Обустройство интерьера — большой и трудоемкий процесс, который занимает не меньше времени, чем сам ремонт.
В последние годы появляется все больший интерес к необычным решениям в декоре, и если раньше выбор стоял между привычными магазинами мебели и массовой IKEA, то сегодня есть и другие варианты. Появляются местные ребята, которые готовы экспериментировать и привнести новые формы в привычный быт. С одним из них, Исламом Сайпулаевым, мы поговорили о его опыте в создании мебели, традиционном дагестанском вкусе и новых формах в дизайне предметов интерьера.
— Для начала расскажи немного о том, чем ты занимался до изготовления мебели?
— Учился в Дагестанском институте прикладного искусства, дизайна и архитектуры на архитектурном факультете. Работал в основном по своей специальности, чем и по сей день занимаюсь. Хотя скорее это было больше удовлетворение запросов потребителя — проектирование простых многоэтажек, рутинная работа.
— А как ты пришел к изготовлению мебели?
— Все началось спонтанно, примерно год назад с небольшим. У меня были какие-то навыки и нереализованные идеи в архитектуре, я решил попробовать использовать их в малых объектах, которые можно сделать самому, в частности в мебели. К сожалению, в архитектуре для реализации подобных форм нужны большие ресурсы, которых на данный момент в Дагестане нет.
— То, что ты делаешь, сильно отличается от того, что наши люди предпочитают. Как ты пришел к такому стилю?
— Он сформировался неосознанно. У меня не было особого желания делать что-то отличающееся от основной массы. Я просто смотрел на формы, изучал их, думал, что из этого можно реализовать. Мне интересно экспериментировать. Изначально я просто создавал 3D-модели и думал, как это будет выглядеть в реальной жизни. В какой-то момент я понял, что иду в правильном направлении, стал в это углубляться, изучил новые для себя программы. На данный момент мне интересен параметрицизм.
— А как его задействовать в интерьере?
— У меня есть планы расширить сферу деятельности, делать не только мебель, но и другие элементы, как для интерьера, так и экстерьера. Выносить идеи на фасады, создавать какие-то уличные элементы, воплощать сложные конструкции. Но опять же, нужны немалые денежные вложения, чтобы делать большие объекты. Пока я решил набить руку на малом, а потом искать новые пути.
— Формы, которые ты используешь, напоминают проекты Захи Хадид. Она была тем, с кого ты брал пример?
— Да, так и есть! Вообще, еще в институте мне подарили ее книгу. Заха Хадид — культовая личность, первая женщина-архитектор, выигравшая Притцкеровскую премию. Насколько я знаю, она является родоначальницей этого стиля, тем человеком, который все сформировал, укрепил в профессии с помощью компьютерного моделирования. Параметрика происходит от слова параметр, когда функция меняет систему в целом. От нее все и пошло.
— Ты решил работать в подобном стиле просто потому, что тебе это нравится, или рассчитывал, что на это будет спрос?
— Основная причина в том, что мне нравится это самому. Я думаю, даже если бы не было никакого спроса, то я бы все равно это делал, меня к этому тянет. Мне интересно смотреть, как развиваются структуры.
— У тебя не было никаких масштабных планов, вроде изменить вкус дагестанцев к мебели?
— Такие планы есть (смеется). Можно начать с мебели, а потом двигаться дальше. Уже чувствуются позитивные сдвиги, вспышки каких-то изменений в дизайне. У наших людей появился интерес к этому, создаётся много новых проектов, значительно отличающихся от того, что делалось раньше.
— Ты уже сотрудничаешь с мебельными салонами или продаешь все напрямую?
— Дело в том, что я решил пока ничего не продавать. Сейчас стадия формирования линейки продуктов. Я хочу довести все до уровня, отвечающего моим требованиям, чтобы потом со спокойной душой все это вывести на рынок. Я много общаюсь с разными людьми, получаю обратную связь, что-то дорабатываю. Пока я не получил тот продукт, который хочу, но, думаю, это произойдет очень скоро.
— Ты предпочитаешь работать с деревом, не думал над другими материалами? Если да, то назови их.
— Первая причина, почему дерево — это доступность и простота в обработке. Спектр материалов будет расширяться, как только появятся дополнительные ресурсы. Тогда, конечно, передо мной откроется и больше новых возможностей и перспектив. Если конкретнее, то это различные виды металла и пластика, а еще бетон, например, хотя пока это больше мечты (улыбается). Все эти материалы можно комбинировать и получать интересные сочетания. Также есть планы работать с массивами различных пород дерева.
— Твои работы полны геометрии, которую можно реализовать по-разному. Не было мысли попробовать новые технологии, например, ту же 3D-печать?
— Кстати, а ты подал мне идею (улыбается). А насчет геометрии, это не просто форма ради формы, я хочу, чтоб она что-то выражала, показывала сущность предмета и была правдива.
— Ты сказал, что еще не продавал свою мебель, но было бы интересно узнать, какая она в каждодневной эксплуатации. Возможно, ты сам ей пользуешься?
— Первые два-три столика, которые я сделал еще год назад, я продал своим знакомым, и им все нравится, получил позитивные отзывы. В своем доме я использую светильники и табуретку, они получились очень практичными. Я пытаюсь все делать максимально комфортным и функциональным.
— Если затрагивать сам процесс изготовления, с какими трудностями ты столкнулся?
— Основная сложность — это отсутствие нужных станков с необходимыми параметрами. Сейчас я вынужден заказывать детали у сторонних фирм. В принципе, это достаточно простые шаблоны, изготовить их не вызывает больших сложностей, просто занимает больше времени, чем могло бы.
— Ты планируешь работать в других стилях?
— Вряд ли. Возможно, мой стиль изменится со временем и перерастет во что-то другое, в то, чего еще не было, потому что делать привычные вещи мне заранее не интересно. Мне нравится познавать новое, развиваться, поэтому изменения я воспринимаю хорошо.
— В Дагестане очень любят мебель с элементами барокко и даже арт-деко, что, по-твоему, привело к такому стилю?
— Я думаю, все пошло еще от наших предков, с тех времен, когда было не принято выделяться, а наоборот, старались быть как все. Ну и, конечно, у нас всегда готовы показать свой достаток и стараются выбирать все самое дорогое. Такие правила стали нормой в обществе, и многим некомфортно уходить в другую, непривычную для них атмосферу. Но все-таки тенденции меняются, сейчас люди больше ищут способы выразить свою индивидуальность через интерьер и делают все не напоказ, а для себя. Я думаю, эта тенденция продолжит развиваться и в будущем мы увидим много нового и интересного в домах дагестанцев.
Больше работ Ислама Сайпулаева смотрите на странице в инстаграм здесь.
Беседовал: Тимур Абакаров
Фото: Султан Ширинбеков