Когда курочка станет нести золотые яйца?

Инновация — это нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Так объясняет термин экономический словарь.

 

.

Об инновации мы слышим весьма часто, в том числе и от первых руководителей. Что же касается реального внедрения инноваций в промышленное и иное производство, которыми собственно и можно повысить ВВП, то примеров пока мало. И что примечательно, при рассмотрении или обсуждении вопросов, связанных с инновациями, коими занимаются наши чиновники довольно-таки часто, под внедрением инноваций подразумевается создание какого-либо конкретного промышленного производства. Так-то оно так. Но вот вопрос — возможны ли инновации при устаревшей и безнадежно закостенелой форме управления экономикой?

Зачастую вполне продвинутые программы и проекты специалистов отдельных, в том числе и государственных структур, вопреки одобрению их на самом высоком уровне, не находят своего реального воплощения. А если и удается, потеряв годы, как-то реанимировать их, они, как правило, теряют свою изначальную инновационную суть, так как у чиновников стереотип латания дыр все еще преобладает над ответственным подходом к проблеме.

К примеру, республиканская целевая программа развития народных художественных промыслов на период до 2010 года, утвержденная Правительством РД еще в 2004 году, где предусматривалось выделение из республиканского бюджета 45,6 млн. руб., начала реализовываться лишь в 2008 году. Значительно меньше средств, предусмотренных программой, предполагающей комплекс мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры отрасли, было выделено проекту и в 2009 году.

Да, предприятия народно-художественных промыслов частично получили средства на закупку сырья, выделены помещения для выставочно-торгового дома промыслов, но подобный подход к воплощению идеи и прежде всего несоблюдению разработанных специалистами параметров и графика последовательности реализации принятого документа ломает суть работы, низводя ее к обычному, повторюсь, латанию дыр.

За всем этим следуют, как минимум, снижение эффективности предпринятых затратных мер, а потом – негатив, и он в том, что у участников проекта пропадает последняя вера в возможность создания здоровой и функциональной инфраструктуры индустрии промыслов.

Пожалуй, обо всем этом можно было и не говорить, если бы не объемы продукции предприятий народно-художественных промыслов. Они же соизмеримы с объемами промышленного производства республики. Курочка может нести золотые яйца.

Цифры — вещь упрямая. При всей запущенности этой отрасли, требующей сегодня качественной модернизации, объем изделий предприятий промыслов составляет порядка 700 миллионов рублей в год, тогда как машиностроительные предприятия Дагестана производят продукции на сумму около 2 млрд. руб., химическая отрасль – 330 млн. руб., легкая промышленность – 140 млн. руб.

Причем инновационная составляющая изделий народно-художественных промыслов, как ни парадоксально, очевидна. Промыслы Дагестана — это состоявшиеся и известные бренды, для выхода которых на российский и мировой рынки необходима лишь умелая работа по организации ее инфраструктуры, то есть индустрии, способствующей как производству изделий, так и ее сбыту. В данном контексте программа развития народно-художественных промыслов не что иное, как вполне инновационный проект.

Чтобы инновация нашла реализацию, пробила себе путь в толще непроходимых зарослей бюрократии, необходима соответствующая среда. Ведь «инновация — это в том числе нововведение…в организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы…». Так утверждают экономисты. О том же свидетельствует опыт развитых стран, и другого пути здесь, как ни крути, не существует.

Благо, об этом еще раз во всеуслышание в своем очередном Послании Федеральному Собранию сказал и Президент РФ Дмитрий Медведев:

«Мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития… Результатом этой работы должно стать кратное сокращение сроков начала их реализаций, — подчеркивает Президент. — При этом должностные лица, виновные в систематических задержках в согласовании документов и взимании платежей по основаниям, которые прямо в законе не установлены, должны подвергаться административным и иным взысканиям, а в необходимых случаях — и увольнению с должности».

О том, насколько это актуально в условиях Дагестана, свидетельствуют безрезультатные попытки дагестанских ученых-изобретателей сдвинуть с места огромный валун «непонимания» важности и целесообразности создания на базе одного из республиканских предприятий технопарка, целью которого бы стало доведение разработок дагестанских ученых, уже запатентованных и признанных изобретений, до стадии реального внедрения в производство. Такова же история с выделением средств из республиканского бюджета на формирование венчурного фонда, покрывающего риски подобных проектов. 100 миллионов рублей — цена этого вопроса — уже давно обросла огромными процентами упущенной Дагестаном выгоды.

Неэффективные предприятия должны уйти — другой тезис Президента. И опять реалии Дагестана. Огромные площади территорий некогда работавших заводов, цехов, оснащенных пусть устаревшим, но дорогостоящим оборудованием, ныне, разве что за исключением отдельных и хорошо известных нам предприятий, приносят дивиденды лишь небольшому числу акционеров. Их продукция, обороты, налоги уже давно не способны существенно повысить доходную часть нашего бюджета.

Есть только надежды, которые тают вместе с осознанием, что дважды в одну реку не войти. Не лучше ли национализировать их? Или по меньшей мере полнее использовать институт акционирования, наполнить его реальным содержанием, то есть предоставить гражданам республики стать их совладельцами и акционерами. Такие предложения уже были озвучены разработчиками Стратегии Дагестана-2020. Но дело дальше слов не пошло. А жаль.

Ведь запусти реально процедуру банкротства — выживут немногие. Притом, что при высоких зарплатах и всяческих налоговых и прочих преференциях, руководители этих предприятий не всегда отвечают требованиям, которыми должны обладать социально ответственные граждане. Невысокие, серые зарплаты, тяжкое и бесперспективное существование — вот то, что имеет от них наше население. Рано или поздно уже не раз высказанная Д. Медведевым и В. Путиным мысль о необходимости ужесточения процедур банкротств, по всей вероятности, все же придет к своему практическому воплощению.

Только лишь взимание реального земельного налога с предоставленных им территорий способно снять с руководителей неэффективных предприятий розовые очки, которыми они обозревают мир, предоставивший им как благо, так и ответственность за средства производства, призванные работать на интересы всего общества. Они же в большинстве своем сетуют на рынок, дороговизну энергоресурсов, сырья, волокиту чиновников, перекладывая вину на политиков, не желая видеть собственных просчетов.

При этом лишь малая часть из них диверсифицировало свое производство. В загашниках десятки нереализованных идей и проектов. Все старо. Есть и новое, но все вязнет и не находит воплощения прежде всего оттого, что стары методы управления и организации производством, а уж потом технологии или разработки, предлагаемые к внедрению.

Долгое время мы успокаивались мыслью, что ряд дагестанских предприятий успешно скооперировалось с АвтоВАЗом, но сегодня становится ясно: подобное взаимодействие – лишь часть обширной работы. Решающим условием достижения успеха экономикой республики может быть лишь реализация принципиально новых технологий, модернизация управления, без чего невозможен выпуск новых товаров.

Разработок же у дагестанских ученых немало. Часть из них уже уплыла за пределы страны. Может, все же стоит наконец впустить в цеха дагестанских предприятий веяние времени — союз интеллекта ученых-изобретателей с дерзостью и энергией молодых менеджеров и мудрость государственного регулирования.
 

Многим держателям насиженных мест это вовсе не с руки: придется больше работать, учиться, ломать в себе устоявшиеся стереотипы, рисковать. Одним словом, напрягаться.

Мало заинтересованы в этих изменениях и чиновники. Снести барьеры — значит принизить их значимость. Но менять систему все же придется.
Кстати, при всей критике Стратегии Дагестана — 2020 уже на первом этапе своей реализации она предполагает организационную перестройку деятельности органов исполнительной власти.

После последнего обсуждения в редакции « ДП» учеными, изобретателями и должностными лицами государственных структур проблем внедрения в экономику республики инноваций прошло более года. Продвинулось ли дело организации в Дагестане технопарка и венчурного фонда? Это главный вопрос, с которым мы намерены обратиться к ним вновь. Приглашаем за круглый стол нашей редакции всех участников той встречи.

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=9180

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *