Ломать — не строить

То, что рано или поздно в Махачкале придется решать проблему «левых» многоэтажек, понимали многие. Слишком уж долго и беззастенчиво насиловали дагестанскую столицу застройщики-хапуги в атмосфере проплаченной слепоты чиновников и правоохранителей. Последние пять лет «НД» практически ежемесячно писало о беспределе в строительной отрасли, призывая городские власти опомниться и объявить мораторий на точечную застройку. Увы, реакция на выступления газеты была практическая нулевая — что для чиновника судьба какого-то города, когда в сверхдоходном бизнесе ежегодно крутятся десятки миллиардов, а каждый новый подъезд приносит чиновнику как минимум миллион рублей еще на стадии согласования. И это только начало большой дойки.

Верните нам стабильность беспредела…

Когда же пришло время платить по векселям, оказалось, что ни застройщики, ни правоохранители, ни продажные судьи здесь абсолютно ни при чем. И отвечать по полной придется исключительно владельцам квартир, имевших неосторожность купить жилье в домах, попавших под снос.

Естественно, какая-то доля вины за то, что творилось в городе, лежит и на покупателях. Они ведь не слепые и не глухие, видели, что платят за квартиру в доме, построенном на территории чужого двора, что после завершении строительства этот самый двор превратится в тесную кухоньку, в которой одновременно завтракают полтора десятка чужих людей. Они прекрасно знали, что застройщик в нарушение всех законов возводит дом на шести «малоэтажных» сотках, обрекая жильцов на жизнь без двора, парковок и детских площадок. Они понимали, что стены их дома навеки лишат солнечного света обитателей окрестных зданий, что в случае землетрясения эта территория превратится в огромную ловушку для всех.

Все объяснимо — «квадрат» в домах, где сэкономили на всем (на документах, арматуре, бетоне, лишних придомовых сотках и т.д.), обходится в 11–12 тысяч рублей, тогда как цена того же «квадрата» в нормальном доме будет как минимум вдвое, а то и втрое выше. И плевать при этом, что в случае серьезного землетрясения дом этот сложится и похоронит жильцов, главное, что сегодня есть крыша над головой, а о том, что будет завтра, думать у нас не привыкли. Единственное, что нынче по-настоящему тревожит владельцев квартир в «левых» домах, — опасность возможного сноса и перспектива оказаться на улице и без денег.

И получается, что для всех них стабильность вчерашнего беспредела намного милей нынешних попыток властей вернуть ситуацию в правовое поле и восстановить порядок в строительной сфере. Для человека вообще очень важна стабильность, когда жизнь практически не преподносит никаких сюрпризов, а течет тихо-мирно день за днем и вечер за вечером. К примеру, существовал неписаный договор, согласно которому застройщики нарушали закон, чиновники брали за это деньги, а люди имели возможность по дешевке купить квартиру. И вдруг появляются какие-то посторонние люди и пытаются поломать систему, которая выстраивалась годами. И, оказывается, то, что вчера являлось законом и единственной реальностью, в одночасье превратилось в дым. И по новому закону твоя квартира должна превратиться в строительный мусор. Ну как тут не затосковать по беспределу, тем более что практически все главные виновники нынешнего положения дел по-прежнему в шоколаде, а расплачиваться за все предстоит исключительно бедолагам.

Расстрел с конфискацией

Очевидно, что рано или поздно ситуация со сносами домов выйдет из-под контроля и властям придется разруливать массовые протесты граждан, потерявших жилье. Практически невозможно смоделировать ситуацию, при которой все дома, попавшие в черный список, снесены, а их обитатели не вышли на улицы. Хотя, варианты, как говорят, есть всегда. К примеру, Васильев озвучивает указ, согласно которому к расстрелу без суда и следствия приговариваются все виновные: застройщики, представители администрации города, республиканские чиновники, силовики, судьи, а их имущество конфискуется в пользу пострадавших покупателей квартир. Но это все фантазии, а в реальности, сдается, что все виновные государственные мужи сохранят должности, а застройщики — деньги. А государство в очередной раз разведет руками и скажет: «А я тут вообще не при делах. Так обстоятельства сложились».

Между тем нынешний строительный беспредел возник не на пустом месте. О грубейших нарушениях закона в строительной сфере прекрасно знали все — от Рамазана Абдулатипова до сержанта участкового, получавшего свою небольшую «копеечку» за то, что закрывал глаза на незаконную многоэтажку в своем районе. Иными словами, еще вчера уродливый строительный бизнес в Махачкале являлся прямым следствием государственной политики в этой сфере. Или отсутствием всякой политики, что практически равнозначно.

А раз так, сегодня государство просто обязано заплатить по старым счетам, хотя бы частично компенсировав людям, лишившимся квартир, их потери. Поскольку без попустительства государства нынешней ситуации не могло бы быть по определению. Вариантов тут много. С учетом масштабов предстоящего сноса, уверен, можно поставить перед Москвой вопрос о целевой дешевой ипотеке для пострадавших. В идеале, конечно, было бы справедливым, если бы все проценты по ипотечным кредитам заставили выплачивать нерадивых застройщиков, а также всех виновных чиновников, силовиков, судей. Подобное предложение, кстати, озвучил в фейсбуке строительный юрист и активист движения «Городнаш» Арсен Магомедов. Он, во-первых, предлагает определить и сурово наказать всех лиц, виновных в нарушениях, а во-вторых, изъять принадлежащее им имущество и денежные средства, которые, по его мнению, следует направить в некий фонд, средства которого должны пойти на выплату компенсаций пострадавшим гражданам.

В качестве варианта можно также рассмотреть вопрос выделения пострадавшим земельных участков на окраине Махачкалы с последующим строительством инфраструктурных объектов. При наличии политической воли, уверен, необходимые площади отыщутся достаточно легко. В общем, варианты найти можно, было бы желание их искать. Это, кстати, основной вопрос, на который сегодня предстоит ответить властям, объявившим войну строительному беспределу. 

Если власть такие предложения озвучит, ситуация со сносом не станет причиной активных протестных акций и будет доведена до логического конца. Если же нет, возможны всего два сценария развития событий. Первый из них предполагает репетицию гражданской войны в республике с непредсказуемыми последствиями для ее руководства. Можно предположить, что по этому пути ни Васильев, ни Здунов не пойдут. Так что, по большому счету, остается лишь один путь — кампания по сносу незаконных домов потихоньку сойдет на нет и все ограничится лишь двумя снесенными многоэтажками. 

Нос вытащили, хвост увяз

Руководителям республики необходимо понять главное — проблемы, накопившиеся в Дагестане, невозможно решать точечно. Это как с точечной застройкой — дом, вроде, и стоит, но рано или поздно встанет вопрос о его сносе. Пару месяцев назад мы писали о том, что, по прогнозам ученых, в случае серьезного землетрясения Махачкала похоронит под обломками проблемных домов около двухсот тысяч человек. Снести все эти дома, не предоставив людям ничего взамен, — нереально. 200 тысяч протестующих это и для Москвы много, что тут говорить о маленьком Дагестане. Проблемы города надо решать комплексно, строя города-спутники с последующим расселением проблемных домов и кварталов. Помимо всего прочего — это реальная экономическая программа на несколько лет вперед. Причем, программа, способная во многом изменить к лучшему качество жизни в республике.

Мало выявить липовых инвалидов, для которых купленная инвалидность являлась единственным источником дохода. В благополучных, экономически развитых регионах бизнес на инвалидности не востребован, есть много других способов обеспечить себе достойную жизнь. 

В связи с вышесказанным вся эта борьба с негативом («левыми» многоэтажками, липовыми инвалидностями, «серыми» секторами в экономике) обречена на неудачу. Решив одну проблему, мы моментально получим новую. И так без конца. Проблемы Дагестана надо решать комплексно, и прежде всего развивать экономику региона с учетом имеющихся конкурентных преимуществ. Увы, новое руководство Дагестана никаких прорывных экономических проектов до сих пор не озвучило. Гипермаркеты нас из болота не вытащат. Пока же единственным реальным инвестором в Дагестане является Минобороны РФ, реализующее проект по строительству базы Каспийской флотилии в республике. Других серьезных проектов у нас пока не наблюдается.https://ndelo.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *