http://youtu.be/
«О проблемах образования на Северном Кавказе надо говорить пронзительно и даже, несколько, провокационно. Поскольку масштабы катастрофы чудовищны…». «Деградация системы среднего и профессионального образования за постсоветские годы достигла небывалых показателей…»
Подобные оценки существующей проблеме не найдешь в научных трудах и в отчетах чиновников. Однако их можно услышать в личных беседах с кавказскими интеллектуалами, в ком еще жива боль за уровень развития своих народов.
Осознание катастрофы
Муртуз Сулейманов, выходец из Дагестана, ныне владеющий консалтинговой фирмой «Efix Group» в Москве, с горечью рассказывал о своей попытке найти для своей компании подходящего бухгалтера в родной республике.
«Ни один из претендентов на эту вакансию не мог составить по нашему запросу ничего хоть отдаленно напоминающее профессиональное резюме, — сокрушаясь, рассказывает Сулейманов, — И лишь один человек прислал нам вместо резюме пространную выписку из своей школьной и студенческой биографии…»
Кавказский блогер Али Аскеров пишет: «Мой один знакомый студент говорит, что сегодня на Кавказе молодежи даже стыдно (цитирую его слова – «впадлу») хорошо учиться». «Какие-то тюремные понятия», — выносит жесткий вердикт автор блога.
Тот же блогер Али Аскеров пишет: «Обидно за то, что сегодня приезжают поступать молодые люди с Кавказа, у которых по ЕГЭ в аттестатах 90 баллов по русскому языку, а сами двух слов не могут связать. И мне все вокруг абсолютно справедливо тыкают это в глаза. И правильно говорят: «На Кавказе, чем выше в горы, тем больше бал по ЕГЭ».
Он же делает собственный печальный вывод из анализа существующей проблемы, что в ней виноваты не столько горские юноши, которым родители покупают такие баллы по русскому языку и остальным предметам. «Это система! Система, которая прогнила изнутри», — утверждает Аскеров.
Проблема вузов и чтения
Однако было бы лукавством все проблемы сбрасывать на власти и чиновников. Необходимо также признать проблему стремительного падения качества преподавателей и учебного процесса в северокавказских вузах.
Уровень проблемы становится очевидным, если ознакомиться с тем, какое место занимают российские университеты в мировом рейтинге качества образования. Так в мировом рейтинге ARWU — TheAcademicRankingof WorldUniversities представлены всего 2 российских вуза.
Причем, мы можем быть уверены, что даже в эти 2 российских вуза не входит ни один из кавказских вузов. Место кавказских вузов среди лучших российских вузов видно в следующей диаграмме.
По диаграмме мы со всей очевидностью видим, что и в этом рейтинге не представлен ни один из северокавказских вузов. Ни Махачкала, ни Грозный, ни Владикавказ, ни Нальчик, ни даже Ставрополь и Краснодар даже близко не соответствуют критериям этого рейтинга.
Так откуда взяться профессионалам в кавказских республиках? Может быть от шибко большой любви к чтению в наших горах в свободное время? Предлагаем вам взглянуть на следующую диаграмму.
Согласно этой диаграмме Россию в списке самых читающих стран мира обогнали даже такие страны третьего мира, как Индия, Таиланд, Филиппины и даже Египет. Уверяем вас, что даже это скромное место Россия в данном рейтинге получила не благодаря республикам Северного Кавказа.
Чем же занята наша молодежь, если она не учится в вузах, не читает книг и не строит карьеры? «Наша молодежь занята саморазрушением и самоуничтожением через спайсы, лирику, терпинкод и другие легкие и тяжелые наркотики», — утверждает в своем комментарии одном из кавказских сайтов пользователь под ником Grey.
Единицы, дающие надежду
Конечно, данный вывод слишком категоричный и обобщающий. Поскольку среди кавказской молодежи огромное количество честолюбивых и амбициозных парней и девушек, рвущихся в столичные и зарубежные вузы за качественным образованием.
При этом, практически все эксперты подтверждают, что до сих пор Северный Кавказ невероятно богат на таланты. Свидетельство тому – растущее количество кавказских ученых и специалистов мирового уровня.
Легендарный чеченский хирург Хасан Баиев мирового уровня, человек года в США, Великобритании и Японии, лауреат Международной премии «Врач Мира»…
Лезгинский биотехнолог Видади Юсибов, признанный одним из десяти «самых обнадеживающих и прославленных» умов в американской науке…
Карачаевский специалист в сфере системного анализа проблем демографии Далхат Эдиев, проработавший долгие годы в Австрийской академии наук и удостоенный Гранта фонда ООН в области народонаселения (UNFPA)…
Такими именами может похвастаться любой народ Кавказа – и ингуши, и осетины, и черкесы, и аварцы, и даргинцы…
Но проблема в том, что их единицы. В то время, как такие имена должны исчисляться десятками и сотнями тысяч. Поскольку, по-настоящему, прорывное развитие стран и регионов начинается только после того, как количество специалистов такого уровня достигает хотя бы 30% от количества населения.