие правоверного». Мусульманам подобает в первую очередь использовать это оружие, прежде чем воспользоваться другим. Но после того, как постигла беда, обращаться с мольбой бывает уже поздно, ибо Всевышний Аллах говорит: «Если вы хотите, чтобы Я вспоминал о вас, когда вы испытываете трудности, вспоминайте обо Мне в благоденствии». Следовательно, мусульманам необходимо беречь чистоту Ислама. Ислам, который мы не уберегли, он словно тень вместо человека, не поможет нам в трудную минуту.

— Расскажите о том, что включает в себя понятие «наука о сокровенном» ‘ильм уль-батын?

— Исламская наука делится на две категории. Одна называется «явная», т.е. видимая, а другая "скрытая», т.е. сокровенная. Если говорить о различии между ними, наука о явном, например, учит исламскому праву, способу совершения молитв, соблюдению поста, совершению хаджа, выделению закята, правилам ведения торговли, наказаниям за убийство, различению запретного и дозволенного и т.д. Знатоков этой науки называют факихами, или знатоками явного знания. А наука о скрытом (батын), относится к знаниям о скрытых человеческих качествах, состояниях и улучшении их. Знатоков в этой области называют ахлю, или людьми знаний ахирата. Эта наука и есть суфизм, или тасаввуф, тарикат. То есть суть этих выражений одна.

Посредством этой науки обладатели сокровенных знаний излечивают душевные пороки людей, такие как: зависть, злоба, высокомерие, показуха, любовь к славе и многие другие, то есть все те пороки, которые порицает Всевышний Аллах в Священном Коране. В общем, ученые в области науки о тайном – это суфии. А точнее – ученые, занятые этой наукой, являются истинными наставниками – шейхами. Целью тариката является искоренение вышеупомянутых порочных свойств сердца, а также борьба против них.

Приведу один рассказ. К одному из шейхов тариката пришла группа ученых-факихов. Шейх обратился к ним со словами: «Добро пожаловать, рабы плоти». Он обратился к ним так, судя по их сердцам, то есть обращая внимание на их высокомерие из-за обладания знаниями. Сильно задетые этим, они отправились к другому шейху и передали ему слова первого шейха. И второй шейх обращается к ним: «Почему это задело вас? Ведь он прав. Поскольку вы порабощены своей плотью, а он обуздал свою плоть и ездит на ней верхом». Таково различие между этими двумя категориями ученых. Большинство обладателей "знаний о явном" подобны вольным быкам. Что касается обладателей "знаний о скрытом", то они подобны быкам, тянущим тяжелую арбу и отправляющимся в далекий путь.

Как может не распространиться суфизм, в то время как Ислам процветает? Ведь суфизм – это сердцевина Ислама, его ядро. Явное никогда не останется скрытым. Наставленный Всевышним и обладающий разумом не станет отрицать тарикат и не скажет плохого слова в адрес суфиев.

— Современные физики и представители других наук все чаще говорят о тонкоматериальных вибрациях, параллельных мирах и т.д. Возможно ли, на Ваш взгляд, что они когда-нибудь приблизятся к тому, что в Исламе называется «’ильму батын» (сокровенное знание)?

— Тайны, раскрываемые учеными физики и других наук, не существенны. Если будет угодно Всевышнему, то Он может раскрыть им и многие другие тайны. Сколько бы открытий не осуществляли ученые, все науки уже упомянуты в аятах Корана, и в изречениях Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Хоть эти открытия ученых нам кажутся новыми, в действительности они не новые науки. И смысл науки о тайном и ее цель нами была раскрыта в предыдущем вопросе. Открытия физиков и других ученых, не относится к знаниям о сокровенном. Так же как у физиков и других ученых естественных наук бывают разные степени и способности постижения, естественно, и у обладателей знаний о скрытом бывают такие степени в зависимости от дара Всевышнего.

Когда пророки Муса и Хизри (мир им) находились на берегу моря, какая-то птица клюнула море, зачирикала и улетела. И птица повторила это три раза. Тогда Хизри спросил у Мусы (да благословит их Аллах): «Ты понял, о чем говорит эта птица?» Когда тот ответил, что не знает, Хизри сказал, что она говорит: «Птица говорит нам, Муса, что наши знания по сравнению со Знаниями Всевышнего подобны капле воды в моем клюве по сравнению с морем. Коран — это источник, фундамент и море знаний. Коран – это Царь всех книг, который вместил в себя все ниспосланные до него [священные] книги».

— В суфийских книгах говорится, что шейхи, по воле Аллаха, обладают особыми знаниями, способностями видеть ситуацию изнутри. На Ваш взгляд, возможно ли конструктивное взаимодействие шейхов и людей, власть предержащих, сегодня?

— Если говорить в общем, то науку постигают через учителя, при помощи книг. Пример такой науки – это пример каналов, по которым вода стекает в бассейн. А есть наука, которая постигается без учителя и книг — то наука, что вселяется в сердца любимых рабов Всевышнего Аллаха посредством внушения или откровения. Пример таких знаний – источник, бьющий из-под земли. Эта наука называется "Наука Аллядун", то есть наука, которая внушается непосредственно от Всевышнего Аллаха в сердце Его раба. Таким знанием обладал Хизри (да благословит его Аллах).

Обладатели этой науки не находятся на равных ступенях или уровнях. Одни обладают низкой степенью сокровенных знаний, а другие – более высокой. В общем, простому человеку не достичь уровня пророка. Это степень, которую получили лишь особые из людей. Что касается степени любимцев Аллаха (авлия), то эта степень постижима посредством стремления раба и зависит от степени его искренности (ихляса), его поклонения.

Что касается степеней приближения к Аллаху, то все они достижимы. Но следует знать и понять одно: степень вали невозможно постичь желанием этой степени, не говоря уже о степени шейха-наставника. Подобному человеку даже Шариат не дает власти. Потому что, если какого-нибудь достойного человека назначат шариатским правителем вопреки его желанию, Аллах поддержит этого человека милосердным взором. А тот, кто получил эту власть, стремясь к ней, того человека Всевышний бросает на произвол его же плоти.

Сегодня чиновников вовсе не интересуют шейхи, потому что у них есть свой круг, и они сами обладают знаниями и умением работать и особой категорией советников, с которыми они советуются. Не знаю, может быть, были прежде правители, ханы, которые во всех своих делах советовались с обладателями истинных знаний.

— Сегодня в исламском мире существует большое количество достаточно ярких деятелей, интеллектуалов, не придающих особого значения суфизму. В то же время многие глубоко духовные, богобоязненные мусульмане, следующие тарикату, отстраняются от общественной жизни, от глубокого анализа происходящего. Очевидно, что оба подхода «хромают». В этой связи хотелось бы узнать Ваше мнение относительно того, что должны объединить в себе мусульманские лидеры будущего?

— И до сегодняшнего дня всегда были люди, которых не интересовал суфизм, отрицающие его из числа алимов, религиозных деятелей. Что с ними поделаешь? Суфиям не присуще упрекать их за то, что их не интересует суфизм. Это дело каждого. Вред от этого или польза только им самим. Но подобных ученых суфии в своих книгах сравнивают с однокрылой птицей, или же с лепешкой без масла, или с пищей, где кроме хлеба нечего есть. Человек может довольствоваться такой едой, без одного крыла птица тоже может прожить. Однако, будет лучше, если всех три вышеупомянутые вещи будут полноценны.

Чему же следует придавать значение в общественной жизни людям, будучи в тарикате или нет, и что они должны делать? И как они должны оценить реальность сегодняшней жизни? В общем, все они – люди, озабоченные мирскими и ахиратскими (загробными) заботами. Как мы и говорили прежде, стержень, вокруг которого должны объединиться все предводители мусульман, это слова Единобожия: Нет божества кроме Аллаха и Мухаммад – посланник Аллаха. Лишь в этом их счастье в обоих мирах. Если кто-то хочет сказать, что, увлекшись религией, они отвлеклись от вышеупомянутых вещей, то это неверно. Религия Ислам не запрещает ничего, что во благо человеческому образу жизни.

— Сегодня среди мусульман раздаются призывы к объединению. Как объединяться? Каковы пути объединения?

— Правда. Верно, все призывают к объединению. Но каждому хочется, чтобы это единство отвечало его личным интересам, не ради Ислама и не ради народа. Для объединения есть одно условие: чтобы это объединение было в верном направлении, по чистому пути Аллаха, ради Всевышнего Аллаха. Что касается такого объединения, то это редкость. И я обнаруживаю в себе такую цель. Моя цель — объединение мусульман в истинном направлении, на пути Аллаха. Вокруг чего мусульмане должны объединиться? Об этом уже было сказано.

— Сейчас появилось большое количество так называемых шейхов, которые дают вирды по интернету, а то и вообще отрицают многие положения Ислама. Как отличить истинного муршида от лжешейха?

— Что касается людей, дающих вирды посредством интернета, телефона, то это, наверное, не шейхи, а шайтаны. Человек, соблюдающий основы Ислама, искренне верующий муъмин не поступит так. Распознание любимцев Аллаха — аулия, труднее познания Всевышнего Аллаха, и это правда. Всевышнего Аллаха можно познать, и Его могущество можно познать признаками и знамениями, указывающими на это. Например, изучением небес и земли, луны и солнца, законов природы, а также сотворенностью этого мира, посланием Книг, Посланников и многими другими аргументами.

Пророков можно узнать посредством их чудес, а чудеса служат подтверждением их пророчества. Несмотря на это, нет среди пророков такого, кого не отверг бы их народ, называя чудеса колдовством. Некоторые спрашивают: «Разве может быть пророком человек, который ходит среди нас, как и мы, и ест, как и мы?». А у аулия не бывает чудес.

Любимцы Аллаха обладают караматами, а некоторые — нет. Так как большинство аулия и наставников не имеют караматов. Ведь обладание караматами не является условием для аулия и шейхов. Главным условием является истикама — стойкость на пути Аллаха и искренность в служении Ему в поступках. Истикама означает: поддерживать справедливость и чистоту в Шариате и во всех движениях, сохраняя в них искренность (ихляс). Если нет искренности в богуслужении, то все равно, способен он летать в воздухе или же плыть как рыба, он не является вали или шейхом, такой человек остается обманутым самим собой, и это называют истидрадж (самовозвышение). Такие способности дарованы ему Всевышним, чтобы испытать его и ввести в заблуждение. Да сохранит нас от этого Аллах!

Таким образом, отличить истинного шейха, от неистинного трудно, особенно когда большинство людей пребывает в невежестве, и количество лжешейхов увеличивается. Истинно, Всевышний воздает тому, кто ищет! Ищите искренне, воистину Аллах приведет вас к таковому.

Еще мне хотелось бы сказать людям, размышляющим об Исламе, проявляющим интерес к нему: даже дети, выношенные в утробе одной женщины, воспитанные в одной семье, братья и сестры, не обладают одинаковыми качествами и образом жизни. Подобно этому, все, кто называются мусульманами, не похожи друг на друга. Среди них есть лицемеры, грешники, которые хоть и соблюдают предписания Ислама, не придают этому значения, а есть и вовсе не знающие своей религии. Если вы по их поступкам судите об Исламе и отдаляетесь от него, это подобно отрицанию медицины из-за одного неверного диагноза неквалифицированного врача или его лечения. Нельзя также осуждать врача из-за непослушного пациента, который не соблюдает предписаний своего врача. И далее, обычно больные ищут лучшего врача; и также люди, интересующиеся Исламом, если будут искать хороших людей (также как и хороших врачей), они непременно найдут таких.

— Как вести себя по отношению к тем религиозным деятелям-немусульманам, которые активно противостоят Исламу в прессе и на телевидении? Следует ли активно вступать с ними в публичный спор?

— Противостоять антиисламской критике на телевидении и прессе желательно человеку, имеющему знания в этой области, но только добрым советом и неопровержимыми фактами. Ведь Коран учит нас так. Иначе нет нужды в такого рода спорах.

Перевод с аварского: Мухаммад-Расул Саадуев
 

www.islam.ru

Источник: http://www.islam.ru/pressclub/gost/said-afandi/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *