Муфтият Дагестана вышел из состава Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК). Официальным обоснованием этого было названо то, что муфтияты выразили недовольство распространением газеты «Ас-Салам» на территории их республик. О том, что это значит и будут ли последствия, корреспондент «Нового дела» опросил экспертов.
Заявление руководства муфтията Дагестана было опубликовано на официальной странице в «Инстаграме».
Как говорится в сообщении, 17 марта муфтий республики Ахмад Абдулаев выехал по приглашению Международной исламской миссии (МИМ) на собрание муфтиев Северного Кавказа. До официальной части мероприятия муфтии высказали Абдулаеву несогласие с тем, что представители муфтията Дагестана, в частности распространители газеты «Ас-Салам», работают на территориях их республик.
«По высказываниям коллег муфтия Дагестана, в республиках Северного Кавказа газета почему-то стала семенем непонимания и камнем преткновения. Хотя к содержанию газеты претензий не было. Мы исходим из того, что везде есть небольшая часть тех, кто отрицает так называемый «традиционный ислам» и недолюбливает его представителей и, в частности, орган просвещения традиционного ислама. И раздор вполне может случиться из-за этого. Хотим напомнить, что в этих республиках наши представители не раз оказывались задержанными правоохранительными органами, затем после нескольких часов, проведенных за решеткой, отпускались за отсутствием состава преступления», — говорится в сообщении муфтията республики.
После этих высказываний руководство дагестанского муфтията созвало экстренное совещание, на котором решило выйти из состава Координационного центра.
Кроме того, отмечено в сообщении, муфтият Дагестана «впредь не будет беспокоить эти республики присутствием распространителей общероссийской мусульманской газеты».
Как рассказал главный редактор издания «Ас-Салам» Азиз Мичигишев корреспонденту «Нового дела», до этого случая никто не высказывал претензии к тому, что на территории соседних республик продается их газета, и никаких проблем с распространением издания по субъектам России не было.
«Что стало причиной недовольства — для нас остается загадкой. Нам до сих пор непонятно, почему у них сложилось такое мнение. К содержанию, как я понимаю, у них не было никаких претензий», — сообщил Мичигишев.
Из стотысячного тиража примерно половина реализуется в Дагестане, остальная часть распространяется в других субъектах страны, добавил он.
По мнению председателя Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями республики Магомеда Абдурахманова, выход муфтията из КЦМСК является симметричной реакцией на возникшую ситуацию.
«Газета «Ас-Салам» давно зарекомендовала себя как газета, которая несет в массы исламские ценности, занимается просветительской деятельностью, проводит работу по информационному противодействию идеологии терроризма. Ислам обязывает каждого мусульманина получать знания и заниматься их распространением. Поэтому не совсем понятно, какой логикой руководствуются те, кто чинит препятствия этому. Ислам един, нет дагестанского, ингушского, кабардино-балкарского ислама», — сказал корреспонденту «Нового дела» Абдурахманов.
Муфтият Дагестана — самостоятельная централизованная общественная организация, поэтому данное решение принималось ею самостоятельно, добавил он.
Данный шаг не повлияет на прежнее сотрудничество и братские узы мусульман северокавказских республик, считает Магомед Абдурахманов.
«Возможно, изменятся статус и общественный вес КЦМСК после выхода из ее рядов республики с самым большим количеством верующих и религиозных организаций. Но, подчеркиваю, самое главное заключается в том, что данное событие не повлияет на отношения мусульман нашего региона», — пояснил глава Дагкомрелигии.
Причины, по которым муфтият Дагестана вышел из Координационного центра, более глубокие, считает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО Ахмет Ярлыкапов.
По его словам, дагестанский муфтият уже давно не связан с КЦМСК и поэтому его официальный выход из структуры стал констатацией текущего положения.
«Координационный центр остается формальной организацией. Муфтияты северокавказских республик и Ставропольского края действуют самостоятельно и какой-либо координации в своей работе не осуществляют», — сообщил он.
Весь смысл Координационного центра, считает Ярлыкапов, был в том, чтобы от всего Северного Кавказа при проведении мероприятий на федеральном уровне была представлена одна персона.
При этом Ахмет Ярлыкапов напомнил о давних трениях между муфтиятами Дагестана и Карачаево-Черкесии, второй из них возглавляет Исмаил Бердиев. Они начались в начале 90-х годов прошлого века, когда дагестанские агитационные автобусы не пропускали в Карачаево-Черкесию.
«Тогда в Карачаево-Черкесии опасались роста влияния с востока на их территории, в основном из Дагестана. Если реально смотреть на вещи, то дагестанский муфтият гораздо более эффективный и влиятельный, на мой взгляд», — добавил он.
По мнению старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Руслана Курбанова, «нахождение дагестанского муфтията в Координационном центре было для первого дополнительной обузой». Выход дагестанского муфтията из Координационного центра мусульман Северного Кавказа не станет крахом общекавказской структуры взаимодействия властей с мусульманскими лидерами, уверен он.
Координационный центр мусульман Северного Кавказа образовался после развала СССР, когда в каждом регионе стали появляться свои муфтияты. Но, как считает Курбанов, возглавляющий КЦМСК Исмаил Бердиев не стал тем лидером, который смог бы проводить последовательную политику и объединить достаточно амбициозных муфтиев Северо-Кавказского региона.
«Выход дагестанского муфтията из КЦМСК не станет крахом общекавказской структуры. Она как существовала, так и будет дальше координировать слабых муфтиев слабых регионов. Власть же в лице администрации президента и московских кураторов всех российских муфтиятов будет искать новые форматы и новые схемы координации работы между муфтиятами российских регионов», — добавил он.
Справка «НД». Координационный центр мусульман Северного Кавказа создан в августе 1998 года. Он объединяет централизованные религиозные организации мусульман на территории Северо-Кавказского федерального округа, Адыгеи, Краснодарского края и Крыма.
В апреле 2012 года из-за «разных взглядов на организацию работы» из КЦМСК вышел ДУМ Чечни.