Древний праздник Эр в горах — встречаем весну! Для многих народов мира 21 марта — это Навруз, праздник наступления весны и нового года. А в высокогорном селе Рутул в Дагестане еще сохранился его собрат — Эр.

21 марта — известный всем день весеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи становятся равны. Но это еще и один из самых древних праздников на земле. В этот день иранские и тюркские народы празднуют Навруз — новый год по астрономическому солнечному календарю.

Праздник наступления весны возник больше трех тысяч лет назад на востоке Ирана, затем стал «официальным» религиозным праздником огнепоклонников, а сейчас является государственным для семи стран: Ирана, Афганистана, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Его празднуют также в Албании, Македонии, Грузии, Турции, в некоторых частях Китая, Индии и Ирака. Отмечают солнечный новый год и в России — например, в Татарстане, Башкортостане и Дагестане. Но в многонациональном Дагестане он не единственный.

В конце марта и начале апреля в республике празднуют множество подобных ему. Большинство таких «наврузов» проходит с 21 на 22 марта, но некоторые народы отмечают весенний праздник раньше. Среди них — рутульцы, живущие в горах рядом с азербайджанской границей. Фото: Владимир Севриновский Они уверены, что их Эр — самостоятельный обряд, который восходит к древнему поклонению одноименному богу. Еще несколько лет назад большая процессия шла к скале возле села Рутул, символизирующей дочь Эра. Ее украшали гирляндами и воздушными шариками, а дети закапывали под ней конфеты, чтобы год был удачным. Языческая традиция забыта, но праздник продолжает жить.

За день до торжества рутульские хозяйки готовят угощения и пекут лезгинский хлеб — широкую лепешку со множеством дырочек. Для праздника в муку первым делом кидают щепотку сахара, чтобы год был сладким. Фото: Владимир Севриновский Вечером барабанщики и зурначи обходят магалы — районы — Рутула, созывая жителей на танцы. Фото: Владимир Севриновский Всюду шныряют дети с пакетами. Они бесцеремонно стучатся в любые двери и выпрашивают угощение, напевая праздничную песенку про Эра и его дочку.

Когда-то им дарили крашеные яйца, теперь — сладости. Фото: Владимир Севриновский После заката рутульцы ходят в гости. Столы ломятся от яств: ведь на Эр полагается доесть запасы прошлогоднего сушеного мяса. Уважаемые люди произносят длинные красивые тосты. Фото: Владимир Севриновский Когда стемнеет, как и на Навруз, полагается собираться у костров. Но накануне выпал глубокий снег, и в этом году в Рутуле никто не хочет возиться с разжиганием огня.

 Но праздник не окончен. На следующий день рано утром сельчане несут к мечетям садака — добровольные пожертвования. На расстеленную скатерть кладут лепешки, сверху наваливают сыр, масло и конфеты. Фото: Владимир Севриновский Мулла читает молитву, затем мужчины делят приношения и раздают их женщинам. Недаром в рутульском языке выражение «попасть на садака» означает «наесться до отвала». В праздник никто не остается голодным! Фото: Владимир Севриновский Владимир Севриновский

Подробно на сайте Это Кавказ: https://etokavkaz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *