Перед началом сезона волейбольный «Дагестан» заявлял о задаче выхода в суперлигу, однако игроки три месяца сидят без зарплаты, а будущее клуба – под большим вопросом. «БИЗНЕС Online» рассказывает почему команда из Махачкалы оказалась в бедственном положении.
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
«В бытовом плане в «Дагестане» всё на высшем уровне, никаких проблем. Хочу помочь команде выйти в суперлигу. Перед нами стоит именно такая задача», – с воодушевлением говорил в октябрьском интервью «БИЗНЕС Online» самый звёздный игрок махачкалинской Сергей Баранов. Помимо бронзового призёра Олимпиады-2004, в «Дагестан» летом пришли Константин Лесик и Макар Бестужев, остались в команде Владимир Ковальчук, Олег Сычёв и АркадийКозлов. С таким составом «Дагестан» стал одним из фаворитов высшей лиги А и всё шло к тому, что команда во главе с главным тренером Юрием Филипповым будет стучаться в элитный дивизион. Но уже осенью начались проблемы.
«Средний контракт в вышке А 100 — 150 тысяч рублей в месяц, но в «Дагестане» многих игроков привлекали бонусы: 10 — 15 тысяч за победу. Если хорошо играть и побеждать, можно жить на них и даже не трогать контрактные деньги. Уже с ноября платить бонусы нам перестали, – рассказывает капитан «Дагестана» Константин Лесик. – А в январе у нас под предлогом проверки забрали все контракты и не вернули. Вместо этого оформили договоры как с индивидуальными предпринимателями и закрыли их датой 31 декабря. Последние деньги мы получали как раз за декабрь. По январю, февралю и марту – тишина. Никто не получил ни копейки. Денег нет, контрактов нет. Работаем на честном слове от руководства клуба. Нас кормят «завтраками», что долги закроют, но молчать уже нет сил».
О том, что в «Дагестане» серьёзные проблемы говорит и официальный сайт клуба, на странице которого посетителей теперь встречает вот такое чудище.
ИЗ-ЗА ЧЕГО НАЧАЛИСЬ ПРОБЛЕМЫ?
«Дагестан» – детище бывшего главы республики и большого любителя волейбола Рамазана Абдулатипова. В 2013 году он сменил Магомедсалама Магомедова на посту главы Дагестана и тогда же начался стремительный взлёт местной команды. В сезоне 2014/15 она стала чемпионом высшей лиги Б, в следующем году – бронзовым призёром высшей лиги А. Дагестан всегда был родиной знаменитых борцов, а в своё время отсыпал золотые горы футболистам «Анжи», но о волейболе там знали не многие. Благодаря Абдулатипову ситуация изменилась – сам в прошлом игрок сборной Дагестана старался не пропускать матчи команды, а в волейбол начали играть все чиновники региона. Абдулатипов лично курировал команду и оказывал ей всестороннюю поддержку, привлекая местных спонсоров. Рекламы на форме у «Дагестана» в этом сезоне нет (раньше там размещался логотип ООО «Дагнотех»), однако в финансовом плане клуб всегда был одним из самых стабильных во втором по силе дивизионе российского волейбола.
Проблемы «Дагестана» начались осенью 2017 года, когда президент страны Владимир Путинначал очередную массовую смену глав регионов. В октябре он принял отставку Абдулатипова, а исполняющим обязанности назначил Владимира Васильева, который стал первым в истории «варягом» среди руководителей республики. Ранее ее возглавляли только местные политики. Васильев начал рьяно закручивать гайки, объявив войну коррупции и арестовав множество высокопоставленных чиновников.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Очевидно, что спонсоры волейбольного клуба, которые раньше получали за это определенные привилегии, при новой власти их потеряли. Финансовый оборот в республике теперь под серьёзным контролем. Из бюджета клубу выделяют деньги на проезд, питание и проживание, но зарплаты профессиональных игроков всегда были на плечах спонсоров, от которых команда сейчас оказалась отрезана. Чтобы «Дагестан» не умер, необходимо заново отладить финансовые процессы. Но главное, как это часто бывает в российском спорте, – политическая воля. По большому счету, всё зависит от и.о. главы региона Васильева и председателя правительства Дагестана Артёма Здунова. Будущее команды будет решаться на высшем уровне, как и погашение задолженностей перед нынешними игроками. По зарплатам долги скопились за четыре месяца, по премиальным – за полгода.
«ДАГЕСТАН» ЕЩЕ МОЖЕТ ВЫЙТИ В СУПЕРЛИГУ?
Выиграв 25 из 36 матчей, «Дагестан» делит 3-е место в высшей лиге А с МГТУ. Если в ближайший уикенд махачкалинская команда в гостях зацепит одну победу у «Изумруда», а 7 — 8 апреля в заключительном туре дома дважды обыграет челябинское «Торпедо», то вполне может подвинуть уральцев со второго места, которое даёт право на переходной турнир с тремя командами суперлиги («Динамо-ЛО», «Ярославич», «Самотлор»).
«Это уже не актуально. Задача выхода в суперлигу давно отпала. Тем не менее, мы постараемся достойно провести оставшиеся четыре матча, – говорит Лесик. – Надеюсь, что и клуб со своей стороны выполнит все обязательства. У нас не мультимиллионные контракты, чтобы прощать половину зарплаты. Ждем встреч с Васильевым и Здуновым и надеемся, что они помогут решить проблему».
Отметим, что в отличие от «Грозного», который в свое время ворвался в суперлигу, не имея никакой инфраструктуры и проводил матчи в Кисловодскке и Серпухове, у «Дагестана» есть отличная домашняя арена. Команда проводит домашние матчи во дворце спорта имени Али Алиева, вмещающем 5 тысяч зрителей. В конце апреля там пройдет чемпионат мира по борьбе, а вернётся ли туда волейбол – большой вопрос.