Чем обернется выход муфтията Дагестана из состава Координационного центра мусульман СК

Муфтият Дагестана вышел из состава Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК). Официальным обоснованием этого было названо то, что муфтияты выразили недовольство распространением газеты «Ас-Салам» на территории их республик. О том, что это значит и будут ли последствия, корреспондент «Нового дела» опросил экспертов. 

 
Заявление руководства муфтията Дагестана было опубликовано на официальной странице в «Инстаграме». 
 
Как говорится в сообщении, 17 марта муфтий республики Ахмад Абдулаев выехал по приглашению Международной исламской миссии (МИМ) на собрание муфтиев Северного Кавказа. До официальной части мероприятия муфтии высказали Абдулаеву несогласие с тем, что представители муфтията Дагестана, в частности распространители газеты «Ас-Салам», работают на территориях их республик.
 
«По высказываниям коллег муфтия Дагестана, в республиках Северного Кавказа газета почему-то стала семенем непонимания и камнем преткновения. Хотя к содержанию газеты претензий не было. Мы исходим из того, что везде есть небольшая часть тех, кто отрицает так называемый «традиционный ислам» и недолюбливает его представителей и, в частности, орган просвещения традиционного ислама. И раздор вполне может случиться из-за этого. Хотим напомнить, что в этих республиках наши представители не раз оказывались задержанными правоохранительными органами, затем после нескольких часов, проведенных за решеткой, отпускались за отсутствием состава преступления», — говорится в сообщении муфтията республики.
 
После этих высказываний руководство дагестанского муфтията созвало экстренное совещание, на котором решило выйти из состава Координационного центра. 
 
Кроме того, отмечено в сообщении, муфтият Дагестана «впредь не будет беспокоить эти республики присутствием распространителей общероссийской мусульманской газеты». 
 
Как рассказал главный редактор издания «Ас-Салам» Азиз Мичигишев корреспонденту «Нового дела», до этого случая никто не высказывал претензии к тому, что на территории соседних республик продается их газета, и никаких проблем с распространением издания по субъектам России не было.
 
«Что стало причиной недовольства — для нас остается загадкой. Нам до сих пор непонятно, почему у них сложилось такое мнение. К содержанию, как я понимаю, у них не было никаких претензий», — сообщил Мичигишев.
 
Из стотысячного тиража примерно половина реализуется в Дагестане, остальная часть распространяется в других субъектах страны, добавил он.
 
По мнению председателя Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями республики Магомеда Абдурахманова, выход муфтията из КЦМСК является симметричной реакцией на возникшую ситуацию.
 
«Газета «Ас-Салам» давно зарекомендовала себя как газета, которая несет в массы исламские ценности, занимается просветительской деятельностью, проводит работу по информационному противодействию идеологии терроризма. Ислам обязывает каждого мусульманина получать знания и заниматься их распространением. Поэтому не совсем понятно, какой логикой руководствуются те, кто чинит препятствия этому. Ислам един, нет дагестанского, ингушского, кабардино-балкарского ислама», — сказал корреспонденту «Нового дела» Абдурахманов.
Муфтият Дагестана — самостоятельная централизованная общественная организация, поэтому данное решение принималось ею самостоятельно, добавил он. 
 
Данный шаг не повлияет на прежнее сотрудничество и братские узы мусульман северокавказских республик, считает Магомед Абдурахманов.
 
«Возможно, изменятся статус и общественный вес КЦМСК после выхода из ее рядов республики с самым большим количеством верующих и религиозных организаций. Но, подчеркиваю, самое главное заключается в том, что данное событие не повлияет на отношения мусульман нашего региона», — пояснил глава Дагкомрелигии. 
 
Причины, по которым муфтият Дагестана вышел из Координационного центра, более глубокие, считает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО Ахмет Ярлыкапов.
 
По его словам, дагестанский муфтият уже давно не связан с КЦМСК и поэтому его официальный выход из структуры стал констатацией текущего положения. 
 
«Координационный центр остается формальной организацией. Муфтияты северокавказских республик и Ставропольского края действуют самостоятельно и какой-либо координации в своей работе не осуществляют», — сообщил он. 
 
Весь смысл Координационного центра, считает Ярлыкапов, был в том, чтобы от всего Северного Кавказа при проведении мероприятий на федеральном уровне была представлена одна персона. 
При этом Ахмет Ярлыкапов напомнил о давних трениях между муфтиятами Дагестана и Карачаево-Черкесии, второй из них возглавляет Исмаил Бердиев. Они начались в начале 90-х годов прошлого века, когда дагестанские агитационные автобусы не пропускали в Карачаево-Черкесию.
 
«Тогда в Карачаево-Черкесии опасались роста влияния с востока на их территории, в основном из Дагестана. Если реально смотреть на вещи, то дагестанский муфтият гораздо более эффективный и влиятельный, на мой взгляд», — добавил он.
 
По мнению старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Руслана Курбанова, «нахождение дагестанского муфтията в Координационном центре было для первого дополнительной обузой». Выход дагестанского муфтията из Координационного центра мусульман Северного Кавказа не станет крахом общекавказской структуры взаимодействия властей с мусульманскими лидерами, уверен он.
 
Координационный центр мусульман Северного Кавказа образовался после развала СССР, когда в каждом регионе стали появляться свои муфтияты. Но, как считает Курбанов, возглавляющий КЦМСК Исмаил Бердиев не стал тем лидером, который смог бы проводить последовательную политику и объединить достаточно амбициозных муфтиев Северо-Кавказского региона.
«Выход дагестанского муфтията из КЦМСК не станет крахом общекавказской структуры. Она как существовала, так и будет дальше координировать слабых муфтиев слабых регионов. Власть же в лице администрации президента и московских кураторов всех российских муфтиятов будет искать новые форматы и новые схемы координации работы между муфтиятами российских регионов», — добавил он.
 
Справка «НД». Координационный центр мусульман Северного Кавказа создан в августе 1998 года. Он объединяет централизованные религиозные организации мусульман на территории Северо-Кавказского федерального округа, Адыгеи, Краснодарского края и Крыма.
 
В апреле 2012 года из-за «разных взглядов на организацию работы» из КЦМСК вышел ДУМ Чечни.
 

Автор : Мурад Мурадов

http://ndelo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *