Эксперты не увидели потенциала в республиканском проекте на форуме в Сочи
Концепция развития международного круизного судоходства по Каспийскому морю была представлена Агентством по предпринимательству и инвестициям Дагестана на инвестиционном форуме в Сочи. Руководство республики считает, что проект «представляет значительный интерес», но опрошенные корреспондентами «Нового дела» эксперты не увидели в нем «экономического потенциала».
XVI Российский инвестиционный форум «Сочи-2017» длился два дня, с 27 по 28 февраля. Дагестан на нем был представлен скромнее, чем в предыдущие годы. В прошлом году показали 62 инвестиционных проекта на общую сумму около 191 млрд рублей и 111 инвестиционных предложений на сумму порядка 209 млрд рублей.
Цена единственного представленного в этом году проекта неизвестна. «Мы представили только концепцию проекта, поэтому его цена пока еще не определена», — сообщили корреспонденту «Нового дела» в республиканском Агентстве.
На этот раз на стенде Корпорации развития Северного Кавказа Агентство по предпринимательству и инвестициям республики разместило проект международного круизного судоходства по Каспийскому морю. В акватории Махачкалинского порта между северным молом сухогрузной гавани и южным молом судоремонтного завода предполагается построить гавань для круизных судов, яхт и катеров, оградительные сооружения с берегоукреплением, пассажирские причалы, площадки для контейнеров и накопительные площадки для трайлеров, а также причалы понтонного типа для яхт и катеров. Кроме того, здесь предусмотрено здание морского вокзала с пассажирооборотом 30 тысяч человек в год и гостиничного комплекса на 150 мест.
После осмотра стенда премьер-министром Дмитрием Медведевым глава республики Рамазан Абдулатипов заявил, что «настоящий проект представляет значительный интерес как для населения самих прикаспийских государств, так и для многочисленных туристов из разных стран мира».
Кроме показа проекта, на форуме было заключено соглашение между Дагестаном и Тамбовской областью. Стороны договорились о расширении двусторонних связей в торгово-экономической, научно-технической, культурной и иных областях.
Глава республики высоко оценивает значение форума. «Форум привлекателен в первую очередь тем, что его организацией занимается председатель правительства России Дмитрий Медведев. Общение с ним тоже очень важно для регионов. Вместе с тем, на мой взгляд, было бы лучше, если бы здесь собирались не только региональные делегации, но и инвесторы, не хватает бизнесменов. Вся Россия должна быть заинтересована в инвестициях в экономику Кавказа», — цитирует главу его пресс-служба.
А опрошенные корреспондентами «Нового дела» эксперты критически оценили итоги форума.
По традиции, прошедший форум в Сочи ничего не даст республике, считает директор Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Сергей Дохолян.
«За последние 15 лет аналогичные мероприятия не привели к реальным результатам, кроме договоров о намерении», — заявил он.
По его мнению, «скромное участие» на этот раз связано с тем, что республика «решила не тратиться, так как не было новых оригинальных проектов».
«За последние годы выставляются одни и те же проекты, к которым не проявляют широкий интерес. А вариант с круизным мореплаванием не имеет теоретической основы и экономической предпосылки для реализации», — считает Дохолян.
«Вот собираются строить яхты, организовывать круизные путешествия по Каспию. Но будет ли пассажиропоток достаточным? Окажется ли он востребованным? Уверен, что никто и нигде никаких расчетов не вел. Поэтому его окупаемость может занять лет сто», — добавил он. Он также отметил, что Каспий не самое лучшее место для круизов — большую часть времени года его штормит.
«Регион не представляет интереса с точки зрения морского туризма. Здесь всего один порт. В море сразу попадаешь под таможенное и пограничное обслуживание, а его прохождение — неприятная и длительная процедура», — говорит экономист. Этот проект был предложен, чтобы как-то оживить интерес к региону.
По мнению Дохоляна, экономику Дагестана можно сравнить с минным полем.
«Что-то строить или планировать, пока оно не разминировано, невозможно. Поэтому никто сюда не идет, нет перспектив экономического развития, чтобы инвесторы могли спокойно работать. К тому же это поле разбито на интересы определенных групп. Пока же республика не видела серьезных инвесторов с прошлого века», — сказал Сергей Дохолян.
При этом он согласился с высказыванием Абдулатипова о том, что уровень развития промышленности в Дагестане в настоящее время упал до рекордно низких показателей «позднего феодального строя». Эту цитату, сказанную главой республики на деловом завтраке в Сочи, приводит агентство RNS. «Если мы по промышленности опустились на феодальный уровень, то возрождается Средневековье, нас захлестнуло невежество», — цитирует Абдулатипова агентство.
«Уровень промышленного развития Дагестана сейчас такой, как в начале прошлого века. Все последующее развитие шло за счет того, что советская власть вкладывала огромные средства, строила заводы. Промышленное развитие искусственно поддерживалось. И как только она пропала после приватизации, все вернулось на прежний уровень. Вопрос в том, почему это произошло и как это исправлять. А с другой стороны, надо понять, надо ли нам такое промышленное развитие», — отметил Дохолян.
Руководитель тур-проекта Martytravel Яна Мартиросова уверена, что туристов в Дагестане интересует прежде всего этническое многообразие. Морское побережье их мало волнует.
«Делать акцент на море, по-моему, неправильно. Мы не можем соперничать с другими побережьями, поскольку у нас нет сервиса, инфраструктуры. Каспий проигрывает той же Турции, где недорого и хорошо обслуживают», — говорит она.
Сочинский форум ничего, кроме общения чиновников друг с другом, республике не принесет, считает старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН Михаил Чернышов.
«Российский инвестиционный форум в Сочи, к сожалению, прошел в формате «продавцы без покупателей». В этом можно согласиться с оценкой Рамазана Абдулатипова, что на форуме в основном были региональные делегации, но почти не было реальных инвесторов. И Дагестан был представлен на мероприятии «по минимуму». Не стали арендовать павильон и везти сотни бизнес-проектов и инвестиционных идей. Разместили на стендах Корпорации развития Северного Кавказа единственный проект «Каспийского хаба», целесообразность и перспективы которого вызывают больше вопросов, чем ответов», — говорит он.
По мнению эксперта, логично было бы развивать те направления, где есть крупные потоки грузов: «Нефтяной трафик уменьшается. Иранское направление не может загрузить коридор «Север-Юг», грузы из Индии физически не могут поступать, так как в ближайшее десятилетие железная дорога в Иране не будет построена. Можно «закачать» деньги в транспортно-логистический проект, а потом, подобно Ассоль из романа Александра Грина, ждать у моря «алые паруса». Сейчас реализуется китайский проект «Экономический пояс Великого шелкового пути», активно продвигается российский проект «Новый Транссиб». «Каспийский хаб» на их фоне не выглядит даже “поводом для разговора”», — отмечает Михаил Чернышов.
По его словам, тема «круизного туризма» в Дагестане, предложенная еще в 2011 году разработчиками дагестанской Стратегии-2025, привлекательна лишь для дилетантов.
«Во-первых, Каспийское море — это лишь озеро, вокруг которого расположены страны и регионы, не слишком привлекательные для круизного туризма. Навигация возможна не круглый год, что снижает рентабельность использования судов. Во-вторых, Каспий в силу своей специфики — штормовое море, путешествие по которому для людей, страдающих морской болезнью, может стать пыткой. В-третьих, Махачкала — это не порт открытого моря, далеко не Ницца или Сен-Тропе на Лазурном берегу Франции, яхты миллиардеров не заплывут в эту гавань. В-четвертых, в Каспийском море международные воды начинаются сразу, без 12-мильной зоны свободного судоходства. То есть для совершения поездки из Махачкалы в Дербент на круизном судне туристу нужно будет пройти таможенный и пограничный контроль, предъявить загранпаспорт и потерять кучу времени для совершения 8—10-часового плавания, стоимость которого сравнима с перелетом в Москву и обратно», — отмечает он.
К сожалению, проект «Каспийского хаба» — «мертворожденное дитя», что очевидно еще на стадии концепции. Федеральных бюджетных денег он не получит, в республиканском бюджете — лишь долги, да и найти частных инвесторов на сто миллиардов рублей будет крайне сложно, уверен ученый.
Экономический обозреватель Николай Проценко считает, что развивать в Дагестане надо туристические маршруты в горы — в Кубачи, Балхар, Тлярату.
«Удивлять туристов морским круизом в Дагестане — не самый лучший вариант. Дербент должен быть последней точкой в поездке в Дагестан, самое главное нужно гостю под конец показывать», — говорит Проценко. По его мнению, идеальный вариант — «тур выходного дня: прилетел в пятницу, дальше из аэропорта — в Кубачи, следующим вечером — в Балхар или Цовкру, а утром воскресенья — в Дербент. Там полдня, поужинали — и вечерним самолетом в Москву. Впечатлений на полгода!».
«Пляжей и на Черном море хватает, Дагестан — совершенно другой тип отдыха и другая аудитория, которой эти круизы 200 лет не снились», — добавил Николай Проценко.
Автор : Мурад Мурадов, Ахмад Магомедов