Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России», являющиеся составителями ежегодного Национального туристического рейтинга, провели при участии исследовательского агентства BCGroupновое масштабное исследование с целью выявить наиболее известные, узнаваемые и привлекательные для туристов региональные бренды. Так, по итогам исследования дагестанский шашлык из баранины вошел в топ-100 туристических брендов России.
Для подготовки данного исследования журнал «Отдых в России» направил запросы в региональные министерства и департаменты по культуре и туризму с просьбой предоставить информацию о продвигаемых региональных туристских брендах. Чтобы у чиновников был простор для творчества, мы указали в запросе, что это могут быть уникальные турмаршруты, объекты показа, гастрономические бренды, народные промыслы и т.п. Чтобы все российские регионы были представлены в исследовании, дополнительно были опрошены эксперты и собрана информация из открытых источников, в том числе из официальных туристических порталов субъектов РФ и национального туристического портала Russia.travel.
Таким образом, получился список из 1000 региональных туристических брендов. Все собранные бренды были разделены на 5 групп: «Объекты показа (достопримечательности, места отдыха, географические и промышленные объекты)», «Туристические маршруты», «Мероприятия событийного туризма», «Гастрономические бренды» и «Народные художественные промыслы». После предварительного отсева экспертами ЦИК «Рейтинг» и журнала «Отдых в России» было отобрано 425 наименований, которые и вошли в итоговую таблицу для опроса граждан.
В анкете со списком брендов и указанием регионов, к которым они относятся, респондентам задавалось три вопроса с просьбой ответить «да» или «нет»:
1. Известен ли данный бренд лично Вам? (Критерий – «узнаваемость бренда».)
2. Ассоциируется ли у Вас данный бренд с указанным регионом? (Критерий – «связь бренда с регионом».)
3. Хотели бы Вы посетить указанный регион, чтобы ближе ознакомиться с данным брендом? (Критерий – «туристическая привлекательность бренда».)
Сумма набранных баллов по трем критериям и обеспечивала место бренда в таблице.
По совокупности набранных баллов по трем критериям в ТОП-100 российских брендов вошли 62 объекта показа (это географические объекты, курорты, места отдыха, достопримечательности и даже известные промышленные объекты), 5 туристических маршрутов, 1 мероприятие, 21 гастрономический бренд и 11 народных художественных промыслов.