«КТО?! Где? Когда?»
14 мая 2016 года в Дербенте прошла спецоперация, в ходе которой произошло убийство двух и ранение 17 полицейских. Штурм квартиры на пятом этаже дома по ул. Крепостной, 1, где засел Байрамали Абасов, подозреваемый в убийстве экс-руководителя дербентского педколледжа, 82-летнего Гаджиахмеда Казиахмедова, не прошёл бесследно для соседних квартир. Отца экс-мэра города Феликса Казиахмедоваубили 9 мая во дворе собственного дома. Семья убитого, по слухам, объявила вознаграждение в размере 1 млн рублей за информацию о местонахождении преступников, а 5 млн рублей – за то, чтобы преступников доставили к ним живыми… (Подробнее в материале «Операция на миллион», №19 от 20.05.2016 г. – «ЧК»).
По словам жильцов, их дом заблокировали на полтора суток, а чтобы взять Абасова, пригнали 17 бронированных машин. «Когда мы вернулись в свои квартиры, то увидели полный разгром. Разнесли стиральные машины, холодильники, мебель, окна, стены, потолки. Мы обратились в администрацию Дербента, в МВД. Нам ответили, что ничем помочь не могут, так как официально в тот день КТО не вводили. Если бы ввели КТО, то дали бы новые квартиры и возместили ущерб», – рассказали жители пяти пострадавших квартир.
В июле 2016 года мэрия Дербента выплатила трём семьям по 30 тысяч рублей, а одной – 15 тыс. Однако нанесённый ущерб, как считают пострадавшие, оценивается более чем в десятки раз. Жильцам пришлось проводить ремонт в квартирах за свой счёт. Кому-то восстановление жилья обошлось в 700 тыс., другим – более 1 млн руб. Их многочисленные обращения о возмещении ущерба перенаправляют в МЧС, а там поясняют, что спецоперация проводилась силами МВД Дагестана. Соответственно, режим КТО не вводился, в связи с чем нет оснований для обращения в Правительство РД и федеральные органы. В МЧС РД отметили, что внесли предложение властям республики поручить Минфину РД совместно с администрацией Дербента определить объёмы и источник финансирования для оказания помощи пострадавшим.
Отметим, что хозяева пяти квартир были официально признаны потерпевшими в сентябре прошлого года при задержании Абасова. А вот погибших бойца СОБР Виктора Тимофеева, начальника уголовного розыска Дербентского ГОВД Мусу Мусаева и раненых полицейских признали пострадавшими именно в ходе КТО. Им и их семьям компенсации положены.
12 декабря 2016 года жители Дербента встретились с вице-премьером РД Рамазаном Джафаровым. На личном приёме он принял решение подготовить поручение Минфину РД и МЧС РД изучить вопрос о выделении необходимых средств для компенсации ущерба из резервного фонда Правительства РД. Но до сих пор этот вопрос остался нерешённым. В Минфине РД говорят, что необходимых средств в резервном фонде пока нет.
«Скрутил. Подбросил. Посадил?»
Жительница Махачкалы Аминат Магомедова утверждает, что её сын Шамиль Магомедов стал жертвой противоправных действий сотрудника полиции Габибулы Алиева. Последний – работник Советского РОВД Махачкалы – недавно стал фигурантом уголовного дела о превышении должностных полномочий: его подозревают в том, что он вынудил задержанного признаться в хранении гранаты.
В семье Магомедовых произошёл аналогичный случай. 17 февраля этого года Советский районный суд Махачкалы признал Шамиля Магомедова виновным в незаконном хранении оружия (ч. 1 ст. 222 УК РФ) и взрывных устройств (ч. 1 с. 222.1 УК РФ). Ранее Магомедов был судим за публичные призывы к экстремистской деятельности, возбуждение ненависти и незаконное хранение оружия.
По словам Магомедовой, 22 июля 2016 года Габибула Алиев вместе с другими сотрудниками полиции остановил автомобиль Шамиля. Без всяких объяснений полицейские скрутили его, посадили на заднее сиденье его же автомобиля и увезли в неизвестном направлении.
Магомедова пересказала слова сына о том, как его какое-то время возили по городу, избивали и пытали током. Затем отвезли к парку «50 лет Победы» и оформили протокол, согласно которому они в 21:00 остановили Магомедова возле парка, где в ходе осмотра салона машины якобы нашли боеприпасы, а также диски и книги религиозного содержания.
Затем Магомедова отвезли в Советское РОВД Махачкалы, где вынудили дать объяснение, что обнаруженные в его кармане 29 патронов и граната принадлежат ему.
Согласно материалам дела, Алиев рассказал суду, что в тот вечер он совместно с другими сотрудниками МВД в ходе профилактических мероприятий остановил автомобиль под управлением Магомедова. В ходе осмотра машины они увидели гранату, после чего вызвали следственно-оперативную группу для осмотра машины, привлекли понятых и нашли всё вышеперечисленное: боеприпасы и религиозную литературу.
По мнению суда, эти показания нашли подтверждение в показаниях других свидетелей – сотрудников МВД и понятых (которых, по словам Магомедова, вообще не было). Показания свидетелей защиты, к примеру, тех, кто видел, как сотрудники полиции силой затолкали в машину человека, похожего на Магомедова, суд признал «не соответствующими действительности», сославшись на то, что родственники подсудимого оказывали на них давление. Суд счёл вину Магомедова доказанной и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на год и шесть месяцев.
«Во время суда 16 февраля и 17 февраля мой сын сказал нам, что опасается за свою жизнь. Он рассказал, что 13 февраля в СИЗО-1 Махачкалы его избил замначальника Дауд Давыдов, для того чтобы в суде Шамиль признался в совершении не совершённых им преступлений, а если он не признается, то припишут ст. 208 УК РФ («Организация незаконного вооружённого формирования или участие в нём»)», – рассказала Магомедова. По мнению матери, Алиев оказывал давление на руководство СИЗО-1, чтобы ужесточили для него условия.
В УФСИН по РД сообщили, что эта информация не соответствует действительности. «Была проведена проверка, в ходе которой установлено, что в 2017 году фактов применения физической силы и специальных средств в отношении подозреваемых, обвиняемых и осуждённых, содержащихся в СИЗО-1, выявлено не было», – сообщили в управлении. Алиев, по их данным, СИЗО-1 не посещал и, в соответствии с законом, не имеет возможности вмешиваться в деятельность УФСИН.
Родственники Магомедова считают, что Алиев мстит парню за то, что тот выложил в Интернет видеоролик, в котором видно, как он с другими сотрудниками избивает молодых ребят на улице Гагарина, затем закидывает в машину и увозит. Из-за этой записи, по словам Магомедовой, в отношении этих ребят не было возбуждено уголовное дело.
Сейчас Алиев, хоть он и подозреваемый в уголовном деле о превышении должностных полномочий, фальсификации доказательств и результатов ОРД, является действующим сотрудником полиции. К уголовному делу его привлекли, после того как махачкалинец Керим Фатахов смог доказать, что в Советском РОВД ему подкинули гранату. Будет ли прокуратура РД проводить ревизию подобных дел, проходивших через Алиева и приведших людей к реальным срокам осуждения, неизвестно…
Ранее Алиев работал в ЦПЭ по РД. Летом 2014 года он стал фигурантом дела об изнасиловании жительницы Махачкалы Садии Арслановой (она написала соответствующее заявление). Как сообщили в пресс-службе МВД республики, суд признал Алиева невиновным в инкриминируемом преступлении, а девушку обвинили в клевете.
Ранее Алиев не раз мелькал в прессе в контексте обвинений в неправомерных действиях. Например, в июле 2014 года его обвиняли несколько местных жителей. По их словам, шесть человек в гражданской одежде остановили их с требованием предъявить документы. Несмотря на предоставленные паспорта, остановивший (как оказалось, Габиб Алиев), будучи пьяным, стал душить одного из них и нецензурно выражаться. Затем парня повалили и толпой избили ногами. Происшествие было зафиксировано камерой видеонаблюдения, а запись выложена в Интернет.
Алиев фигурировал и в жалобе администратора детского клуба «Аманат» Заремы Алиевой председателю Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаилу Федотову. По словам женщины, он в нетрезвом состоянии ворвался во двор детского клуба, забрал воспитательницу в здание и сказал, что не отпустит её, пока та не покажет паспорт.
Следствие ведут?
Как показывает практика, уголовные дела в отношении сотрудников полиции, тем более высокопоставленных, годами находятся в подвешенном состоянии. Как правило, следователи Следственного комитета (они расследуют дела в отношении сотрудников МВД) не находят в действиях своих коллег состава преступления. Например, прекращено уголовное дело в отношении экс-начальника Советского РОВД Махачкалы Шакира Омарова, возбуждённое по факту превышения полномочий (п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ). Его обвиняли в том, что он, используя ненормативную лексику, оскорбил своего подчинённого, а также ударил его кулаком в лицо. Спустя месяц после возбуждения уголовного дела Советский районный суд Махачкалы признал незаконным соответствующее постановление следователя, а 17 марта 2016 года по результатам дополнительной проверки вынесено постановление об отказе в возбуждении в отношении него уголовного дела.
До сих пор не расследовано уголовное дело в отношении начальника отдела УУР МВД по РД Сайпулакади Джамалудинова, обвиняемого в гибели Эрадиля Асанова, доставленного в октябре 2014 года в ОВД по Ногайскому району. Согласно официальной версии, он был доставлен как подозреваемый в убийстве девушки. Асанов, по изначально озвученной версии, во время опроса накинулся с ножом на Джамалудинова и сотрудника УУР Абдурахмана Койлубаева и был убит в ходе самообороны. Экспертиза показала, что у Асанова ножа не было, а убит он был выстрелом в затылок. После массовых акций протеста Тарумовским МСО СУ СКР по РД в отношении Джамалудинова было возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий. Спустя два года после начала расследования следователь не нашёл в действиях Джамалудинова состава преступления и в декабре 2016 года прекратил уголовное дело «в связи с отсутствием в его действиях состава преступления». Данное постановление следователя в декабре 2016 года было отменено, и сейчас дело вновь находится на стадии предварительного расследования.
Следственный комитет не нашёл состава преступления и в действиях экс-замначальника Гергебильского РОВД Магомеда Омарсултанова и замминистра ВД по РД Ахмеда Баталиева. Заявление на указанных лиц написал уроженец Гергебильского района Магомед Цихилов. Историю Цихилова, которому подкинули флешку якобы от «Балаханинской» бандгруппы с требованием выплатить 5 млн рублей под угрозой расправы, «Черновик» рассказывал в статье «ОПГрейд от МВД» (№35 от 4.09.2015 г. – «ЧК»). С помощью знакомств в ФСБ Цихилов тогда вычислил, что телефонные сообщения с угрозами поступали от замначальника Гергебильского РОВД Омарсултанова.
Позже выяснилось, что Цихиловы не единственные, кто получал угрозы от полицейского (выявилось ещё несколько человек). В результате вымогательства, по сведениям Цихилова, Омарсултанов заполучил машины, квартиру и крупные суммы. За три года, в течение которых Цихиловы получали угрозы, было возбуждено несколько уголовных дел по факту вымогательства, умышленного уничтожения его имущества и незаконного хранения оружия.
Семья была уверена, что в МВД никогда должным образом не расследуют эти дела, так как всё произошедшее с ними случилось, по их мнению, под покровительством Баталиева. На данный момент уголовные дела возбуждены в отношении членов НВФ «Балаханинская», по которым в последующем вынесены постановления о прекращении уголовного преследования в связи с их смертью или приостановлении производства в связи с объявлением их в розыск. По заявлению Цихилова о противоправных действиях Омарсултанова и Баталиева следователем вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
От уголовного преследования могут уйти и другие высокопоставленные силовики. 13 февраля прокуратура Дагестана отменила решение о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества при приобретении квартир для наркополицейских. В статье «Наркоквартирный вопрос» (№47 от 2.12.2016 г. – «ЧК») «Черновик» писал о том, что в УФСКН РФ по РД сотрудниками ФСБ и УБЭиПК выявлено крупное мошенничество, связанное с приобретением управлением 10 квартир по договору участия в долевом строительстве, расположенных в Каспийске, общей стоимостью 13,5 миллиона рублей. В марте 2013 года должностные лица УФСКН России по РД приняли на баланс от ПЖСК «Салют» 10 квартир, непригодных для проживания и не отвечающих требованиям, предъявляемым к жилым помещениям: квартиры представляли собой «голый» каркас, кроме того, не были подведены коммуникации. Согласно заключению эксперта, рыночная стоимость приобретённых квартир была завышена. Их общая стоимость составляет 9 миллионов рублей.
В числе соучастников был экс-замна-чальника УФСКН РФ по РД, председатель аукционной комиссииМагомед Калантаров (сейчас работает в Управлении администрации главы и правительства по вопросам противодействия коррупции). 31 января СУ СК РФ по Дагестану возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»), но прокуратура посчитала, что тут гражданское дело, а не уголовное… ]§[