Компания, которая только начинается

«Сюда на берег, к основанию пирса, уходящего далеко в море, ежедневно с самого рассвета съезжаются сотни машин со всей округи. Свежая, немороженая рыба нужна всем: на рынках, в ресторанах, кафе и гастрономах. Ее здесь парят, варят и жарят на сто ладов. Ее любят как горожане, так и туристы, для которых отпуск на море без рыбных деликатесов все равно, что пища без соли.

 

.

 А еще здесь прекрасные морские пляжи, яхт-клубы, а искусственные лагуны усеяны небольшими яхтами и катерами — они доступны, их можно взять в аренду на сутки, а можно и на два часа. Можно приобрести как новые, так и старые или заказать здесь же, на верфи. Это необязательно дорого, все равно что машину купить».

Море кормит. Это не про нас

Что это за город? К сожалению, не Махачкала! Это и не Избербаш, и не Дагестанские Огни, не Дербент, и совсем уж не Главсулак. Ни в одном из населенных пунктов более чем пятисоткилометрового побережья Каспия вы такого, увы, не увидите. И это, поверьте, очень странно. А ведь картина, подобная нарисованной, для морских стран просто банальна. Возьмем прибрежные города Португалии, Франции, Италии, Греции. Да и для Востока также. И для Азии.

Сколько дагестанских городов расположено у моря? Много, а ведь даже одного оптового рыбного рынка в республике нет. Нет торговли и у пирса, на берегу. У нас это происходит втемную, в камышах, с машинами-вездеходами, объезжающими посты, — и никаких вам налогов. Романтика!

А ее, рыбы, и в наших гастрономах нет. Это я говорю о свежей. А тетушки, разносящие толстолобиков и сазанов по дворам и зычно кричащие: «Рыба! Рыба», — это не в счет. Это не экзотика – это бедность.

И уж особая тема — яхты и катера, для нас, дагестанцев, все такое – ну прямо экзотика. Выходит, мы народ не морской, хоть и у моря живем? Или дело в чем-то другом?

Зачем кочевникам море?

«С голубого ручейка начинается река», а мы сразу захотели судостроительный завод, да еще по производству неведомых нам тримаранов. Нет, я вовсе не против. Скорее, наоборот. Все когда-то начинается.

В Стратегии социально-экономического развития Дагестана до 2020 года об этом лишь несколько строк. А ведь дело-то какое огромное? И оно, как говорят ученые, все дагестанские заводы способно оживить и завести не на шутку. А что они говорят об истории судостроения в Дагестане? Строили мы когда-либо корабли или нет? Ничего не говорят.

Похоже, не строили. Кипчаки, хазары,– в общем те народы, которые контролировали в средневековье Прикаспийскую низменность, морским делом не особо интересовались. А уж тем более горцы, которые-то сюда, к морю, всего пару сотен лет как пришли.

История судостроения в Дагестане молода, как невеста, даже яхту «Лена» легендарного морского не волка, но льва, махачкалинца Евгения Гвоздева делали и готовили к кругосветке в Казахстане. У нас же начиная с 90-х годов строили лишь моторные лодки, так называемые байды — это примитивная вместительная посудина с мощным японским мотором для бегства от рыбной инспекции.

Судоремонтный завод, что в Махачкале, также судов не строил. И хоть руководство завода запаслось проектом современнейшего судостроительного завода, вынашивает сегодня планы его создания, первенцем в Дагестане в этом деле ему уже не быть. Опередили.

«Баркаев и ко» – работа только начинается

«Судоверфь Баркаев и Ко», ныне переименованная в «Морскую инжиниринговую компанию», — пионер, первое предприятие, которое специализируется на строительстве маломерных судов на всем дагестанском побережье Каспия. Правда, сама верфь, а по сути небольшие цеха, переполненные инструментами и корпусами строящихся суденышек, от самого моря далеко. Где там нашему малому бизнесу пристроиться у берега, где все сплошь частные особняки.

Но ничего, генеральный директор компании Расул Баркаев на судьбу не сетует и планы вынашивает немалые. Вот что сам говорит:

— Наше предприятие основано в 2003 году. За эти годы нами освоено четыре проекта моделей катеров, построенных по классической технологии, защищенных авторским свидетельством, под надзором автономной некоммерческой организации «ГАЛС-ГИМС» — центра сертификации прогулочных катеров. Сегодня мы делаем уже и яхты.

Продукция предприятия является собственной оригинальной разработкой из дерева и металла. Соорудили же судов мы за эти годы немало.

Что ж, начало положено, судя по оптимизму и вдохновению, с которыми Расул говорит о своем деле, оно имеет большое будущее. Освоение морской целины только началось, и вслед за строительством катеров, яхт, рыболовецких шхун, в Дагестане все же должен произойти прорыв и в развитии судостроения малотоннажного. Тем более, что в джентльменский набор современного «олигарха», кроме виллы и иномарки, обязательно должна входить и яхта. И за ней не надо ехать в Испанию.

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=7979

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *