Свежая статистика Дагстата за 2017 год показывает, что демографические процессы в муниципальных образованиях Дагестана во многом сохраняют свою прежнюю динамику. Хотя произошли некоторые изменения. За прошлый год население Страны гор увеличилось на 22 тыс. человек, составив на 1 января 2018 года 3 млн 64 тыс. человек.
Наибольший относительный прирост численности населения среди городов и муниципальных районов Дагестана, как сообщало РИА «Дербент» в прошлом году, вновь демонстрирует Каспийск. А по оттоку населения на первом месте расположился, как и годом ранее, Ногайский район, еще раньше лидером по оттоку населения был Табасаранский район. Но самая высокая убыль населения зафиксирована в поселке городского типа (пгт.) Белиджи.
Каспийск увеличил свою численность на 3 тысячи человек, или на 2,6% (чуть меньше показателя за 2016 год), достигнув 116,3 тысяч человек. С учетом перспектив, которые открываются перед Каспийском в связи с превращением его в основную базу Каспийской флотилии, мощный миграционный приток в этот город сохранится на долгие годы, а может даже и увеличится.
Махачкала, Дербент и Дагогни непопулярны у дагестанцев
В абсолютном выражении Каспийск обогнала только Махачкала – 3,4 тысячи, но это обеспечило прирост населения столицы лишь на 0,6%, что оказалось даже ниже общереспубликанского показателя – 0,7%. Если учесть естественный прирост населения, то получается, что Махачкалу горожане покидают.
Таким образом, столица Дагестана утеряла привлекательность для дагестанцев. Жители республики, которые судя по росту миграционной убыли все активнее оставляют ее (за 2017 год она составила 12,7 тысяч человек), предпочитают переселяться в другие субъекты России напрямую, минуя Махачкалу. Однако численность населения Махачкалы (596,4 тысячи человек) приблизилась к 600 тысячам.
Следует также отметить, что в трех из восьми пгт., подчиненных администрации Махачкалы, миграционная ситуация оказалась лучше, причем в Новом Кяхулае и Семендере прирост составил 1,5%.
Прирост населения наблюдался и в остальных городах Дагестана, но самый низкие показатели отмечаются в Дербенте – 0,5%, Дагестанских Огнях и Южно-Сухокумске (как и в Махачкале) – по 0,6%. Численность населения самого южного города России увеличилась лишь на 0,6 тысячи человек, составив 123,7 тысячи. Несмотря на большое количество возводящихся жилых объектов в Дербенте, его численность растет только за счет естественного прироста, а не из-за притока населения извне.
Миграция и двойной учет
В пяти сельских районах прирост населения превысил 1,5%. Самый высокий после Каспийска прирост зафиксирован в Чародинском и Табасаранском районах – 2,1% и 1,9% соответственно, в Новолакском, Карабудахкентском (в том числе, в пгт. Манас) и Тляратинском – 1,7%. Высокие показатели сохранили Кизилюрт (1,6%), Хасавюртовский (1,4%) и Кизилюртовский (1,3%) районы.
Чуть меньший прирост пришелся на горные районы Западного Дагестана (Цумадинский, Казбековский, Гергебильский, Ахвахский) – 1,1%-1,2%. Еще в 6-ти районах, в основном в той же зоне, рост численности населения колебался в диапазоне 0,9%-1%. Получается, что миграционный отток из этих районов (с учетом естественного движения) незначительный. Во всяком случае, об этом свидетельствуют данные Дагстата.
Крайне депрессивным в миграционном отношении продолжает оставаться Южный Дагестан. Его жители активно покидают родные районы. Самая большая убыль за прошедший год была зафиксирована в 6-ти районах юга республики (Курахском, Хивском, Ахтынском, Рутульском, Сулейман-Стальском и Докузпаринском), а также в Сергокалинском районе – от -0,7% до -1,0%. Но лидером все же является самый северный Ногайский район Дагестана (-2,3%).
Примечательно, что в абсолютном выражении снижение численности населения Сулейман-Стальского района (-437 человек) превысило цифры по Ногайскому району (-430 человек). Необходимо заметить, что на фоне остальной республики Сулейман-Стальский район довольно успешно развивает свой агропромышленный сектор и благоустраивает населенные пункты, но это все равно не удерживает его население от миграционных настроений.
Убыль численности населения также была отмечена в Магарамкентском и Дербентском районах, притом, что последний, в отличие от остальных сельских районов Юждага, показывал положительную динамику в предыдущие годы. Но это произошло во многом из-за резкого падения численности пгт. Белиджи (-0,3 тысячи человек, или -2,8%), превратившегося в полюс оттока населения в Дагестане. Снижение же численности сельского населения Дербентского района (т.е. без учета пгт. Белиджи и пгт. Мамедкала) оказалось минимальным (-0,1%).
Почти не изменилась численность Агульского района, а Табасаранский район неожиданно из конца списка переместился в его начало, увеличившись за год на 1 тысячу человек. Тем не менее, численность населения Табасаранского района на начало 2018 года пока еще на 3,5 тысячи меньше цифры, зафиксированной переписью 2010 года. Сложно сказать, что послужило причиной таких кардинальных изменений в миграционном поведении жителей Табасаранского района. Продолжила снижаться численность населения в Лакском, Кулинском и Акушинском районах.
Существенные отличия в динамике численности населения в разных районах Дагестана, возможно, связаны не столько с реальными процессами, сколько с различной практикой учета жителей республики в муниципальных образованиях. Так, жители многих горных районов сохраняют свою регистрацию, переезжая в Махачкалу, другие города Дагестана и за пределы республики, и часто учитываются дважды. Наличное население горных районов явно ниже официального, в отдельных случаях – в несколько раз. Впрочем, имеются основания подозревать недоучет населения и приписки в официальной статистике городов Дагестана.
Тем не менее, прирост населения Дагестана продолжит снижение, а официальная статистика неизбежно отразит увеличение числа муниципальных образований, в которых будет происходить убыль населения.